Решение б/н б/а от 29 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «ЮНИОНТРЕЙД»

 

Профсоюзная ул., д. 26/44, Э подвал, пом. II, ком. 1, оф. 3, г. Москва, 117292

 

2. ГБУ «ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ТРОПАРЕВО-НИКУЛИНО»

 

Никулинская ул., д. 12, корп. 3,

г. Москва, 119602

 

3. ООО «ЕЭТП»

 

Кожевническая ул., д. 14, стр. 5,

г. Москва, 115114

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10477/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30.09.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>;

<...>;

в присутствии представителей:

от ООО «ЮНИОНТРЕЙД»: <...>;

от ГБУ «ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ТРОПАРЕВО-НИКУЛИНО»: <...>;

рассмотрев жалобу ООО «ЮНИОНТРЕЙД» (далее — Заявитель) на действия
ГБУ «ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ТРОПАРЕВО-НИКУЛИНО» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку расходных материалов для выполнения работ по капитальному ремонту МКД (реестровый 31908095261) (далее — Аукцион, Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от дальнейшего участия в Аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 31908095261 от 13.09.2019 Заявителю (номер заявки - 217424) отказано в допуске к дальнейшему участию в Аукционе со следующим обоснованием:

«Положения документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства: п. 3.3.2, 5.1.4 Раздела II. Общие условия проведения аукциона.

1. В первой части заявки Участник закупки представил сведения не соответствующие требованиям Заказчика, установленным в п. 39 Приложение №1 к Техническому заданию, а именно: требования Заказчика относительно мешков для мусора: «объем не более 120, не менее 220л. размер (шхтхд) от 55х35 или 40х не менее 80 ширина, длина в см, толщина в мкм», однако, Участник в первой части заявки указал следующую информацию: «объем 120, 220л. размер (шхтхд) 60х 35х 80 ширина, длина в см, толщина в мкм», что не соответствует требованиям Заказчика, т.к. мешки разного объема не могут иметь одинаковые размеры.

2. В первой части заявки Участник закупки представил сведения не соответствующие требованиям Заказчика, установленным в п. 48 Приложение №1 к Техническому заданию, а именно: требования Заказчика относительно профиля стоечного: «Монтироваться должен в паре с соответствующим по типоразмеру направляющим профилем. Размер профиля (шхдхв) ≥50≤100х3000или6000х40±10мм», однако, Участник в первой части заявки указал следующую информацию: «Монтироваться в паре с соответствующим по типоразмеру направляющим профилем. Размер профиля (шхдхв) 100 х3000 х40мм», что не соответствует требованиям Заказчика, т.к. в пункте 45 участник предложил направляющий профиль размером (шхдхв) 50 х3000х30мм. Учитывая то, что ширина направляющего профиля в два раза меньше чем ширина стоечного профиля, смонтировать каркасную конструкцию из предложенных участником профилей не представляется возможным.

3. В п. 46 Участником закупки не указан товарный знак предприятия-изготовителя предлагаемого товара (унитаз). В соответствии с п. 3.3.2 Раздела II. Общие условия проведения аукциона, первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать, конкретные показатели товара, оборудования, материалов (деталей, конструкций), используемых при поставке товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара. Так, согласно п. 5.3.1
ГОСТ 15167-93 «Изделия санитарные керамические. Общие технические условия (с Изменением N 1)» на каждом изделии должен быть нанесен товарный знак предприятия-изготовителя и сорт изделия
».

По мнению Заявителя, его заявка при проведении Аукциона отклонена Заказчиком неправомерно, поскольку заявка полностью соответствовали требованиям Аукционной документации.

На заседании комиссии представитель Заказчика ссылался, что заявка Заявителя от дальнейшего участия в конкурентной процедуре была отклонена правомерно, поскольку такая заявка не соответствовала требованиям, установленным в Аукционной документации.

На заседании Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев: несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Заказчиком в Приложение № 1 к Техническому заданию Аукционной документации сформулированы технические характеристики к товару, необходимому к поставке по условиям заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры договора, в частности по пунктам 39 «Мешки для мусора», 46 «Унитаз», 48 «Профиль стоечный».

Так, Заказчик по параметру «Объем» пункта 39 «Мешки для мусора» установил требуемое значение «не более 120, не менее 220л.», по параметру «размер (шхтхд)» указанного пункта установил значение – «от 55х35 или 40х не менее 80 ширина».

Согласно инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в Аукционе (далее – Инструкция) Слова «не менее» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему; слова «не более» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.

Согласно Инструкции в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «запятая», союза «и», - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.

Участник в составе заявки по параметру «Объем» требуемого товара указал значение «120, 220», по параметру «размер (шхтхд)» - «60Х35Х80».

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что значение, представленное Заявителем является не соответствующим требованиям Аукционной документации, поскольку мешки разного объема не могут иметь одинаковые размеры.

При этом представитель Заявителя указал, что мешки объемом
220 литров имеют дополнительный размерный параметр — глубина, в связи с чем основание отклонения его заявки неправомерно, поскольку носит предположительный характер
.

При таких обстоятельствах, значение предлагаемое участником по спорному параметру товара фактически соответствовало установленным Аукционной документацией требованиям.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе одним из оснований для отклонения заявки Заявителя являлось неуказание в составе заявки по пункту 46 «Унитаз» товарного знака предприятия-изготовителя.

Согласно пункту 3.3.2 Раздела II Аукционной документации первая часть заявки на участие в открытом аукционе, в том числе должна содержать конкретные показатели товара, оборудования, материалов (деталей, конструкций), используемых при поставке товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара.

Установлено, что в составе заявки Заявителя по пункту 46 «Унитаз» отсутствует указание на товарный знак предприятия-изготовителя.

На заседании Комиссии представители Заявителя отметил, что понятия «товарный знак» и «товарный знак предприятия-изготовителя» имеют разные значения, в связи с чем отклонение по такому основанию некорректно.

В свою очередь, представитель Заказчика ссылался на пункт 5.3.1 ГОСТ 15167-93 «Изделия санитарные керамические. Общие технические условия», которым определено, что на каждом соответствующем изделие должен быть указан товарный знак предприятия-изготовителя.

Комиссия отмечает, что ГОСТ 15167-93 не содержит понятия «товарный знак» в понимании действующего гражданского законодательства, а использует понятие «товарный знак завода изготовителя», которое не имеет нормативного закрепления и употребляется исключительно в рамках стандартов.

При этом указанное понятие используется ГОСТ 15167-93 с целью индивидуализации исключительно предприятия изготовителя, а не производимого им товара.

Таким образом, указанное узкое толкование отдельно взятого пункта при игнорировании Заказчиком общей направленности стандарта не соответствует положениям ГОСТ 15167-93 и целям, для которых он был принят.

При таких обстоятельствах значение, предложенное участником соответствовало требованиям Аукционной документации.

Еще одним основанием отклонения заявки Заявителя от дальнейшего участия в закупочной процедуре послужило представление в составе заявки сведений несоответствующих требованиям Аукционной документации по пункту 48 «Профиль стоечный».

В описании названного пункта Заказчик указал, что профиль стоечный должен монтироваться в паре с соответствующим по типоразмеру направляющим профилем.

По параметру «Размер профиля (шхдхв)» пункта 48 «Профиль стоечный» Заказчик установил требуемое значение «≥50≤100х3000 или 6000х40±10».

Заявитель в составе заявки указал, что профиль стоечный должен монтироваться в паре с соответствующим по типоразмеру направляющим профилем, а также указал его размеры: «100 х3000 х40».

На заседании Комиссии представитель Заявителя отметил, что в Аукционной документации отсутствует указание на взаимосвязь между пунктами 45 и 48 Технического задания, в связи с чем он предложил к поставке товар соответствующий требованиям пункта 48 «Профиль стоечный» без соответствия его пункту 45 «Направляющий профиль».

В свою очередь, представитель Заказчика ссылался на то, что в Форме № 2 четко указано, что профиль стоечный должен монтироваться в паре с соответствующим по типоразмеру направляющим профилем, в связи с чем рассматриваемое основание отклонения осуществлено обоснованно.

Между тем, Комиссия обращает внимание, что участник при заполнении Формы № 2 обязан исключительно предоставить конкретные значения по установленным Заказчиком параметрам.

При этом Комиссия полагает, что участник закупочной процедуры не должен совершать дополнительных действий при предоставлении конкретных значений по параметрам, в том числе предоставлять значения с учетом специфики параметров, так, чтобы представленное значение одновременно не противоречило как требованиям самой Аукционной документации, так и техническим характеристикам, свойственным для такого рода товара, а также требованиям ГОСТ.

Поскольку Закон о закупках наделяет Заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к объекту закупочной процедуры, Заказчик при определении требований к товарам должен максимально четко и конкретно их сформулировать, и в случае установления специфических параметров указать на необходимость учета таких характеристик.

Между тем, описание объекта закупки в Закупочной документации не содержит информации о необходимости учета специфичности данных характеристик (поскольку такой параметр требует предоставления одновременно двух значений) при предоставлении сведений о конкретных значениях показателей товара.

В связи с изложенным, установление Заказчиком таких требований не может расцениваться Комиссией как объективное описание объекта закупки. Из чего следует, что Заказчиком ненадлежащим образом, установлены требования к объекту закупочной процедуры, что противоречит пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Между тем, законодательство в сфере закупок возлагает на заказчиков обязанность по формированию надлежащей закупочной документации, не допускающей ни двояких толкований, ни введения в заблуждение участников закупки с целью дальнейшей манипуляции поданными ими заявками.

В данном случае, такое манипулирование осуществлено при помощи установления специфических характеристик, а также установления требований таким образом, чтобы представляемые участниками значения одновременно отвечали требованиям как Закупочной документации Заказчика, параметрам товаров, установленных производителем таких товаров, так и требованиям ГОСТ, при этом Комиссия отмечает, что Заказчиком в Аукционной документации не предусмотрено возможности продекларировать соответствие товара установленным требованиям.

Ввиду вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что указанные в Форме № 2 формулировки Заказчика могли потенциально отсекать заинтересованных лиц, только определяющих для себя возможности участия в той или иной закупке в ее условиях, либо вводить участников в заблуждение при подготовке и оценке правильности своих предложений.

Таким образом, отклонение заявки является следствием утверждения в Аукционной документации ненадлежащих требований к объекту закупочной процедуры, что не отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Также учитывая, что требования к товарам, установленные Аукционной документацией, в ряде случаев сформулированы таким образом, при котором участникам надлежит исключительно воспроизвести установленное Заказчиком требование (например, по параметру «Предел огнестойкости» товара «Пена монтажная противопожарная» Заказчиком установлено требуемое значение «El6o», по параметру «Количество пар в упаковке» товара «Перчатки рабочие тип 1» установлено безальтернативное значение «1» и т. д.), представляется возможным сделать вывод о том, что участник может продекларировать соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям Аукционной документации Заказчика, что, в свою очередь, не будет противоречить действующему законодательству в сфере закупок.

В связи с вышеизложенным Комиссия полагает возможным установление в Аукционной документации условий, при которых участники закупки вправе выразить в составе заявки свое согласие на поставку товара, в соответствии с требованиями документации, а именно конкретными показателями, которые Заказчик сформировал на основании своей потребности в Форме № 2.

Данный вывод Комиссии соотносится также с тем, что Закон о закупках не обязывает участников на момент подачи соответствующих заявок иметь товар в наличии. В связи с чем выражение согласия на поставку товара, соответствующего требованиям Заказчика, надлежит расценивать как достаточное для принятия участия в такой процедуре.

При таких обстоятельствах, Комиссия полагает, что заявка Заявителя подана в соответствии с требованиями Заказчика и Законом о закупках, в связи с чем у Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки такого участника.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЮНИОНТРЕЙД» (ОГРН 1107746523048 ИНН 7728740765) на действия ГБУ «ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ТРОПАРЕВО-НИКУЛИНО» (ОГРН 5137746228087 ИНН 7729760595) при проведении Аукциона обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6.1 статьи 3, пунктов 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

члены Комиссии <...>

 

 

 

<...>

 

 

1. ООО «ЮНИОНТРЕЙД»

 

Профсоюзная ул., д. 26/44, Э подвал, пом. II, ком. 1, оф. 3, г. Москва, 117292

 

2. ГБУ «ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ТРОПАРЕВО-НИКУЛИНО»

 

Никулинская ул., д. 12, корп. 3,

г. Москва, 119602

 

3. ООО «ЕЭТП»

 

Кожевническая ул., д. 14, стр. 5,

г. Москва, 115114

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-10477/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

30.09.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>;

<...>;

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 02.09.2019
по делу
077/07/00-10477/2019,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «ЮНИОНТРЕЙД» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении аукциона в электронной форме на поставку расходных материалов для выполнения работ по капитальному ремонту МКД (реестровый 31908095261) (далее — Аукцион, Закупка),:

1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.

2. Заказчику вернуть участникам закупочной процедуры ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.

3. Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учетом решения Комиссии от 30.09.2019 по делу 077/07/00-10477/2019, в том числе установив в такой документации условия, при которых участники закупочной процедуры в составе заявки выражают свое согласие на поставку товаров в соответствии с требованиями документации, а именно конкретными показателями, которые Заказчик сформировал на основании своей потребности.

4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее 8 (Восьми) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.

5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Аукциона.

6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru.

7. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 25.11.2019.

8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 28.11.2019 с приложением подтверждающих документов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

 

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

 

члены Комиссии <...>

 

 

 

<...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны