Постановление №НП/8691/24 о назначении административного наказания по делу об админист... от 5 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении

№ 077/04/9.21-85/2024

 

г. Москва

 

Резолютивная часть постановления оглашена «04» марта 2024 года.

В полном объеме постановление изготовлено «05» марта 2024 года.

 

Я, заместитель руководителя Московского УФАС России <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-85/2024, возбужденного в отношении ООО «ГЭК» (дата регистрации в качестве юридического лица 10.10.2018, ИНН 7702444458, КПП 772801001, адрес: 117292, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Академический, ул. Кедрова, д. 4, к. 1, помещ. 1/П), в присутствии представителя <...>, <...>, действующего на основании доверенности от <...> № <...>, в отсутствие представителя ООО «ГЭК», уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим способом определением о назначении времени и места рассмотрения дела № 077/04/9.21-85/2024 об административном правонарушении (исх. от 22.02.2024 № НП/6919/24),

УСТАНОВИЛ:

Протоколом по делу об административном правонарушении от 19.02.2024 № 077/04/9.21-85/2024 (исх. 22.02.2024 № 6880/24) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Московским УФАС России на адрес места нахождения ООО «ГЭК» (117292, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Академический, ул. Кедрова, д. 4, к. 1, помещ. 1/П) было направлено Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-85/2024 от 22.02.2024 № НП/6919/24 (далее — Определение), которым рассмотрение дела было назначено на 04.03.2024 на 15 часов 30 минут.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Почты России, статус доставки Определения (почтовое отправление 80103393405875) по состоянию на 01.03.2024 зарегистрирован как «Вручение адресату».

В назначенное время и место представитель ООО «ГЭК» не явился (не подключился к сеансу видеоконференц-связи), ходатайства об отложении рассмотрения дела не направлял.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом АО «Почта России» от 31.08.2005 № 343. Также согласно абзацу 3 пункта 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» надлежит иметь в виду, что не могут считаться неизвещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение.

Согласно части 4.1 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Таким образом, ввиду наличия сведений о надлежащем уведомлении представителя ООО «ГЭК» о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Московского УФАС России принято решение о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие представителя ООО «ГЭК».

Событие административного правонарушения и его квалификация:

В Московское УФАС России поступило Заявление <...> (далее — Заявитель) на действия (бездействие) ООО «ГЭК» (далее также — сетевая организация), выразившиеся в нарушении установленного пунктом 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения), срока размещения документов, предусмотренных указанным пунктом Правил технологического присоединения, при рассмотрении поданной 10.11.2023 заявки <...> на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: <...> (далее — Объект), а также нарушения пункта 19 Правил технологического присоединения в части навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, заявление <...> было квалифицировано как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

По результатам рассмотрения заявления должностным лицом Московского УФАС России установлено следующее.

В целях осуществления технологического присоединения Объекта Заявителем посредством личного кабинета была направлена заявка физического лица от 10.11.2023 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью максимальной мощностью 10 кВт уровнем напряжения 0,4 кВ третьей категории надежности (далее — Заявка) в ООО «ГЭК».

Таким образом, Заявитель относится к категории потребителей, предусмотренных пунктом 14 Правил технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя:

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению № 17;

счет на оплату технологического присоединения по договору;

подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации;

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Таким образом, на сетевую организацию возложена обязанность по размещению в личном кабинете Заявителя документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, по Заявке от 10.11.2023 в срок до 24.11.2023.

Согласно доводам Заявления лишь 26.11.2023 сетевая организация направила оферту договора № ТП-72/НМ/Фав/ (АБ) об осуществлении технологического присоединения Объекта (далее — Оферта), технические условия № ТП-72-НМ/Фав/2023 к ней (далее — ТУ), а 28.11.2023 счет на оплату № 63, то есть за пределами срока, установленного пунктом 105 Правил технологического присоединения.

В части доводов Заявления на действия ООО «ГЭК», выразившиеся в навязывании Заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, должностным лицом установлено следующее.

Согласно доводам Заявления пунктом 11.4 ТУ на Заявителя возложена обязанность по установке устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности.

Абзацем «в» пункта 25(1) Правил технологического присоединения установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил технологического присоединения, должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Кроме того, в соответствии с абзацем 6 пункта 80(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), в отношении нежилых помещений многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, жилых домов (домовладений), установка, эксплуатация, замена приборов учета электрической энергии осуществляются сетевой организацией в порядке, предусмотренном Основными положениями.

Вместе с тем вышеизложенные положения не предусматривают обязанности Заявителя по установке устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности.

В соответствии с пунктом 10 Оферты, а также с выставленным сетевой организацией счетом на оплату от 28.11.2023 № 63 плата за технологическое присоединение Объекта Заявителя составляет 352 570,66 рублей.

Вместе с тем Заявитель, направив в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписания Оферты от 01.12.2023, выразил несогласие с размером платы за технологическое присоединение Объекта, что также послужило причиной обращения в антимонопольный орган.

Согласно направленному ООО «ГЭК» в адрес <...> расчету платы за технологическое присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям в расчет платы включены следующие мероприятия:

- плата в вышестоящую ТСО по договору на увеличение мощности;

- организационно-технические мероприятия (подготовка и выдача сетевой организацией технических условий заявителю (x 2);

- выдача уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям Заявителям, указанным в абзаце шестом пункта 24 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (x 2);

- организация учета электроэнергии (установка средства коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазные прямого включения) (x 2);

- строительство трансформаторной подстанции мощностью 250-400 кВА включительно столбового/мачтового типа (x 2);

- строительство кабельной линии КЛ -0,4кВ сечением 50-100 мм2 протяженностью 0,03 км.

По мнению Заявителя, мероприятия по строительству трансформаторной подстанции являются мероприятиями по развитию существующей инфраструктуры, в связи с чем не должны включаться в плату за технологическое присоединение.

Статьей 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) предусмотрено, что с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, (далее — Основы ценообразования) в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационнотехнических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 7 и подпунктах «а» и «д» пункта 18 Правил технологического присоединения, расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Кроме того, пунктом 87 Основ ценообразования предусмотрено, что не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Согласно пункту 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 30.06.2022 № 490/22, инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности Устройств, присоединенных ранее, не учитывается при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Расходы, связанные с таким строительством, в силу положений статьи 23.2 Закона об электроэнергетике относятся к расходам на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (мероприятия «последней мили»).

В соответствии с пунктами 15, 18, 25 (3) Правил технологического присоединения именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения.

При этом пунктом 16.1 Правил технологического присоединения предусмотрено, что заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию, а также абзацем пятым указанного пункта, или пунктом 16(7) Правил.

Однако следует учесть, что мероприятия, предусмотренные ТУ в целях технологического присоединения Объекта, при их выполнении влекут развитие электрической сети ООО «ГЭК».

При этом, расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

Исходя из подпункта «б» пункта 25 и подпункта «б» пункта 25.1 Правил технологического присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить данные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей.

В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 № ВАС-9742/11 указано, что на сетевую организацию в соответствии с Правилами технологического присоединения, возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередач, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

Таким образом, расходы на строительство трансформаторной подстанции неправомерно включены в состав платы за технологическое присоединение Объекта Заявителя.

Кроме того, по мнению Заявителя, плата за строительство кабельных линий КЛ -0,4кВ рассчитана с выбором неверной стандартизированной ставки С3.1.2.2.2.1. (для сечения 50-100 мм2) вместо С3.1.2.2.1.1. (для сечения до 50 мм2), умноженной на некорректную длину указанных кабельных линий КЛ -0,4кВ 0,03 км вместо 0.012 км.

При этом необходимо отметить, что исходя из системного толкования положений пунктов 15, 16, 16(1) и подпункта «а» пункта 18 Правил технологического присоединения определение мероприятий в целях осуществления технологического присоединения объекта, а также выбор технических решений является прерогативой сетевой организации.

Таким образом, Московским УФАС России не может быть дана оценка выбранного ООО «ГЭК» технического решения в части строительства кабельных линий КЛ -0,4кВ.

Вместе с тем, по мнению Заявителя, необоснованно включены в плату за технологическое присоединение расходы, связанные с осуществлением мероприятий по внесению платы в вышестоящую ТСО по договору на увеличение мощности.

Правилами технологического присоединения не предусмотрено такое мероприятие по технологическому присоединению как «внесение платы в вышестоящую ТСО по договору на увеличение мощности», указанное ООО «ГЭК» в калькуляции расчета стоимости технологического присоединения Объекта.

Возложение обязанности по оплате стоимости услуг по увеличению мощности по договору об осуществлении технологического присоединения в целях увеличения мощности противоречит Правилам технологического присоединения.

Пунктом 19 Правил технологического присоединения сетевой организации запрещается навязывать заявителям услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.

Таким образом, действия ООО «ГЭК» по направлению счета на оплату от 28.11.2023 № 63, Договора и ТУ, положения которых противоречат Правилам технологического присоединения, содержат нарушение пункта 19 Правил технологического присоединения.

Таким образом, в действиях сетевой организации установлен факт нарушения пункта 19 Правила технологического присоединения в части навязывания Заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, должностным лицом Московского УФАС России установлен факт нарушения ООО «ГЭК» части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения - город Москва.

Время совершения административного правонарушения — 26.11.2023, дата направления в адрес Заявителя оферты договора об осуществлении технологического присоединения № ТП-72/НМ/Фав/ (АБ) и технических условий № ТП-72-НМ/Фав/2023.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «ГЭК» заключается в нарушении пункта 19 Правил технологического присоединения в части навязывания Заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения. Таким образом, ответственность в соответствии частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение пункта 19 Правил технологического присоединения, выразившегося в навязывании обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, несет юридическое лицо ООО «ГЭК».

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «ГЭК», не установлено.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

На основании вышеизложенного, с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учетом части 1 статьи 9.21, необходимо применить штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 4.1 КоАП РФ, на основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «ГЭК» (дата регистрации в качестве юридического лица 10.10.2018, ИНН 7702444458, КПП 772801001, адрес: 117292, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Академический, ул. Кедрова, д. 4, к. 1, помещ. 1/П) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам с указанием УИН, содержащегося в образце платежного поручения, приложенного к настоящему постановлению:

<...>

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны