Решение б/н Решение и предписание от 23 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-22091/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

18.12.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

 

при участии представителей ООО КБ «СИНКО-БАНК», конкурсного управляющего Сачкова А. В.,

рассмотрев жалобу ООО КБ «СИНКО-БАНК» (далее - Заявитель) на действия конкурсного управляющего Сачкова А.В. (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по реализации имущества должника (сообщение № 5794055) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в нарушении процедуры проведения Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Таким образом, Комиссией установлено, что жалоба подлежит рассмотрению
в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3–19 статьи 110
и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2020 по делу № А40-235260/17-86-354 Б ООО «ИВД Кино» (ОГРН 1137746124658, ИНН 7702808659) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Информация о Торгах опубликована на офицальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) (сообщение
№ 5794055 от 25.11.2020).

1. По мнению Заявителя, Организатор торгов требует от участников предоставить в составе заявки документы, не предусмотренные Законом о банкротстве.

Согласно сообщению о проведении торгов к заявке должны быть приложены следующие документы в электронной форме, подписанные электронной подписью заявителя:

  1. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

  2. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

  3. Копия решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника открытых торгов приобретение Имущества или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой. Если сделка для заявителя не является крупной, вместо копии решения об одобрении крупной сделки предоставляется справка за подписью единоличного исполнительного органа заявителя о том, что сделка не является для него крупной. К справке должна быть приложена надлежащим образом заверенная копия бухгалтерского баланса заявителя на последнюю отчетную дату и документ, подтверждающий направление (сдачу) этого бухгалтерского баланса в налоговый орган;

  4. Документы, подтверждающие внесение заявителем установленной суммы задатка для участия в торгах;

  5. Договор о задатке;

  6. Доверенность на лицо, действующее от имени заявителя, если заявка подается представителем заявителя, оформленная в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации.

Также, согласно сообщению о проведении торгов, заявка на участие в торгах должна содержать обязательство претендента открытых торгов соблюдать требования, указанные в сообщении о проведении открытых торгов.

Порядок реализации имущества должника в рамках процедуры банкротства определен положениями ст. 110 Закона о банкротстве.

В силу ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с названным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа. Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя. Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

При этом, исходя из упомянутой нормы права, к заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться вышеуказанные документы.

Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, исходя из буквального толкования положений п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве необходимость представления вышеуказанных документов не отнесена к случаям проведения торгов в электронной форме. По смыслу приведенной нормы, представление упомянутых документов не является необходимым, поскольку в составе заявки участниками торгов указываются все необходимые сведения.

Более того, условия об обязательстве претендента открытых торгов соблюдать требования, указанные в сообщении о проведении открытых торгов, статья 110 Закона о банкротстве в принципе не содержит.

В этой связи доводы жалобы признаются обоснованными, а в действиях Организатора торгов фиксируется нарушение пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

2. Организатор торгов не предоставляет претендентам возможности ознакомиться с имуществом, выставленном на Торги.

Согласно сообщению о проведении торгов ознакомление с иными сведениями о торгах, техническими и правоустанавливающими документами на имущество осуществляется с 30.11.2020 по 12.01.2021 по рабочим дням по предварительному согласованию с Организатором торгов (тел.: 89032037177; sachkov-arbitr@mail.ru; 115093, г. Москва, а/я 102).

Комиссией установлено, что Заявитель не обращался к организатору с просьбой
о предоставлении возможности ознакомиться с имуществом, выставленным на Торги. Исходя из возражений Организатора торгов, никому в ознакомлении отказано не было. Доказательства обратного Заявителем жалобы не представлено, в связи с чем, довод жалобы признается необоснованным.

3. Заявитель оспаривает неправомерное, по его мнению требование сообщения о проведении Торгов, а именно, что при возврате задатка участника торгов, сумма задатка возвращается участнику торгов в полном размере за вычетом комиссии банка за перевод согласно тарифам банка.

Комиссия отмечает, что осуществление безналичных переводов денежных средств осуществляется банками с удержанием комиссии по тарифам, которые устанавливаются банками. Организатор торгов, возвращая претенденту или участнику торгов задаток, обязан уплатить банку комиссию за осуществление банковской операции.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность организатора торгов нести расходы по оплате комиссионного обслуживания при возврате задатка.

Действия Организатора торгов в части указания на наличие комиссионного банковского сбора не могут быть квалифицированы как нарушения законодательства в виду того, что указанная обязанность возникает у всех участников торгов и не предоставляет преимущественных условий тому или иному субъекту, позволяет оценить экономическую целесообразность участие в Торгах.

Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.

4. Организатор торгов проводит Торги на основании недействующего положения о продаже.

24.11.2020 проведено заседание комитета кредиторов «ИВД Кино».
По результатам заседания комитета было принято решение: «Утвердить положение
о порядке, сроках и условиях продажи в ходе конкурсного производства имущества ООО «ИВД Кино».

25.11.2020 состоялось собрание кредиторов «ИВД Кино». По дополнительному вопросу № 3 кредиторами было принято решение: «Отменить решение комитета кредиторов ООО «ИВД Кино», принятое 24.11.2020».

Согласно пояснению представителя Организатора торгов, новое положение о продаже не утверждалось.

В таком случае проведение Торгов, при отсутствии утвержденного порядка противоречит основным целям конкурсного производства, в связи с чем Комиссией принято решение о признании довода жалобы обоснованным.

5. Исходя из текста жалобы, Организатор торгов неправомерно разместил информацию о первоначальных, повторных торгах и торгах посредством публичного предложения в одном сообщении о проведении торгов.

Комиссия, изучив предоставленные сторонами документы и сведения, признает довод жалобы обоснованным по следующим основаниям.

Согласно статье 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (газета Коммерсантъ).

Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов опубликовывает и размещает сообщения о продаже предприятия. В соответствии с пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан осуществить публикацию сообщения о продаже предприятия за 30 дней до даты проведения торгов.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 448 ГК РФ, как и, соответственно, самого извещения, является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица.

При этом Комиссия отмечает, что для привлечения большего количества лиц потенциальные участники должны знать, на какой стадии находятся Торги.

В нарушение указанных выше требований Закона о банкротстве Организатором торгов осуществлена одна публикация от 25.11.2020 № 5794055 в ЕФРСБ, содержащая информацию о всех будущих этапах проведения Торгов.

В данном случае Организатор торгов, мотивируя законность своих действий желанием сэкономить денежные средства, злоупотребил своими гражданскими правами при реализации имущества должника на Торгах,

Комиссия отмечает, что неопубликование информации о каждом этапе проведения Торгов, потенциально нарушает права неопределенного круга лиц, которые, соответственно, из-за вышеуказанных действий Организатора торгов не смогут принять участие в Торгах.

Необеспечение Организатором торгов публичного доступа к проведению торгов по продаже имущества должника может послужить причиной ограничения круга возможных покупателей и отсутствия спроса на приобретение имущества на Торгах, поскольку информация о проведении процедур будет несвоевременно доводиться до потенциальных участников.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве Организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на Торги имущества.

Публичный порядок проведения торгов по реализации имущества, определенный законодательством о банкротстве, включает в себя регламентацию этапов проведения торгов, в рамках которых определены сроки совершения отдельных действий, направленных на достижение цели торгов - продажи имущества на конкурентной основе.

Таким образом, довод жалобы признается обоснованным.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

  2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве, публичного порядка Российской Федерации, определенного законодательством о банкротстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов.

  3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

    Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

  4. ПРЕДПИСАНИЕ

    по делу № 077/07/00-22091/2020 о нарушении

    процедуры торгов и порядка заключения договоров

    18.12.2020 Москва

    Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

  5. руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18.12.2020 по делу № 077/07/00-22091/2020,

    ПРЕДПИСЫВАЕТ:

    Конкурсному управляющему Сачкову А. В. (далее - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов по реализации имущества должника (сообщение № 5794055) (далее — Торги):

    1. Организатору торгов при рассмотрении поданных заявок не отклонять участников на основании непредоставления/несоответствия документов и сведений, не предусмотренных ст. 110 Закона о банкротстве.

    2. Организатору торгов при необходимости проведении нового этапа Торгов (повторных Торгов, публичного предложения) опубликовывать новое сообщение о проведении Торгов в источниках размещения информации в соответствии с законодательством о банкротстве.

    3. Организатору торгов завершить проведение Торгов в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о банкротстве, решением комиссии от 18.12.2020 по делу № 077/07/00-22091/2020.

    4. Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 01.02.2021.

    5. Организатору торгов о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 03.02.2021 включительно с приложением подтверждающих документов.

      Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

  6. Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

    Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны