Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-3627/2021 о нарушении процедуры ... от 16 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
1. ООО «СТМ ВОСТОК»
693022, САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЮЖНО-САХАЛИНСК ГОРОД, 3-Я ИНСТИТУТСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 24
2. ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА»
125993, МОСКВА ГОРОД, ПЕТРОВКА УЛИЦА, ДОМ 3/6, СТР 2
3. ООО «РТС-ТЕНДЕР»
121151, ГОРОД МОСКВА, НАБЕРЕЖНАЯ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО, ДОМ 23А, ЭТАЖ 25 ПОМЕЩЕНИЕ № 1 |
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-3627/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.03.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
«….»
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителей ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА», ООО «СТМ ВОСТОК»;
рассмотрев жалобу ООО «СТМ ВОСТОК» (далее — Заявитель) на действия ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение субподрядных работ по объекту «Реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения «Ванино-Холмск» в морском порту Холмск» (реестровый номер <...> ) (далее — Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Как следует из доводов жалобы, Заказчиком неправомерно проводится процедура с реестровым № 32110005099.
Так, Заявитель указал, что в рамках проведения процедуры с реестровым № 32009875119 Заказчиком был заключен договор с Заявителем на выполнение работ, которые являются предметом конкурса с реестровым № 32110005099.
При этом, Заявитель ссылается, что у Заказчика отсутствовали правовые основания для принятия решения о расторжении договора в одностороннем порядке.
Заказчик пояснил, что решение об одностороннем расторжении договора было принято в связи с ненадлежащим исполнение Заявителем обязательств по договору.
Комиссия отмечает, что правомерность расторжения договора не относится к компетенции антимонопольного органа, поскольку такой спор вытекает из существа заключенного договора и является гражданско-правовым. При этом антимонопольный орган не располагает компетенцией по разрешению гражданско-правовых споров. В связи с чем указанный спор подлежит рассмотрению в судебном порядке, а права Заявителя не могут быть восстановлены в административном порядке.
В этой связи довод о неправомерности принятия Заказчиком решения об одностороннем расторжении договора оставляется Комиссией без рассмотрения.
Относительно проведения процедуры с реестровым № 32110005099 Заказчик пояснил следующее.
Между ФГУП «Росморпорт» и ФГБУ «Морспасслужба» 11.09.2020 заключен государственный контракт № 313/ОПЭД-20 на разработку рабочей документации и выполнение работ по объекту «Реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения «Ванино-Холмск» в морском порту Холмск» (далее – Контракт).
В рамках Контракта ФГБУ «Морспасслужба» обязано выполнить комплекс работ по 1 Этапу, причал № 1: демонтажные работы, реконструкция паромного причала, монтаж противовесов моста, установка навигационных знаков, ремонт технологических зданий, монтаж сетей электроснабжения, монтаж сетей связи, устройство наружных сетей водоснабжения и водоотведения, устройство ливневой канализации, монтаж насосной станции морского пожаротушения, благоустройство, в объеме, предусмотренном рабочей документацией.
В связи с необходимостью незамедлительного начала выполнения работ с целью недопущения срыва сроков работ по Контракту, а также в связи с отсутствием необходимого количества специалистов, Заказчиком было принято решение заключить договор субподряда на выполнение работ по Контракту.
31.12.2020 на сайте закупок zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), номер извещения 32009875119.
По результатам проведенной закупочной процедуры 11.01.2021 между Заказчиком и Заявителем был заключен договор субподряда № МСС-011/2021 (далее – Договор) в рамках реализации Контракта.
В соответствии с пунктом 10.2 Договора датой начала работ считается дата подписания Договора сторонами.
Согласно пункту 10.4 Договора Субподрядчик обязан своевременно приступить к выполнению работ и выполнять работы без задержек в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 2 к Договору).
По состоянию на 10.02.2021 года ООО «СТМ Восток» к выполнению работ по Договору не приступало, пропуска работникам и на строительную технику от для прохода на территорию объекта не получило. Уведомлений от Заявителя о готовности приступить к работам или о трудностях, возникающих при исполнении Договора, в адрес Заказчика не поступало.
Поскольку Заявитель к выполнению работ не приступал, а у Заказчика существуют строгие сроки исполнения Контракта, Заказчиком было принято решение провести конкурентную закупку. Договор с Заявителем будет расторгнут в одностороннем порядке на основании пункта 17.2 Договора.
При этом, процедура с реестровым № 32110005099, как указал Заказчика была включена в план закупок.
Таким образом, процедура была проведена Заказчиком ввиду неисполнения обязательств по заключенному договору в рамках проведения процедуры с реестровым № 32009875119 и в срочной необходимости выполнения подобного рода услуг.
В целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.
Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от потребности. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными на удовлетворение потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
При этом, Положение о закупках Заказчика не содержат запрета на проведение повторной процедуры в случае расторжения договора по результатам проведения первичной процедуры.
Следовательно, процедура с реестровым № 32110005099 проводится Заказчиком с целью удовлетворения своей потребности в подобном роде услуг, поскольку такая потребность не была удовлетворена при проведении процедуры - 32009875119.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
В этой связи Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы в рассматриваемой части.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «СТМ ВОСТОК» (ОГРН 1206500002411 ИНН 6501309217) на действия ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА» (ОГРН 1027739737321 ИНН 7707274249) при проведении Конкурса необоснованной в части неправомерности проведения процедуры, в остальной части оставить без рассмотрения.
2. Снять ограничения на размещение Конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России от 04.03.2021 № ЕО/11888/21.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
«….»