Решение б/н б/а от 17 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1873/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.02.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя «...», ООО «Организатор торгов «КОМИНВЕСТ»;

в отсутствие представителей ООО «ЭСП», конкурсного управляющего Конкурсного управляющего «...» (далее - КУ), извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 10.02.2022 № НП/7395/22,

рассмотрев жалобу «...» (далее — Заявитель) на действия ООО «Организатор торгов «КОМИНВЕСТ» (далее — Организатор торгов) и ООО «ЭСП» (далее — ЭТП) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщения №№ 7681499, 8013759, лот № 3, далее — Торги) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает результаты Торгов.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

ЭТП также представила письменные пояснения, на заседание не явилась.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Комиссией Управления установлено, что сообщение о проведении торгов № 7681499 опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 19.11.2021.

Предмет Торгов: Самосвал Ивеко-АМТ, инв. номер 000010488, гос.номер А981УТ27. 10,00 % .

Начальная цена: 1 306 800,00 руб.

Размер задатка - 10,00 %.

Вид торгов: Открытый аукцион.

Дата и время начала подачи заявок: 22.11.2021 00:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 24.12.2021 17:59.

Дата и время торгов: 24.12.2021 18:00.

Форма подачи предложения о цене: Закрытая.

В своей жалобе Заявитель указывает на несогласие с итоговым протоколом от 29.12.2021, согласно которому он объявлен победителем оспариваемых Торгов.

Комиссия устанавливает следующее.

Организатор торгов пояснил, что 24.12.2021 ему стали поступать звонки и сообщения на электронную почту, что на ЭТП примерно в 17:45 произошел технический сбой, который препятствует подаче заявок.

Согласно позиции Организатора торгов, информация о техническом сбое подтвердилась, в связи с чем им принято решение продлить срок приема заявок с 25.12.2021 по 16:59 28.12.2021.

Комиссией был сделан запрос на ЭТП для предоставления пояснений о предполагаемом техническом сбое.

В свою очередь, ЭТП представила позицию, согласно которой 23.12.2021 - 24.12.2021 Оператор не фиксировал технического сбоя.

Как указывает ЭТП, системы регистрации пользователей, системы контроля доступа, публикации сообщения о торгах, подачи и отзыва заявок на участие в торгах,

рассмотрения заявок, проведение торгов, подведения итогов торгов функционировали в штатном режиме. Таким образом, Оператор электронной площадки не принимал решение, не публиковал информацию о техническом сбое на электронной площадке.

Тем не менее, ЭТП также пояснила, что 24.12.2021 года средства мониторинга загрузки каналов интернет-соединений с электронной площадкой фиксировали аномальные значения входящего трафика на площадку, максимум нагрузки которого случился в 15 часов 24 декабря. При этом, все средства и системы электронной площадки работали всё это время в штатном режиме.

Также Комиссия проанализировала представленные пояснения ЭТП и отмечает следующее.

После 18:00 24.12.2021 в службу поддержки пользователей электронной площадки ЭСП поступило семь обращений с жалобой на недоступность электронной площадки в период 17:52 - 18:04.

Как поясняет ЭТП, заявитель «...» с жалобами на недоступность электронной площадки не обращался. За период с 23.12.2021 по настоящее время у Оператора электронной площадки отсутствуют входящие сообщения с электронного адреса, указанного в профиле пользователя Савинкова vas-28@mail.ru.

Между тем, 25.12.2022 в адрес Оператора поступило сообщение Организатора торгов исх.№ 006066-1/21, на основании которого продлён (возобновлён) срок приёма заявок с 25.12.2021 до 28.12.2021 16:59, установлена новая дата и время проведения торгов — 28.12.2021 17:00.

В соответствии с пунктом 6.2 Приказа при возникновении технического сбоя в работе электронной площадки, препятствующего проведению торгов (далее - технический сбой), оператор электронной площадки размещает на электронной площадке в соответствии с подпунктом «ж» пункта 8.1 настоящего Порядка информацию в форме электронного сообщения с указанием даты и точного времени возникновения технического сбоя, предполагаемых сроков его устранения.

После возобновления работы электронной площадки оператор электронной площадки в соответствии с подпунктом «ж» пункта 8.1 настоящего Порядка размещает на электронной площадке информацию в форме электронного сообщения с указанием даты и времени возобновления работы электронной площадки, о мерах, принятых оператором для устранения технического сбоя. Указанная информация в форме электронного сообщения одновременно с ее размещением на электронной площадке направляется организаторам торгов, лицам, представившим заявки на участие в торгах, участникам торгов, проведению которых препятствовал технический сбой.

Организатор торгов принимает решение об установлении новых сроков, предусмотренных при проведении торгов, с учетом положений пунктов 6.2.1 и 6.2.2 настоящего Порядка и направляет такое решение оператору электронной площадки в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, не позднее десяти рабочих дней со дня получения от оператора электронной площадки информации о возобновлении работы электронной площадки.

Оператор электронной площадки в соответствии с подпунктом «з» пункта 8.1 настоящего Порядка размещает на электронной площадке указанное в абзаце третьем настоящего пункта электронное сообщение и одновременно с размещением на электронной площадке направляет его лицам, представившим заявки на участие в торгах, участникам торгов.

Также на основании пункта 2.1.7 Регламента ЭТП электронные сообщения о возникновении технического сбоя, препятствующего проведению торгов, а также о возобновлении работы Электронной площадки ЭСП, размещаются на электронной площадке не позднее тридцати минут после возникновения указанных обстоятельств или возобновления работы электронной площадки.

Согласно пункту 6.2.1 Регламента, при возникновении технического сбоя до окончания срока представления заявок на участие в торгах (кроме случая проведения торгов посредством публичного предложения) организатор торгов устанавливает дату и время возобновления представления заявок на участие в торгах и новые дату и время окончания представления заявок на участие в торгах.

При возникновении технического сбоя при проведении торгов посредством публичного предложения организатор торгов устанавливает дату и время возобновления представления заявок на участие в торгах для периода проведения торгов, в течение которого произошел технический сбой, и новые дату и время окончания представления заявок на участие в торгах для этого периода проведения торгов.

Дата возобновления представления заявок на участие в торгах не может быть ранее дня, следующего за днем направления организатором торгов решения, указанного в абзаце третьем пункта 6.2 настоящего Порядка, оператору электронной площадки. Дата и время окончания представления заявок на участие в торгах (окончания периода проведения торгов) и другие сроки, предусмотренные при проведении торгов, переносятся на период времени, истекший с даты возникновения технического сбоя (включая этот день) до даты возобновления приема заявок на участие в торгах.

Комиссия обращает внимание, что положения пунктов 9.2, 9.2.1, 9.2.2 Регламента дублируют соответствующие пункты Приказа.

Комиссия отмечает, что Организатор торгов совершил требуемые действия на основании вышеуказанного пункта Приказа.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что действующим законодательством не установлено понятие «технический сбой». Тем не менее, ЭТП в своей позиции указывает на наличие аномалии, Организатор торгов подтвердил, что в вышеуказанное время поступали звонки и сообщения о сложностях, возникших на ЭТП. Тем самым, Комиссия приходит к выводу, что указанная ЭТП «аномалия» является техническим сбоем, поскольку отсутствие надлежащего функционирования площадки (что не отрицалось самой ЭТП и подтверждалось поступившими обращениями пользователей) свидетельствует о технической неполадке в работе сайта ЭТП.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий ЭТП требованиям, установленным пунктами 6.2 Приказа, 9.2 Регламента, а именно: не опубликовано сообщение о техническом сбое и не уведомлены пользователи надлежащим образом о наличии такого сбоя.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.

Также Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Организатору торгов и Оператору ЭТП обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений процедуры Торгов.

Относительно довода о правомерности действий арбитражного управляющего по заключению договора на проведение Торгов со специализированной организацией Комиссия отмечает следующее.

В рассматриваемом случае антимонопольный орган не располагает компетенцией по осуществлению контроля за правомерностью действий арбитражного управляющего на основании письма Федеральной антимонопольной службы от 30.06.2016 РП/44252/16 «Об обжаловании действий конкурсного управляющего при проведении торгов по реализации имущества должников-банкротов в порядке статьи 18.1 закона о защите конкуренции», поскольку арбитражный управляющий при проведении обжалуемых Торгов не осуществляет функции организатора торгов.

Учитывая изложенное, рассмотрение вопросов о ненадлежащем исполнении конкурсным управляющим (внешним управляющим) своих обязанностей не относится к компетенции антимонопольного органа и является предметом судебного обжалования в арбитражный суд по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Кроме того, вопросы правомерности заключения договора №16749-ОТ-4 от 26.01.2021 г., заключенному между ООО «Система» и и.о. конкурсного управляющего «...» ввиду их отнесения к спорам гражданко-правового характера подлежат разрешению в судебном порядке.

В соответствии с абзацем 5 пункта 47 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган во всяком случае не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

Согласно части 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд.

Таким образом, ходатайство Заявителя об истребовании антимонопольным органом у арбитражного управляющего дополнительных документов не подлежит удовлетворению, поскольку запрашиваемые документы не подлежат правовой оценке со стороны Комиссии Управления ввиду отсутствия соответствующих контрольных полномочий.

На основании изложенного, Комиссия оставляет данный довод без рассмотрения.

Также Заявитель указывает, что его ценовое предложение в итоговом протоколе от 29.12.2022 является некорректным, поскольку при подаче заявки на электронной площадке возникали технические сбои.

Заявитель отмечает, что при подаче заявки 23.12.2021 в 13:29 им была указана другая сумма, но ввиду технического сбоя на ЭТП итоговая сумма оказалась значительно выше.

Комиссия отмечает следующее.

На заседании Комиссии ЭТП представила пояснения, согласно которым 23.12.2022 на сайте ЭТП отсутствовал технический сбой. Также ЭТП указывает, что целостность и неизменность заявки, поданной Заявителем в ходе торгов, проверяется в любой момент в результате процедуры расшифровки файлов.

Как следует из материалов дела, Заявителем не были представлены документы, подтверждающие факт технического сбоя 23.12.2022.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия ЭТП частично обоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобу Заявителя без рассмотрения в части оспаривания правомерности привлечения к проведению торгов специализированной организации, в остальной части признать жалобу Заявителя на действия ЭТП при проведении Торгов частично обоснованной.

2. Установить в действиях ЭТП нарушения пунктами 6.2 Приказа, 9.2 Регламента.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны