Решение №бн Решение от 14 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЖСК «Водопад»
Неманский пр-д, д. 7, корп. 1, кв. 59
г. Москва, 123592
ПАО «МОЭК»
ул. Ефремова, д. 10,
г. Москва, 119048
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-10-1794/77-14 о нарушении
антимонопольного законодательства
город Москва
Резолютивная часть решения оглашена 14 сентября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 28 сентября 2015 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: (...), заместителя руководителя;
Членов Комиссии: (...), начальника отдела контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства
хозяйствующими субъектами;
(...), главного государственного инспектора отдела
контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими субъектами;
(...), специалиста-эксперта отдела контроля за
соблюдением антимонопольного законодательства
хозяйствующими субъектами,
2
в присутствии представителей:
ЖСК «Водопад» – (...) (председателя);
ПАО «МОЭК» – (...) (по доверенности (...)),
Государственная жилищная
инспекция города Москвы
– (...) (по доверенности (...)),
– (...) (по доверенности (...)),
рассмотрев дело № 1-10-1794/77-14 по признакам нарушения
ОАО «МОЭК» (ПАО «МОЭК») (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10) части 1
статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите
конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными
правовыми актами нарушения порядка расчета за услуги теплоснабжения,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступило заявление ЖСК «Водопад»
(вх. от 18.04.2014 № 12304) на действия (бездействие) ПАО «МОЭК»,
выразившиеся в начислении ЖСК «Водопад» платы за услуги теплоснабжения,
определенной в нарушении законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения
сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
№ 1-10-1794/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства установила
следующее.
ЖСК «Водопад» является юридическим лицом, осуществляющим
деятельность на основании Устава. Место нахождения юридического лица:
123592, г. Москва, Неманский пр-д, д. 7, корп. 1, кв. 59.
ЖСК «Водопад» является управляющей организаций, которая
осуществляет управление двумя подъездами в многоквартирном доме по
адресу: г. Москва, Неманский пр-д, д. 7, корп. 1.
ПАО «МОЭК» является юридическим лицом, осуществляющим свою
деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового Общего
собрания акционеров ОАО «МОЭК» (протокол от 18.06.2015). Место
нахождения юридического лица: 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10.
Согласно пункту 1.1 Устава ПАО «МОЭК», публичное акционерное
3
общество «Московская объединенная энергетическая компания» учреждено в
соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 11 ноября 2004 г.
№ 2261-РП «О создании открытого акционерного общества «Московская
объединенная энергетическая компания».
07.08.2015 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы
№ 46 по г. Москве в единый государственный реестр юридических лиц в
отношении ПАО «МОЭК» основной государственный регистрационный номер
1047796974092, ИНН/КПП 7720518494/770401001 внесена запись о
государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы
юридического лица.
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» от
27.07.2010 № 190-ФЗ (далее — Закон о теплоснабжении), теплоснабжение -
обеспечение потребителей тепловой энергии, теплоносителем, в том числе
поддержание мощности.
Между ПАО «МОЭК» и ЖСК «Водопад» заключен договор на пользование
тепловой энергией от 01 марта 1996 № 3/80 (далее — Договор), предметом
которого является порядок отпуска и потребления тепловой энергии, количество
тепловой энергии, порядок расчетов.
Подача тепловой энергии в указанный многоквартирный дом
осуществляется через присоединенную сеть посредством теплоносителя от
центрального теплового пункта (далее - ЦТП) № 09-03-017, принадлежащего
ПАО «МОЭК» на праве собственности (свидетельство от 29.09.2010 серия
77АМ № 425409).
Согласно Реестру хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых
организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более
чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на
рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими
федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания
доминирующим положения хозяйствующих субъектов, ОАО «МОЭК» приказом
Федеральной антимонопольной службы России от 26.08.2011 № 902 внесено в
реестр с долей хозяйствующего субъекта на рынке теплоснабжения более 65 %.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О
защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), доминирующим
положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или
нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара,
4
дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим
субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие
условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять
с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять
доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции
доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением
финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара
превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении
антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного
контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на
превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на
товарном рынке не является доминирующим.
Таким образом, ОАО «МОЭК» (ПАО «МОЭК») занимает доминирующее
положение на рынке оказания услуг по теплоснабжению в географических
границах города Москвы.
В соответствии со статьей 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации,
собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из
способов управления многоквартирным домом. Согласно письменным
пояснениями Государственной жилищной инспекции города Москвы,
представленными на рассмотрении дела № 1-10-1794/77-14 о нарушении
антимонопольного законодательства 19.02.2015, многоквартирный дом по
адресу: г. Москва, Неманский пр-д, д. 7, корп. 1, управляется двумя
управляющими компаниями (ЖСК «Водопад» и ГБУ «Жилищник района
Строгино»), что противоречит требованиям пункта 9 статьи 161 Жилищного
Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым многоквартирный дом
может управляться только одной управляющей организацией.
Вместе с тем, в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Москва,
Неманский пр-д, д. 7, корп. 1, выбрано два способа управления: ЖСК «Водопад»
(1, 2 подъезды) и ГБУ «Жилищник района Строгино» (с 3 по 8 подъезды).
Теплоснабжение указанного объекта осуществляется как на основании договора
на пользование тепловой энергией от 01 марта 1996 № 3/80 между ПАО «МОЭК»
и ЖСК «Водопад», так и на основании договора энергоснабжения от 01.05.2009
№09.803043-ТЭ между ПАО «МОЭК» и ГБУ «Жилищник района Строгино».
5
Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении, тепловая энергия -
энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические
параметры теплоносителей (температура, давление).
В соответствии с Законом о теплоснабжении теплоноситель - это пар,
вода, которые используются для передачи тепловой энергии.
Таким образом, тепловая энергия доставляется до потребителя с
помощью теплоносителя горячей воды (сетевой воды).
Факт поставки ПАО «МОЭК» тепловой энергии в многоквартирный дом
по адресу: г. Москва, Неманский пр-д, д. 7, корп. 1, подтверждается месячными
протоколами учета тепловой энергии и теплоносителя и посуточными
ведомостями учета параметров теплопотребления (за период с 01.10.2012 по
настоящее время).
Согласно части 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении, местом исполнения
обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая
располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей
установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей
организации или теплосетевой организации либо в точке подключения
(технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно актам разграничения балансовой и эксплуатационной
ответственности к Договору, границей балансовой ответственности
ЖСК «Водопад» является наружная стена дома по адресу: г. Москва, Неманский
пр-д, д. 7, корп. 1.
Исходя из правил организации теплоснабжения в Российской Федерации,
утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808,
тепловой ввод — это место нахождения теплопотребляющих установок и место
их подключения к системе теплоснабжения.
Как указано в частях 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении», количество тепловой энергии, теплоносителя,
поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой
энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче
тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их
измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета,
расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором
теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии
6
не определена иная точка учета.
Пунктом 3.3 Договора установлено, что при отсутствии приборов учета
тепла количество потребленной тепловой энергии определяется расчетным
методом по проектным тепловым нагрузкам.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,
коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность
средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для
определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в
многоквартирный дом.
Согласно документам и информации, представленной в адрес
Московского УФАС России, многоквартирный дом, расположенный по адресу:
г. Москва, Неманский пр-д, д. 7, корп. 1, оснащен коллективным (общедомовым)
прибором учета тепловой энергии, что подтверждается актом повторного
допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 19.09.2012.
Таким образом, количество тепловой энергии, поставленной в
многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Москва, Неманский пр-д,
д. 7, корп. 1, определяется ПАО «МОЭК» на основании показаний
общедомового прибора учета.
В соответствии с письменными пояснениями ПАО «МОЭК» (вх. от
11.06.2014 №19962), распределение между ЖСК «Водопад» и ГБУ «Жилищник
района Строгино» объемов поставленной для целей отопления
многоквартирного дома тепловой энергии осуществляется пропорционально
площади части многоквартирного дома, находящейся в управлении
ЖСК «Водопад» и ГБУ «Жилищник района Строгино» соответственно.
Согласно копиям счетов, а также письменным пояснениям ПАО «МОЭК»,
представленным в адрес Московского УФАС России (вх. от 11.06.2014 №19962),
ПАО «МОЭК» с октября 2012 года выставляло к оплате ЖСК «Водопад» счета за
потребленную тепловую энергию в соответствии с показаниями приборов учета
и за потери теплоносителя в тепловых сетях абонента.
Также прибор учета тепловой энергии, установленный в
многоквартирном доме по адресу: г. Москва, Неманский пр-д, д. 7, корп. 1,
учитывает объем поставленной тепловой энергии во все помещения в
указанном доме без учета факта управления двумя управляющими
7
организациями. Таким образом, прибор может учитывать потери теплоносителя
и потери тепловой энергии, связанные с потерями теплоносителя,
определенные в соответствии с законодательством, в общем по объекту, без
определения потерянного теплоносителя в сетях ЖСК «Водопад» и ГБУ
«Жилищник района Строгино» в отдельности.
Таким образом, ПАО «МОЭК» включало в счета за потребленную
ЖСК «Водопад» тепловую энергию, потери теплоносителя в сетях заявителя, а
также потери тепловой энергии, связанные с потерями теплоносителя.
Согласно пункту 3.2.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя,
утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 № Вк-4936
(действовавших до 24.01.2015), количество тепловой энергии и масса (или
объем теплоносителя, полученные потребителем), определяются
энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов его узла
учета.
Рекомендации по нормированию труда на установку, обслуживание и
ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве,
утвержденные приказом Госстроя Российской Федерации от 16.08.2000 № 184,
определяют понятие «прибор учета» как техническое устройство,
предназначенное для измерений материального носителя услуги (воды, тепла,
электричества или газа), имеющее нормированные метрологические
характеристики, воспроизводящее и/или хранящее текущее и суммарное за
определенный период значение учитываемого показателя в установленных
единицах, разрешенное путем выдачи соответствующего сертификата органами
Госстандарта России.
В соответствии с Правилами горячего водоснабжения, утвержденными
постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 642, средства измерений
(приборы учета) - технические средства, предназначенные для измерений,
имеющие обязательные метрологические характеристики, воспроизводящие и
(или) хранящие единицу физической величины, размер которой принимается
неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение определенного
интервала времени, и используемые для целей коммерческого учета воды и
тепловой энергии в составе горячей воды.
Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными
Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 № Вк-4936 (действовавшими
до 24.01.2015) установлено, что масса утечки сетевой воды в системах
8
теплопотребления определяется как разность между массой сетевой воды по
показанию водосчетчика, установленного на подающем трубопроводе, и
суммой масс сетевой воды по показаниям водосчетчиков, установленных
соответственно на обратном трубопроводе и трубопроводе горячего
водоснабжения.
Согласно разъяснению ФЭК России от 27.11.2003 № КГ-4311/11 в случаях
неполного возврата теплоносителя в тепловую сеть или на источник
теплоснабжения потребитель должен компенсировать теплоснабжающей
организации расходы на приобретение и химическую очистку воды.
В соответствии с информационным письмом Минрегиона России от
18.04.2005 № 22-16, это правило не применяется при размере невозврата
сетевой воды, не превышающем допустимой погрешности измерений.
Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя,
утвержденным Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 (действовавшим до
24.01.2015), водосчетчики должны обеспечивать измерение массы (объема)
теплоносителя с относительной погрешностью не более 2% в диапазоне расхода
воды и конденсата от 4 до 100%.
29.11.2013 вступили в силу Правила коммерческого учета тепловой
энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила). Согласно
пункту 125 данных Правил количество теплоносителя (тепловой энергии),
потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях:
а) утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и
оформлена совместными документами (двусторонними актами);
б) величина утечки, зафиксированная водосчетчиком при подпитке
независимых систем, превышает нормативную.
Таким образом, начиная с 29.11.2013 при потере (утечке) теплоносителя,
стороны (теплоснабжающая организация и потребитель) должны зафиксировать
данный факт двусторонними актами.
Согласно материалам и документам, представленным в адрес
Московского УФАС России, двусторонние акты, свидетельствующие о наличии
потерь в сетях абонента, между ПАО «МОЭК» и ЖСК «Водопад» не
составлялись.
В соответствии с письменными пояснениями ПАО «МОЭК»,
представленными на рассмотрении дела № 1-10-1794/77-14 о нарушении
9
антимонопольного законодательства 21.01.2015, подписание потребителем
отчетных ведомостей с приборов учета является его согласием с объемом
поставленной тепловой энергии, в том числе включенных потерь
теплоносителя. Вместе с тем, в адрес Московского УФАС России не
представлены двусторонние акты, в том числе месячные протоколы учета
тепловой энергии и теплоносителя и/или посуточные ведомости, подписанные
со стороны ЖСК «Водопад». Также в Московском УФАС России отсутствуют
документы, фиксирующие в спорный период аварии и повреждения
трубопроводов, которые могли привести к утечкам теплоносителя в сетях
потребителя.
Посуточные ведомости учета параметров теплопотребления учитывают
количественные и качественные характеристики тепловой энергии,
передаваемой абоненту. Таким образом, указанные ведомости не являются
документом, фиксирующим фактические утечки.
ПАО «МОЭК» не представило в адрес Московского УФАС России
двусторонние акты фиксации потерь (утечек) теплоносителя за период с
01.10.2012 по настоящее время по адресу: г. Москва, Неманский пр-д, д. 7,
корп. 1, составленные между ПАО «МОЭК» и ЖСК «Водопад» в соответствии с
подпунктом а пункта 125 Правил.
Таким образом, ПАО «МОЭК» не представило доказательств,
подтверждающих факт наличия потерь (утечек) теплоносителя, а также потерь
тепловой энергии, связанные с потерями теплоносителя, в сетях
ЖСК «Водопад», установленные в соответствии с пунктом 125 Правил.
На основании изложенного, действия ПАО «МОЭК» по взиманию с
ЖСК «Водопад» платы за потребленную тепловую энергию, а также за потери
теплоносителя в сетях заявителя и потери тепловой энергии, связанные с
потерями теплоносителя, определенной в нарушении законодательства,
ущемляют интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие)
занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,
результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение,
устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе
нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка
ценообразования.
10
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи
49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ПАО «МОЭК» факт нарушения части 1
статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением
на рынке оказания услуг по теплоснабжению в географических границах города
Москвы путем взимания с ЖСК «Водопад» платы за потери теплоносителя в
сетях заявителя и потери тепловой энергии, связанные с потерями
теплоносителя, определенной в нарушении законодательства, что повлекло за
собой ущемление интересов ЖСК «Водопад».
2. Выдать ПАО «МОЭК» предписание о прекращении нарушения
антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии (...)
Члены Комиссии (...)
(...)
(...)
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в
арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного
органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
(...)
(495)784-75-05, доб.

Связанные организации

Связанные организации не указаны