Решение №бн Решение от 2 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ид ентиф икатор
(...)
(...)
ПАО «Московская объединенная
электросетевая компания»
2-ой Павелецкий проезд, д. 3,
стр. 2, г. Москва, 115114
РЕШЕНИЕ
по делу№ 1-10-941/77-15
о нарушении антимонопольного законодательства
г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «14» октября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено «28» октября 2015 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии:
Членов комиссии:
(...)- заместителя руководителя;
(...) - начальника отдела контроля за
соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими
субъектами;
(...) - главного государственного
инспектора отдела контроля за
соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими
субъектами.
в присутствии представителен:
(...)
ПАО «МОЭСК» -(...) (по доверенности от (...) № (...)),
Ид ентиф икатор
2
рассмотрев дело № 1-10-941/77-15 по признакам нарушения
ОАО «Московская объединённая электросетевая компания» (далее —
ОАО «МОЭСК») (ИНН 5036065113; адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий
пр-д., д. 3, стр. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-
ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России с единого портала государственных
услуг поступило заявление (...) по вопросу нарушения ОАО «МОЭСК» правил
технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а
также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым
организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861
(далее — Правила технологического присоединения) при осуществлении
мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих
устройств (...), расположенных по адресу: (...) (вх. от 09.04.2015 № 11886).
Земельный участок, расположенный по адресу: (...), после вступления в
силу Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации от 27.12.2011 № 560-СФ «Об утверждении изменения границы
между субъектами Российской Федерации городом федерального значения
Москвой и Московской областью», а также Закона г. Москвы от 11.04.2012 № 11
«О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 октября 2003 года № 59
«О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в
городе Москве», находится в административных границах города Москвы.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения
сторон по делу. Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
№ 1-10-941/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства установила
следующее.
ОАО «МОЭСК» является юридическим лицом, осуществляющим свою
деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием
акционеров ОАО «МОЭСК» (протокол от 21.06.2007 № 4).
В соответствии с пунктом 3.2 Устава ОАО «МОЭСК» оказывает услуги по
передаче и распределению электрической энергии и по присоединению к
электрическим сетям.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О
защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения
товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или
иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или
взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических)
исходя из экономической, технической или иной возможности либо
Ид ентиф икатор
3
целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность
либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим
присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому
присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с
целью последующей передачи электрической энергии для потребителя
(технологическое присоединение является обязательной составной частью
единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче
электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу
электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для
сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009
№ 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК, технологическое
присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности,
является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с
чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных
монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере
деятельности субъектов естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3
«О защите конкуренции» доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном
рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО «МОЭСК» занимает доминирующее положение на
рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому
присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической
энергии к электрическим сетям ОАО «МОЭСК» на территории города Москвы
(в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью).
ПАО «МОЭСК» является юридическим лицом, осуществляющим свою
деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового Общего
собрания акционеров ОАО «МОЭСК» (протокол от 29.06.2015 № 17).
Согласно пункту 1.1 Устава ПАО «МОЭСК», переименовано из
ОАО «МОЭСК».
13.07.2015 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы
№ 46 по г. Москве в единый государственный реестр юридических лиц в
отношении ПАО «МОЭСК» основной государственный регистрационный номер
1057746555811, ИНН/КПП 5036065113/772501001 внесена запись о
государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы
юридического лица.
Как следует из положения части 1 статьи 26 Федерального закона от
Ид ентиф икатор
4
26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к
объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств
потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической
энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым
организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об
осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого
хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней
лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая
организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий,
необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в
том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию
с системным оператором технических условий, обеспечению готовности
объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование,
строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих
устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с
третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации)
такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства
(энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004
№ 861 утверждены Правила технологического присоединения
энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов
по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого
хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к
электрическим сетям.
Правила технологического присоединения определяют порядок
технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а
также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым
организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к
электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения
энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации
(далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия
договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим
сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических
условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим
сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения
Ид ентиф икатор
5
заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия
(отсутствия) технической возможности технологического присоединения и
особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств
потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также
особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной
мощности в пользу сетевой организации.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения указанными
Правилами регулируются случаи присоединения впервые вводимых в
эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств,
максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при
которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств
изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения,
виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины
максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения
таких энергопринимающих устройств.
(...) на основании свидетельства о государственной регистрации права от
(...) № (...) серия <...> владеет земельным участком, расположенным по адресу:
(...).
В целях технологического присоединения энергопринимающих
устройств, расположенных по адресу: (...), (...) подал в ОАО «МОЭСК» заявку
на технологическое присоединение энергопринимающих устройств,
максимальной мощностью 15 кВт, зарегистрированную за № И-14-00-
944533/102/ПМ (№ ТП-14-11545).
По результатам рассмотрения указанной заявки между (...) и
ПАО «МОЭСК» 08.12.2014 заключен договор об осуществлении
технологического присоединения к электрическим сетям № НМ-14-3 54-
1496(944533) (далее - Договор), предметом которого является осуществление
технологического присоединения энерго принимающих устройств (...),
расположенных на объекте по адресу: (...) (далее - Объект) и выданы
технические условия № НМ-14-202-1790(944533/102/НМ), являющиеся
неотъемлемым приложением к Договору. Расстояние от существующих
электрических сетей ПАО «МОЭСК» необходимого класса напряжения до
границ участка Заявителя составляет 320 м (вх. от 26.05.2015 № 17801).
Размер платы за технологическое присоединение, рассчитанный в
соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии города
Москвы от 27.12.2013 № 460-тпэ, составил 9 653 (девять тысяч шестьсот
пятьдесят три) рубля 58 копеек, в том числе НДС (18%) 1 472 (одна тысяча
четыреста семьдесят два) рублей 00 копеек. Указанная сумма оплачена (...), что
подтверждается чеком по операции от 14.12.2014 (вх. от 31.08.2015 № 31033).
Ид ентиф икатор
6
Техническими условиями № НМ-14-202-1790(944533/102/НМ) на
Заявителя возложена обязанность в том числе, по установке узла учета с
устройствами: защиты энергопринимающих устройств, контролем величины
максимальной мощности — автоматическим выключателем на ток 25 А и
прибором учета электрической энергии классом точности 2.0 и выше.
Пунктом 16 Правил технологического присоединения установлен срок для
осуществления мероприятий по технологическому присоединения
составляющий 1 год, для заявителей, максимальная мощность
энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более
короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой
соответствующей сетевой организации или соглашением сторон и если
расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса
напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены
присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет более 300 метров
в городах и поселках городского типа и более 500 метров в сельской местности.
Вместе с тем, пунктом 5 Договора от 08.12.2014 № ПМ-14-354-
1496(944533) установлен срок выполнения мероприятий по технологическому
присоединению, составляющий четыре месяца со дня заключения Договора.
Согласно пункту 18 Правил технологического присоединения,
мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том
числе, осуществление сетевой организацией фактического присоединения
объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного
аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).
Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения, по
окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению
стороны составляют акт разграничения границ балансовой принадлежности
сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об
осуществлении технологического присоединения.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению
энергопринимающих устройств Заявителя должны быть выполнены в течение
четырех месяцев с даты заключения договора, а именно осуществлено
фактическое присоединение Объекта, включен коммутационный аппарат
(фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»), составлены
акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт
разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об
осуществлении технологического присоединения.
Согласно техническим условиям № НМ-14-202-1790(944533/102/НМ)
урегулирование отношений с собственником (владельцем) сети, через которую
планируется опосредованное присоединение, осуществляется в соответствии с
требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Ид ентиф икатор
7
Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения (в
редакции действующей на дату заключения договора) обязанности по
выполнению мероприятий по технологическому присоединению
распределяются следующим образом:
- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ
участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие
устройства заявителя;
- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в
части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на
котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства
заявителя.
В целях исполнения мероприятий возложенных на Заявителя
техническими условиями № НМ-14-202-1790(944533/102/НМ), (...) обращался в
адрес балансодержателя сети (ООО «Аякс») (письмо от 20.12.2014) от сетей
которого осуществляется технологическое присоединение Объекта, согласно
пункту 7.1 указанных технических условий.
ООО «Аякс» отказало Заявителю в согласовании технологического
присоединения (письмо от 12.01.2015 № 3-12/01), в связи с тем, что между
ПАО «МОЭСК» и балансодержателем сети не урегулированы отношения по
технологическому присоединению Объекта.
Таким образом, сетевая организация не выполнила обязательства,
предусмотренные пунктом 16.3 Правил технологического присоединения и
Договором.
(...) неоднократно обращался в сетевую организацию с требованием
осуществить ПАО «МОЭСК» технологическое присоединение
энергопринимающих устройств Объекта, в том числе осуществить согласование
с балансодержателем сети (письмо от 17.12.2014 (вх. ПАО «МОЭСК» от
17.12.2014 № И-14-00-962648/903/НМ), письмо от 27.02.2015 (вх.
ПАО «МОЭСК» от 27.02.2015 № И-15-00-908172/903/НМ).
13.03.2015 письмом № НМ-15-204-357(962648/903/НМ) (в ответ на
письмо от 17.12.2014) ПАО «МОЭСК» сообщило, что сетевой организацией
осуществляется согласование технологического присоединения Объекта (...) с
ООО «Аякс». О результатах проведенной работы. Заявителю будет сообщено
дополнительно.
В соответствии с письменными пояснениями ОАО «МОЭСК» от
15.05.2015 № НМ/01.2/150 (вх. от 26.05.2015 № 17801) во исполнение
технических условий № И-14-00-944533/102/НМ ПАО «МОЭСК» в адрес
балансодержателя сети (ООО «Аякс») направлено письмо от 20.11.2014 № НМ-
14-204-390(944533/102/НМ), повторно письмо от 14.05.2015 № НМ/01.2/149 с
просьбой согласовать технологическое присоединение объекта (...)
Ид ентиф икатор
8
04.12.2014 письмом № 1-04/12 (в ответ на письмо от 20.11.2014) от
ООО «Аякс» поступил отказ в согласовании технологического присоединения
объекта (...), от его электрических сетей.
09.06.2015 за № 1-08/06 в адрес ПАО «МОЭСК» (вх. от 09.06.2015 № Н-15-
00-901873/903) поступил повторный отказ балансодержателя сети от
согласования технологического присоединения Объекта (...) (вх. от 21.07.2015 №
25820).
21.07.2015 в Арбитражный суд г. Москвы сетевой организацией подано
исковое заявление о понуждении ООО «Аякс» к согласованию технологического
присоединения Объекта (...), согласно письменным пояснениям ПАО «МОЭСК»
(вх. от 21.08.2015 № 29893, от 21.07.2015 № 25820). Однако указанное исковое
заявление определением Арбитражного суда города Москвы от 04.09.2015
возвращено ПАО «МОЭСК».
Сетевая организация не представила в адрес Московского УФАС России
доказательств, подтверждающих, что ПАО «МОЭСК» предприняло все
возможные действия, направленные на осуществление технологического
присоединения Объекта.
Вместе с тем, срок, предусмотренный Договором для исполнения
мероприятий по технологическому присоединению истек, мероприятия по
технологическому присоединения Объекта (...) к электрическим сетям ПАО
«МОЭСК» сетевой организацией не исполнены.
В Московское УФАС России поступили письменные пояснения
ПАО «МОЭСК» от 22.09.2015 № НМ/01.2/370 (вх. от 22.09.2015 № 33955),
согласно которым, сетевой организации стало известно о том, что Объект (...)
ранее был технологически присоединен к электрическим сетям ООО «Аякс». В
связи с указанными обстоятельствами, по мнению сетевой организации,
возможность осуществления мероприятий по технологическому присоединению
по Договору, отсутствует.
Вместе с тем, согласно письменным пояснениям ПАО «МОЭСК» от
15.05.2015 № НМ/01.2/150, представленным в адрес Московского УФАС России
(вх. от 26.05.2015 № 17801), сетевая организация не располагает сведениями о
ранее присоединенной мощности объекта (...) Однако, тем же письмом
ПАО «МОЭСК» представило техническое предложение по присоединению
энергопринимающих устройств заявителя по заявке № И-14-00-944533/102 от
15.09.2014, в котором указана информация о ранее присоединенной мощности
Объекта.
Исходя из положения Правил технологического присоединения сетевая
организация при рассмотрении заявки на технологическое присоединение в
целях установления возможности технологического присоединения и
возможности направления проекта договора, осуществляет проверку
Ид ентиф икатор
9
наличия/отсутствия технологического присоединения объектов заявителя, в том
числе размер имеющейся максимальной мощности на объекте заявителя.
Таким образом, доводы ПАО «МОЭСК», указанные в письме от 22.09.2015
№ ПМ/01.2/370, не могут служить основанием для неисполнения мероприятий
по технологическому присоединению по Договору.
Документов, подтверждающих невозможность выполнения сетевой
организацией мероприятий по технологическому присоединению
энергопринимающих устройств (...), в сроки установленные договором от
08.12.2014 № НМ-14-354-1496(944533), в адрес Московского УФАС России не
представлено.
ПАО «МОЭСК» как профессиональный участник рынка электрической
энергии, не исполнило обязанности возложенные на него Правилами
технологического присоединения и Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-
ФЗ «Об электроэнергетике», что привело к ущемлению интересов (...)
Пеисполнение ПАО «МОЭСК» надлежащим образом обязательств по
технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта
Луневым К.В., привело к нарушению сроков технологического присоединения,
установленных договором от 08.12.2014 № НМ-14-354-1496(944533).
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая
организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица
мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им
настоящих Правил и наличии технической возможности технологического
присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности
технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая
организация обязана заключить договор с юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем имеющим намерение осуществить
технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения
энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет
до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке
присоединения энергопринимающих устройств), обратившимися в сетевую
организацию с заявкой на технологическое присоединение
энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности
или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в
отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по
технологическому присоединению.
Таким образом, обязанность по выполнению ПАО «МОЭСК»
мероприятий по технологическому присоединению до границ участка (...),
возложена на сетевую организацию Правилами технологического присоединения
и Договором.
Ид ентиф икатор
10
Согласно документам, представленным сторонами по делу, несмотря на
истечение сроков, предусмотренных договором от 08.12.2014 № НМ-14-354-
1496(944533)и положениями Правил технологического присоединения,
ПАО «МОЭСК» не выполнило комплекс работ необходимых для
технологического присоединения объекта (...)и технологическое присоединение
Объекта (...) к электрическим сетям не осуществлено. Документов,
подтверждающих выполнение со стороны сетевой организации обязанностей по
технологическому присоединению в адрес Московского УФАС России не
представлено (вх. от 09.04.2015 № 11886, от 12.10.2015 № 36652).
Пеисполнение ПАО «МОЭСК» надлежащим образом обязательств по
технологическому присоединению энергопринимающих устройств Объекта (...),
установленных Правилами технологического присоединения и договором от
08.12.2014 № НМ-14-354-1496(944533), повлекло ущемление интересов (...)
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля
2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции», запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего
субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение,
ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других
лиц.
Па основании изложенного. Комиссией Московского УФАС России
сделан вывод о нарушении ПАО «МОЭСК» части 1 статьи 10 Федерального
закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции», выразившемся в
злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения мероприятий
по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (...)к
электрическим сетям ПАО «МОЭСК» в срок, установленный Правилами
технологического присоединения и Договором.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1
статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите
конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Установить в действиях ПАО «МОЭСК» (фактический адрес: 115114,
г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д., д. 3, стр. 2) факт нарушения части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»,
выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке
оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому
присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической
энергии к электрическим сетям ПАО «МОЭСК» на территории города Москвы
(в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью).
Ид ентиф икатор
11
путем нарушения установленных законодательством Российской Федерации об
электроэнергетике сроков осуществления мероприятий по технологическому
присоединению энергопринимающих устройств (...), расположенных на объекте
по адресу: (...), результатом которого явилось ущемление интересов (...)
2. Выдать ПАО «МОЭСК» предписание о прекращении нарушения
антимонопольного законодательства.
Председатель комиссии (...)
Члены комиссии: (...)
(...)
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в
арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны