Решение №бн Решение от 9 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «Мосэнергосбыт»
ул. Вавилова, д. 9,
г. Москва, 117312
(...)
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-10-2008/77-14о нарушении
антимонопольного законодательства
г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена 16 июля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 22 июля 2015 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: (• • •)
Членов Комиссии: (•••)
в присутствии представителей:
ОАО «Мосэнергосбыт» (...)
в отсутствии (...), уведомленной надлежащим образом Определением об
отложении дела № 1-10-2008/77-14 от 08.05.2015 № ОК/17281,
рассмотрев дело № 1-10-2008/77-15 по признакам нарушения
ОАО «Мосэнергосбыт» (адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д.9) пункта 10
части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите
конкуренции», выразившегося в нарушении порядка рассчета при оказании
услуг энергоснабжения объекта (...), расположенного по адресу: (...).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступило заявление
(...) на действия ОАО «Мосэнергосбыт», выразившиеся в нарушении
установленного нормативными правовыми актами порядка расчета за
потребляемую электрическую энергию при оказании услуг энергоснабжения
объекта (...), расположенного по адресу: (...), (вх. от 15.04.2014 №11735).
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения
сторон по делу. Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
№ 1-10-2008/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства
установила следующее.
ОАО «Мосэнергосбыт» является юридическим лицом, осуществляющим
свою деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием
акционеров ОАО «Мосэнергосбыт» (протокол от 21.06.2011 № 15).
В соответствии с пунктом 3.2. Устава ОАО «Мосэнергосбыт» занимается
реализацией (продажа) электрической энергии на оптовом и розничном рынках
электрической энергии (мощности) потребителям.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О
защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения
товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или
иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или
взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических)
исходя из экономической, технической или иной возможности либо
целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность
либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
ОАО «Мосэнергосбыт» на основании приказа от 26.08.2011 № 901
включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке
определенного товара более 35 %, с долей на рынке более 65%, по позиции:
розничная реализация электрической энергии (мощности).
В соответствии с постановлением Региональной энергетической
комиссии г. Москвы от 13.07.2012 №152 «О перечне гарантирующих
поставщиков электрической энергии и зонах их деятельности на территории
города Москвы», ОАО «Мосэнергосбыт» является гарантирующим
поставщиком в пределах административных границ территории города Москвы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-Ф8 «О защите конкуренции» доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля
которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, ОАО «Мосэнергосбыт» занимает доминирующее
положение на рынке реализации электрической энергии на территории города
Москвы.
(...) владеет на праве собственности комнатой (...) в коммунальной
квартире, расположенной по адресу: (...).
Комната (...) в квартире, расположенной по адресу: (...) на праве
собственности принадлежит (...) (вх. от 15.04.2014 № 11735).
В соответствии с пунктом 1 Основных положений функционирования
розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные
положения), основные положения функционирования розничных рынков
электрической энергии устанавливают правовые основы функционирования
розничных рынков электрической энергии.
Согласно пункту 69 Основных положений, собственники и пользователи
помещений в многоквартирных домах заключают договоры энергоснабжения с
гарантирующим поставщиком в порядке и в случаях, установленных
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг).
Правила предоставления коммунальных услуг регулируют отношения по
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых
домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями
коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок
заключения договора, содержащего положения о предоставлении
коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления
коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные
услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок
перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период
временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок
изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении
коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами,
превышающими установленную продолжительность, определяют основания и
порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных
услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением
ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1
Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг,
предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на
основании возмездного договора. Договор, содержащий положения о
предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в
письменной форме или путем совершения потребителем действий,
свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о
фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Между ОАО «Мосэнергосбыт» и ГУП ДЕЗ района «Фили-Давыдково»,
являющимся управляющей организацией, заключен договор энергоснабжения
№ 92939366 от 29.12.2006. Многоквартирный дом, расположенный по адресу:
(...), в соответствии и приложением № 10 к договору, является адресом поставки
электроэнергии потребляемой на обще домовые нужды (вх. от 30.05.2015 №
18093).
Между (...) и ОАО «Мосэнергосбыт» заключен договор
энергоснабжения по адресу: (...) путем совершения конклюдентных действий
(путем оплаты потребителем электроэнергии).
В коммунальной квартире, расположенной по адресу: (...), введен в
эксплуатацию общеквартирный прибор учета № 399379 типа С0-505 (вх. от
30.05.2015 № 18093).
Согласно материалам дела, комната (...) (...), расположенная по адресу:
(...), не оборудована комнатным прибором учета электрической энергии, при
этом комната (...) в указанной коммунальной квартире комнатным прибором
учета также не оборудована.
Согласно пункту 69 Основных положений функционирования розничных
рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, собственники и пользователи
помещений в многоквартирных домах заключают договоры энергоснабжения с
гарантирующим поставщиком в порядке и в случаях, установленных
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
06.05.2011 № 354 (далее — Правила).
Согласно пункту 50 Правил предоставления коммунальных услуг, расчет
размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю,
проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся
коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в
соответствии с формулами Приложения № 2 к Правилам предоставления
коммунальных услуг.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором
учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной
квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то
расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению,
предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах),
оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии,
осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого
соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке
определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в
помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в
коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в
коммунальной квартире.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме,
подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными
представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае
осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению,
предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с
полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в
котором такое соглашение было передано исполнителю.
При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную
услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7
приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг без учета
показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Объект, расположенный по адресу: (...), является коммунальной
квартирой, комната № 2, на основании свидетельства о регистрации права на
правах собственности принадлежит (...), комната (...) в данной квартире на
праве собственности принадлежит (...).
Из Правил предоставления коммунальных услуг следует, что расчет
платы за коммунальную услугу по электроснабжению для потребителей
проживающих в коммунальной квартире определяется по пункту 50 Правил
предоставления коммунальных услуг.
Следовательно, в случае отсутствия комнатных приборов учета
электрической энергии в комнатах коммунальной квартиры и при отсутствии
соглашения о порядке определения объема (количества) электрической энергии,
потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников
комнат в коммунальной квартире между всеми потребителями, проживающими
в коммунальной квартире, определяется по формуле 7 приложения № 2 к
Правилам предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, расчет потребленной электрической энергии по адресу:
(...), должен осуществляться по формуле 7 приложения № 2 к Правилам
предоставления коммунальных услуг.
Формула 7 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных
услуг:
P. = V x — хТ*1
JJ 1 Ц
где:
^ i - объем (количество) потребленного за расчетный период в i-й
коммунальной квартире коммунального ресурса, определенный в соответствии
с пунктом 42 Правил;
n j i - количество граждан, постоянно и временно проживающих в
j -й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате
(комнатах) в i-й коммунальной квартире;
n i - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-
й коммунальной квартире;
Т кр - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
где объем (количество) потребленного за расчетный период в
коммунальной квартире коммунального ресурса, определен в соответствии с
пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг.
Следовательно при расчете размера платы за коммунальную услугу,
предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом
помещении, являющемся коммунальной квартирой, пункт 42 Правил
предоставления коммунальных услуг применяется только для определения
объема (количества) коммунального ресурса, потребленного в жилом
помещении, который используется в формуле 7 приложения № 2 к Правилам
предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг, объем
(количество) коммунального ресурса потребленного в жилом помещении.
оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета за
расчетный период, определяется по показаниям индивидуального или общего
(квартирного) прибора учета.
Таким образом, расчет потребленной электрической энергии объекта (...)
должен был рассчитываться ОАО «Мосэнергосбыт» путем применения
формулы 7 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг,
где объем (количество) потребленного за расчетный период в i-й коммунальной
квартире коммунального ресурса должен был определен из формулы 1
приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных
услуг, исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю
коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
настоящими Правилами и договором, содержащим положения о
предоставлении коммунальных услуг, производить непосредственно при
обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного
потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности
или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления
потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки
выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные
платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть
заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
Па коммунальную квартиру, расположенную по адресу: (...), открыт
общий лицевой счет № 04866-099-20.
Согласно представленным документам и письменным пояснениям
ОАО «Мосэнергосбыт», расчет потребленной электроэнергии производится по
показаниям общеквартирного прибора учета № 399379 типа С0-505, в
соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно доводам ОАО «Мосэнергосбыт», ОАО «Мосэнергосбыт» не
было уведомлено о том, что квартира, расположенная по адресу: (...) является
коммунальной. Также, согласно позиции ОАО «Мосэнергосбыт», (...)
необходимо было самостоятельно обратиться в ОАО «Мосэнергосбыт» с
уведомлением о том, что квартира, расположенная по адресу: (...), является
коммунальной.
Вместе с тем, согласно представленным документам и письменными
пояснениям ОАО «Мосэнергосбыт» (вх. от 28.05.2015 № 18187), между
ОАО «Мосэнергосбыт» и ГО ЗАО «ЦОПэнерго» от 30.03.2005 был заключен
договор возмездного оказания услуг при проведении комплекса работ,
связанных со сбытом электрической энергии. Согласно пункту 1.1 указанного
договора, ГО ЗАО «ЦОПэнерго» обязуется оказывать услуги по
документальному оформлению и организационно-техническому обеспечению
продаж электроэнергии абонентам ОАО «Мосэнергосбыт».
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора, ГО ЗАО «ЦОПэнерго»
обязуется принимать от ОАО «Мосэнергосбыт» под роспись сотрудника
ГО ЗАО «ЦОПэнерго» копии документов, необходимых для исполнения
настоящего договора в течение срока его действия и обеспечивать их хранение.
Согласно пункту 7.2 договора от 30.03.2005 № 4, информация по
организации расчетов и сбыту электрической энергии абонентам
ОАО «Мосэнергосбыт», обслуживаемых ЗАО «ЦОПэнерго», передается между
ЗАО «ЦОПэнерго» и ОАО «Мосэнергосбыт» согласно Регламенту
взаимодействия между ЗАО «ЦОПэнерго» и ОАО «Мосэнергосбыт».
Согласно представленным документам и письменными пояснениям
ОАО «Мосэнергосбыт» (вх. от 28.05.2015 № 18187), (...) предоставила
свидетельство о праве собственности на комнату № 2 квартиры, расположенной
по адресу: (...) ГО ЗАО «ЦОПэнерго» в 2007 году.
Таким образом Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Мосэнергосбыт»
обладало информацией о том, что квартира, расположенная по адресу: (...),
комната (...) которой на праве собственности принадлежит (...), является
коммунальной.
Таким образом, гарантирующий поставщик применял при расчетах с (...)
за поставляемую электрическую энергию расчеты, не соответствующие
требованиям законодательства (выставленные счета) (вх. от 09.04.2015
№ 11904).
Па основании изложенного Комиссией по рассмотрению дела сделан
вывод, что порядок расчета размера платы за коммунальную услугу
энергоснабжение, предоставленную потребителю (...), проживающей в комнате
(...) коммунальной квартиры, расположенной по адресу: (...), применяемый
ОАО «Мосэнергосбыт», не соответствует положениям Правил предоставления
коммунальных услуг, что повлекло ущемление интересов (...).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от
26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего
субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление
интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными
правовыми актами порядка ценообразования.
Па основании изложенного, ОАО «Мосэнергосбыт» нарушен порядок
ценообразования на услугу энергоснабжение, предоставленную потребителю
(...), проживающей в комнате (...) коммунальной квартиры, расположенной по
адресу: (...).
Таким образом, на дату рассмотрения дела № 1-10-2008/77-14
ОАО «Мосэнергосбыт» не предприняло действий по изменению порядка
расчета за потребляемую электрическую энергию объектом (...),
расположенным по адресу:(...).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26
июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего
субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение,
ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других
лиц.
Па основании изложенного. Комиссией сделан вывод о нарушении
ОАО «Мосэнергосбыт» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от
26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции», выразившемся в
злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации
электрической энергии на территории города Москвы путем нарушении
порядка расчета за электрическую энергию при оказании услуг
энергоснабжения объекта (...), расположенного по адресу: (...).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1
статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите
конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ОАО «Мосэнергосбыт» факт нарушения пункта
10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите
конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением
на рынке реализации электрической энергии, на территории города Москвы,
путем нарушения порядка ценообразования за потребляемую электрическую
энергию при оказании услуг энергоснабжения объекта, расположенного по
адресу: (...).
2. Выдать ОАО «Мосэнергосбыт» предписание о прекращении
нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии (...)
Члены Комиссии (...)
(...)
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или
в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны