Постановление №бн Постановление от 17 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАО «Интерлот»
111395, г. Москва,
ул. Юности, д. 11
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания по делу
об административном правонарушении № 4-14.33-191/77-15
«31» августа 2015 года г Москва
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной
службы по г Москве (далее - Московского УФАС России) «...», рассмотрев
протокол от 19.06.2015 и материалы дела об административном правонарушении № 4-
14.33-191/77-15, возбужденного в отношении ЗАО «Интерлот» в связи с
нарушением ЗАО «Интерлот» пункта 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от
01.12.2007 №310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских
зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи,
развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об
олимпиаде), части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О
защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся во
введении в оборот лотерейных билетов одного из тиражей лотерей «Русская
тройка», «Козырная карта», «Золотой ключ» с использованием в оформлении
наименований «Олимпийский» и «Сочи 2014», а также поименования данных
тиражей лотерей как «Олимпийский тираж», ответственность за которое
предусмотрена ч. 2 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии «...» -
представителя ЗАО «Интерлот» по доверенности № 9,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Интерлот» является юридическим лицом, действующим на
основании Устава, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц
1
за основным государственным регистрационным номером 1027739080820,
ИНН 7708087869, КИП 772001001, осуществляет деятельность,
идентифицированную кодом 92.71 ОКВЭД (деятельность по организации
азартных игр).
Решением Комиссии Московского УФАС России по рассмотрению дела
№ 1-14-885/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства Российской
Федерации от 11.09.2014 в действиях ЗАО «Интерлот» установлен факт нарушения
требований части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, пункта 1 части 1
статьи 8 Закона об олимпиаде, в части введения в оборот лотерейных билетов
одного из тиражей лотерей «Русская тройка», «Козырная карта», «Золотой
ключ» с использованием в оформлении наименований «Олимпийский» и «Сочи
2014», а также поименования данных тиражей лотерей как «Олимпийский
тираж».
ООО «Спортлото», является юридическим лицом, действующим на
основании Устава, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц
за основным государственным регистрационным номером 1107746125607,
ИНН 7743771091, КПП 772201001, осуществляет деятельность,
идентифицированную кодом 92.71 ОКВЭД (деятельность по организации
азартных игр).
ООО «Спортлото» на основании государственного контракта № 01-01-
06/05-375 от 11.10.2010 занималось проведением Всероссийский
государственных лотерей в поддержку организации и проведения XXII
Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских заимних игр 2014 года в
г. Сочи.П ри этом, ООО «Спортлото» на основании заключенного с
АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» лицензионного договора № MAR/10/12/20-1 от
20.12.2010 обладает правом использования товарных знаков по свидетельствам
№№ 394544, 401809, 139795, 387315 при изготовлении, рекламировании,
продвижении, распространении и продаже лицензионной продукции/услуг 41
класса МЕСТУ (организация лотерей).
В свою очередь, ЗАО «Интерлот» организует и проводит на территории
Российской Федерации лотереи «Русская тройка», «Козырная карта», «Золотой
ключ», что подтверждается разрешениями на проведение названных лотерей,
выданными Обществу Федеральной налоговой службой.
Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что
товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть
заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой
исходя из экономической, технической или иной возможности либо
целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность
либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что
услуга, как объект гражданских прав, является товаром.
ЗАО «Интерлот» и ООО «Спортлото» осуществляют деятельность в
2
сфере организации и проведения лотерей на всей территории Российской
Федерации, в том числе, на территории г Москвы. Такие услуги являются для
данных хозяйствующих субъектов основным видом деятельности.
Таким образом, ЗАО «Интерлот» и ООО «Спортлото» осуществляют свою
деятельность на одном товарном рынке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции,
конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором
самостоятельными действиями каждого из них исключается или
ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке
воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем
товарном рынке.
На основании изложенного, ЗАО «Интерлот» и ООО «Спортлото»
являются конкурентами, осуществляющими деятельность на одном товарном
рынке услуг по организации и проведению лотерей.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона об олимпиаде, под
олимпийской символикой понимается, в том числе, наименования
«Олимпийский» и «Сочи 2014».
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона об олимпиаде, использование
олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для
обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг
(в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках,
знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе
доменных имен и иным способом, если такое использование создает
представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и
Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения
соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или)
Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими
организациями.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона об олимпиаде, использование
олимпийской символики с нарушением требований частей 2 и 2.1 статьи 7
Закона об олимпиаде признается незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об олимпиаде, признается
недобросовестной конкуренцией и влечет наступление последствий,
предусмотренных антимонопольным законодательством Российской
Федерации, продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом
незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская
символика; введение в заблуждение, в том числе создание ложного
представления о причастности производителя товара, рекламодателя к
Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве
спонсора.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения
3
Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях», положения части 1 статьи 8 Закона об олимпиаде являются
специальными по отношению к пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции
и признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не
приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4
Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции,
недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих
субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при
осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат
законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота,
требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили
или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам
либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции
недобросовестная конкуренция не допускается.
ЗАО «Интерлот» в целях проведения 386 тиража лотереи «Козырная
карта», 810 тиража лотереи «Золотой ключ», 341 тиража лотереи «Русская
тройка» были изготовлены и реализованы лотерейные билеты, при оформлении
которых использованы наименования «Олимпийский» и «Сочи 2014».
ЗАО «Интерлот» не является партнером, спонсором и лицензиатом
Международного олимпийского комитета. Международного предолимпийского
комитета и АНО «Оргкомитет «Сочи 2014», что следует из материалов дела
№ 4-14.33-191/77-15. В частности, в соответствии со справкой, приложенной к
письму № 41-2187-12 от 20.05.2015, поступившему от Федеральной службы по
интеллектуальной собственности в связи с направленным антимонопольным
органом запросом от 22.04.2015 № НО/14778, лицензионные договоры о
предоставлении ЗАО «Интерлот» права использования товарных знаков по
свидетельствам №№ 353760, 371240 Роспатентом не регистрировались. Данный
факт ЗАО «Интерлот» не отрицается.
Таким образом, ЗАО «Интерлот» незаконно использовало олимпийскую
символику (в понимании части 1 статьи 7 Закона об олимпиаде) при проведении
указанных лотерей, получая при этом необоснованные преимущества перед
хозяйствующими субъектами-конкурентами, в частности ООО «Спортлото»,
оказывающими аналогичные услуги и не использующими олимпийскую
символику с нарушением законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, установлены все обстоятельства,
необходимые для констатации данной формы недобросовестной конкуренции:
исключительные права АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» на обозначения
«Олимпийский», «Сочи 2014», отсутствие у ЗАО «Интерлот» разрешения на
использование данных обозначений при осуществлении указанной
деятельности, а равно незаконность использования данным хозяйствующим
субъектом таких обозначений.
4
Отсутствие направленности на получение преимуществ при
осуществлении предпринимательской деятельности, а также способность
причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо
нанести вред их деловой репутации, не являются обязательным для
квалификации указанных действий хозяйствующих субъекта как содержащих
признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской
Федерации.
В то же время, в настоящем случае установлено наличие конкурента,
осуществляющего аналогичную деятельность с использованием олимпийской
символики на законных основаниях.
ЗАО «Интерлот» при осуществлении организации и проведения лотерей
«Русская тройка», «Козырная карта», «Золотой ключ» использует без должной
санкции олимпийскую символику, использующуюся ООО «Спортлото»
надлежащим образом на возмездной основе.
При этом, по мнению должностного лица Московского УФАС России, не
имеет значения какие конкретно наименования согласно части 1 статьи 7 Закона
об олимпиаде используются хозяйствующими субъектами ("Олимпийский",
"Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter
Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и
словосочетания), так как все указанные наименования относятся к олимпийской
символике, а их использование для индивидуализации товаров, работ или услуг
(санкционированное или несанкционированное) преследует единую цель
выделения товаров среди аналогичных за счет создания впечатления о
причастности субъекта (в качестве спонсора, лицензиата, организатора и т. д.) к
Олимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи.
Пепосредственным преимуществом, получаемым ЗАО «Интерлот» при
использовании олимпийской символикой, является снижение издержек на
приобретении прав на использование олимпийской символики (например,
путем заключения лицензионного договора), что ставит его в более выгодное
положение в сравнении с субъектами, оказывающими услуги (реализующими
товары) на законных основаниях.
В свою очередь, способность причинения убытков прямым конкурентам
выражается в том, что действия ЗАО «Интерлот» могут повлечь отток
потребителей от аналогичного товара (услуг) хозяйствующих субъектов -
конкурентов, вводящих товары (услуги) в оборот на законных основаниях.
Таким образом, в действиях ЗАО «Интерлот» установлено нарушение
пункта 1 части 1 статьи 8 Закона об олимпиаде, части 1 статьи 14 Закона о
защите конкуренции, выразившееся во введении в оборот товара, а именно
лотерейных билетов одного из тиражей лотерей «Русская тройка», «Козырная
карта», «Золотой ключ», а также собственно самой организации и проведения
конкретных тиражей лотерей, путем поименования их как «Олимпийский
тираж», с использованием олимпийской символики, а именно наименований
«Олимпийский» и «Сочи 2014».
5
ЗАО «Интерлот» представило письменные объяснения по делу об
административном правонарушении № 4-14.33-191/77-15, согласно которым
указанное общество не отрицает факта использования текстовых обозначений
«Сочи 2014» и «Олимпийский тираж» при оформлении лотерейных билетов 386
тиража лотереи «Козырная карта», 810 тиража лотереии «Золотой ключ»,
341 тиража лотереи «Русская тройка», но полагает, что его действия
направлены на урегулирование спора, а также на устранение последствий
допущенного нарушения, в связи с чем считает возможным применение
положений ст. 2.9 КоАП РФ, обосновывающих малозначительность
правонарушения.
В частности, общество, во избежание введения в заблуждение участников
лотереи, а также для минимизации возможного причинения ущерба иным
хозяйствующим субъектам, разместило на своем интернет-сайте
(http://www.interlot.ra) в разделе «О компании» информацию о том, что
ЗАО «Интерлот» не является организатором или спонсором XXII зимних
Олимпийских и XI Параолимпийских игр в Сочи, и не участвовало в их
проведении каким-либо образом.
Должностное лицо Московского УФАС России оценивает данный довод
критически в связи со следующим.
Вышеуказанная информация о ЗАО «Интерлот» размещена только на сайте
организации, следовательно, в момент приобретения лотерейных билетов
потребитель не располагал соответствующими сведениями, а ориентировался
исключительно на известный ему внешний вид лотерейных билетов,
вызывающий ассоциацию с Олимпийскими играми.
Оценивая довод ЗАО «Интерлот» об отсутствии у общества намерения в
получении каких-либо преимуществ при осуществлении предпринимательской
деятельности, использования незаконным образом олимпийской символики,
экономической необходимости в создании за счет размещения на лотерейных
билетах олимпийской символики представления о принадлежности
ЗАО «Интерлот» к олимпийским играм, а также довод о непричинении
репутации товарного знака ущерба, должностное лицо Московского УФАС
России исходит из того, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об
олимпиаде, как уже указывалось выше, все перечисленные в заявленном доводе
признаки недобросовестной конкуренции не являются обязательными для
привлечения к административной ответственности. Следовательно, действия
хозяйствующего субъекта являются актом недобросовестной конкуренции и в
том случае, если они не приводят и не могут привести к вышеупомянутым
последствиям.
Довод ЗАО «Интерлот» об отсутствии роста динамики продаж лотерейных
билетов с нанесенной олимпийской символикой также не может быть принят
должностным лицом Московского УФАС России для вывода об отсутствии в
действиях ЗАО «Интерлот» события и состава административного
правонарушения.
6
Как следует из вышеупомянутого определения недобросовестной
конкуренции, данного в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним
из признаков недобросовестной конкуренции является не только причинение
убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту либо нанесение ущерба
его деловой репутации, но и потенциальная способность причинить вред.
Таким образом, по общему правилу, для признания в действиях
хозяйствующего субъекта наличия признаков недобросовестной конкуренции
достаточно создания одной лишь возможности наступления неблагоприятных
последствий, которые в данном случае выражаются в возможности увеличения
роста продаж лотерейных билетов с нанесенной олимпийской символикой, и
доказательств реального вреда не требуется.
Кроме того, при оценке данного довода также следует учитывать
распространение специального действия на содержащийся в нем признак
недобросовестной конкуренции (способность причинения убытков
хозяйствующему субъекту) нормы права, предусмотренной частью 1 статьи 8
Закона об олимпиаде.
Таким образом, должностное лицо Московского УФАС России не
принимает заявленные ЗАО «Интерлот» доводы для квалификации совершенного
Обществом правонарушения в качестве малозначительного.
Местом выявления административного правонарушения является
г. Москва.
Временем выявления административного правонарушения является
11.09.2014 — дата вынесения Комиссией Московского УФАС России Решения
об установлении факта нарушения пункта 1 части 1 статьи 8 Закона об
олимпиаде, части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или
законами субъектов Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается
виновным в совершении административного правонарушения, если будет
установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,
за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации
предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были
приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновные действия ЗАО «Интерлот» состоят в нарушении требований
пункта 1 части 1 статьи 8 Закона об олимпиаде, части 1 статьи 14 Закона о
защите конкуренции, выразившемся во введении в оборот товара: лотерейных
билетов одного из тиражей лотерей «Русская тройка», «Козырная карта»,
«Золотой ключ», а также в самой организации и проведении конкретных
тиражей лотерей, путем поименования их как «Олимпийский тираж», с
использованием олимпийской символики, а именно наименований
7
«Олимпийский» и «Сочи 2014».
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения
ЗАО «Интерлот» указанных требований, не установлено.
Ответственность за нарушение требований ч. 1 ст 14 Закона о защите
конкуренции предусмотрена, в том числе, ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, недобросовестная конкуренция,
выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов
интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации
юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати
тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических
лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки
правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого
совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
В соответствии со справкой, представленной Федеральной службой по
интеллектуальной собственности, использованные ЗАО «Интрелот» на спорных
лотерейных билетах обозначения «Сочи 2014», являются сходными до степени
смешения с вышеуказанными товарными знаками № 353760, № 371240 в силу
фонетического и семантического тождества и графического сходства общего
элемента «Сочи 2014».
Таким образом, виновные действия ЗАО «Интерлот» выразились во
введении в оборот товара: лотерейных билетов одного из тиражей лотерей
«Русская тройка», «Козырная карта», «Золотой ключ», с незаконным
использованием товарных знаков по свидетельству №№ 353760, 371240.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении
административного наказания юридическому лицу учитываются характер
совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое
положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную
ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, за
совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей
14.33 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, смягчающих административную
ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5
и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа,
налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое
обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера
административного штрафа, предусмотренного за совершение данного
административного правонарушения, и минимального размера
административного штрафа, предусмотренного за совершение данного
административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих
административную ответственность, размер административного штрафа,
налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое
обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера
административного штрафа, предусмотренного за совершение данного
административного правонарушения, и минимального размера
административного штрафа, предусмотренного за совершение данного
административного правонарушения.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении
№ 4-14.33-191/77-15 представителем ЗАО «Интерлот» были представлены
объяснения, в которых представитель организации отметил отсутствие в
указанном протоколе оценки обстоятельств, смягчающих административную
ответственность юридического лица, описанных ранее в представленном
Обществом письме от 22.04.2015.
По представленным объяснениям должностное лицо Московского УФАС
России считает необходимым отметить следующее.
В компетенцию должностного лица, составляющего протокол об
административном правонарушении, не входят полномочия по оценке доводов
лиц, совершивших административное правонарушение, в отношении
обстоятельств, смягчающих или отягчающих их административную
ответственность. В связи с этим, оценивать данные обстоятельства и отражать
их оценку в соответствующем постановлении полномочно должностное лицо,
рассматривающее дело об административном правонарушении (статья 4.2
КоАП РФ, часть 1 пункт 4 статьи 29.10 КоАП РФ).
ЗАО «Интерлот» были представлены следующие доводы,
обосновывающие возможность применения к совершенному
административному правонарушению обстоятельств, смягчающих
административную ответственность.
Ввиду того что нарушение антимонопольного законодательства
посредством введения в оборот билетов с использованием олимпийской
символики (текст «Сочи 2014» и «Олимпийский тираж») носило однократный
характер, а также ЗАО «Интерлот» никогда ранее и никогда впоследствии не
использовало олимпийскую символику, общество считает возможным
применение положений п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ (добровольное прекращение
противоправного поведения лицом, совершившим административное
правонарушение).
Вышеуказанные доводы не могут быть приняты должностным лицом
Московского УФАС России в качестве обстоятельства, смягчающего
административную ответственность, по п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ в связи со
следующим.
Общество с использованием олимпийской символики оформило лишь
один тираж лотереи, значит, использование данной символики прекратилось в
силу завершения розыгрыша данного тиража, а не в силу осознания лицом,
совершившим правонарушение, противоправного характера своего деяния, в
то время как для возможности применения п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ
необходимо наличие обстоятельств, свидетельствующих об обратном.
Отсутствие данных необходимых обстоятельств подтверждается
9
наличием в объяснениях информации, в соответствии с которой
ЗАО «Интерлот» было убеждено в том, что размещая на лотерейных билетах
текст «Сочи 2014» и «Олимпийский тираж», оно не использовало
олимпийскую символику. В связи с этим, в силу своей неосведомленности о
совершаемом правонарушении. Общество не могло его добровольно
прекратить.
ЗАО «Интерлот» заявило довод о возможности применения в качестве
обстоятельства, смягчающего административную ответственность,
предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение,
вредных последствий административного правонарушения (п. 5 ст. 4.2
КоАП РФ).
Положения п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ предусматривают наличие
реальных действий, направленных на предотвращение еще не наступивших
вредных последствий совершенного лицом административного
правонарушения.
В частности. Общество, во избежание введения в заблуждение
участников лотереи, а также для минимизации возможного причинения ущерба
иным хозяйствующим субъектам, разместило на своем интернет-сайте
(http://www.interlot.ra) в разделе «О компании» информацию о том, что
ЗАО «Интерлот» не является организатором или спонсором XXII зимних
Олимпийских и XI Параолимпийских игр в Сочи, и не участвовало в их
проведении каким-либо образом.
Однако к рассматриваемой ситуации пункт не может быть применен,
поскольку его положения также предполагают осознание лицом, совершившим
правонарушение, противоправности своего деяния. Как уже было отмечено
выше, обстоятельства, свидетельствующие об осознании виновным в
совершении административного правонарушения лицом противоправности
своего деяния, отсутствовали в настоящей ситуации.
Кроме того, как было отмечено в протоколе об административном
правонарушении № 4-14.33-191/77-15, размещение ЗАО «Интерлот» указанной
информации на сайте не могло предотвратить какие-либо вредные последствия
правонарушения, поскольку непосредственно в момент приобретения
лотерейных билетов потребитель не располагал соответствующими
сведениями, а ориентировался исключительно на известный ему внешний вид
лотерейных билетов, вызывающий ассоциацию с Олимпийскими играми.
В целом, размещение данной информации является исполнением
обязанности, корреспондирующей праву потребителя на получение
информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах,
услугах), установленной статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «Закон о
защите прав потребителей», что свидетельствует о несоответствии
приведенного Обществом положения понятию смягчающего обстоятельства в
том значении, в котором оно предусмотрено нормой п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ.
Более того, предотвращение вредных последствий, как правило, должно
10
иметь место сразу же после совершения административного правонарушения.
Представленная Обществом информация, а также все вышесказанное не могут
свидетельствовать о том, что в рассматриваемом случае размещение данной
информации произошло непосредственно после совершения правонарушения.
Организация считает возможным применение обстоятельства,
смягчающего административную ответственность, предусмотренного в п. 4 ч. 1
ст. 4.2 КоАП РФ (оказание лицом, совершившим административное
правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять
производство по делу об административном правонарушении, в установлении
обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном
правонарушении) на основании следующего.
ЗАО «Интерлот» всегда своевременно предоставляло все запрашиваемые
Московским УФАС России документы, а также неизменно указывало на
абсолютную готовность к содействию Московскому УФАС России в
установлении обстоятельств дела.
В частности, в письменных объяснениях от 14.04.2014 Общество указало
на готовность оказывать антимонопольному органу любое содействие в
установлении обстоятельств, связанных с расследованием возможного факта
совершения административного правонарушения, а также на готовность
принимать меры по предотвращению каких-либо вредных последствий
правонарушения.
ЗАО «Интерлот» 23.09.2014 также представило гарантийное письмо с
указанием на то, что Общество гарантирует свою готовность предпринимать
все иные возможные меры по предотвращению последствий сложившейся
ситуации и недопущению нарушений антимонопольного законодательства в
будущем.
Антимонопольный орган вправе получать необходимую информацию у
хозяйствующих субъектов (ст. 26.10 КоАП РФ, ч. 1 ст. 25 Закона о защите
конкуренции). При исполнении корреспондирующей данному праву
обязанности предполагается представление сведений, соответствующих
действующему законодательству.
В данном случае представление лицом, совершившим административное
правонарушение, документов и информации, затребованных антимонопольным
органом, в том числе документов для расчета суммы штрафа, является прямой
обязанностью Общества, поэтому не соответствует понятию смягчающего
обстоятельства в значении, предусмотренном нормой п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ.
Кроме того, обстоятельство, предусмотренное указанным пунктом,
учитывается при условии, если лицо, привлекаемое к административной
ответственности, представило в административный орган доказательства
совершенного им правонарушения, которые не были известны
административному органу и которые позволили установить событие
правонарушения и обстоятельства его совершения.
Представленная организацией информация не свидетельствует о
11
наличии предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ
смягчающего ответственность обстоятельства, поскольку фактов какого-либо
содействия антимонопольному органу, отличающегося от предоставления
информации по запросу, являющемуся обязательным для хозяйствующего
субъекта в силу части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, из материалов
дела не усматривается.
В п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим
ответственность, является добровольное исполнение до вынесения
постановления по делу об административном правонарушении лицом,
совершившим административное правонарушение, предписания об
устранении допущенного нарушения, выданного ему органом,
осуществляющим государственный контроль (надзор).
ЗАО «Интерлот» было выдано предписание № 76 от 16.09.2014
(получено 17.09.2014) о прекращении нарушения антимонопольного
законодательства посредством прекращения введения в оборот товаров
(лотерейных билетов, тиражей лотерей) с незаконным использованием
олимпийской символики.
23.09.2014 ЗАО «Интерлот» представило в УФАС гарантийное письмо,
подтверждающее, что за исключением выпуска билетов одного тиража лотерей
«Золотой ключ», «Козырная карта» и «Русская тройка» организация никогда
ранее и никогда впоследствии не использовала олимпийскую символику, а
равно не имеет намерений использовать ее в дальнейшем.
Следовательно, ЗАО «Интерлот» представлены документы, свидетельствующие
об исполнении предписания № 76 о прекращении нарушения антимонопольного
законодательства от 11.09.2014, выданного по делу № 1-14-885/77-14.
Таким образом, должностным лицом Московского УФАС России установлено
обстоятельство, смягчающее административную ответственность ЗАО «Интерлот».
ЗАО «Интерлот» 06.07.2015 представило дополнительные письменные
пояснения по делу № 4-14.33-191/77-15, в которых изложило позицию относительно
порядка определения размера штрафа, подлежащего взысканию за вменяемое
правонарушение. В рамках данных объяснений ЗАО «Интерлот» также заявлено о
возможности применения дополнительного смягчающего обстоятельства, не
указанного в КоАП РФ или законах субъектов Российской Федерации об
административных правонарушениях, на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ.
Данное заявление не может быть принято должностным лицом Московского
УФАС России в связи с тем, что в ч. 2 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ содержится
положение, согласно которому при назначении административного наказания за
совершение административного правонарушения, предусмотренного данной статьей
либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица
учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность,
предусмотренные пунктами 2 -7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.
Таким образом, для рассматриваемого правонарушения законодатель установил
закрытый перечень возможных для применения обстоятельств, смягчающих
12
ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность
ЗАО «Интерлот», должностным лицом Московского УФАС России не
установлено.
В то же время должностное лицо Московского УФАС России на
основании вышесказанного не находит правовых оснований для признания
совершенного правонарушения малозначительным поскольку доводы
ЗАО «Интерлот» в отношении признания правонарушения малозначительным
аналогичны вышерассмотренным.
Согласно письменным объяснениям ЗАО «Интерлот» от 06.07.2015, а также
исходя из представленной в материалы дела справки о размере выручки от реализации
соответствующих билетов (за минусом НДС) на территории г. Москвы за 2014 год
сумма выручки составила 6 798 550, 00. Данные сведения подтверждаются
Актами сверки взаиморасчетов ЗАО «Интерлот» с контрагентами,
участвовавшими в реализации билетов спорных тиражей, представленными в
антимонопольный орган в письменных пояснениях от 19.08.2015.
ЗАО «Интерлот» также были представлены данные о совокупном размере
выручки от реализации лотерейных билетов на территории г. Москвы в 2014
году в размере 356 875 750 руб, в 2013 году — 264 608 950 руб.
Таким образом, на основании представленной ЗАО «Интерлот» в
административный орган информации, наличия одного обстоятельства,
смягчающего административную ответственность Общества, отсутствия
обстоятельств, отягчающих административную ответственность, должностное
лицо административного органа установил следующее.
Значения Суммы
Общая сумма выручки от реализации товара 6798550
МаксШ 1019782,5 (15%)
МинШ 67985,5 (1%)
БШ=МинШ+(МаксШ-МинШ)/2
543884 = (1019782,5-67985,5)/2+67985,5
ОО (ОС)=(МаксШ-МинШ)/8 118974,625 = (1019782,5-67985,5)/8
Установлено одно обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.
ПШ=БШ+(00*п)-(0С*п) 424909,375 = 543884+(0*0)-(118974,625*1)
Где «МаксШ» - максимальный размер административного штрафа,
предусмотренного за совершение данного административного правонарушения;
«МинШ» - минимальный размер административного штрафа,
предусмотренного за совершение данного административного правонарушения;
«БШ» - базовый штраф, применяемый для установления размера оборотного
штрафа в каждом конкретном случае, составляющий административный штраф
13
в размере суммы минимального размера административного штрафа,
предусмотренного за совершение данного административного правонарушения,
и половины разности максимального размера административного штрафа,
предусмотренного за совершение данного административного правонарушения,
и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за
совершение данного административного правонарушения; «ОО (ОС)» -
коэффициент, на который размер административного штрафа, налагаемого на
юридическое лицо, подлежит увеличению (уменьшению) за каждое отягчающее
(смягчающее) обстоятельство, составляющий одну восьмую разности
максимального размера административного штрафа, предусмотренного за
совершение данного административного правонарушения, и минимального
размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного
административного правонарушения; «ПШ» - размер оборотного штрафа,
применяемого в рассматриваемом случае.
В соответствии с ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ, а также с учетом положений
ч. 2 ст. 14.33 КоАП размер административного штрафа, подлежащего
наложению, не может быть менее 100 ООО рублей и не может превышать одну
двадцать пятую (4 %) совокупного размера суммы выручки от реализации всех
товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором
было совершено административное правонарушение.
Таким образом, сумма штрафа, полученная расчетным путем в соответствии со
статьей 14.33 КоАП РФ, составляет 424909 руб. 37 коп., что составляет 6% от общей
суммы выручки от реализации ЗАО «Интерлот» на территории г. Москвы товара, а
именно лотерейных билетов одного из тиражей лотерей «Русская тройка»,
«Козырная карта», «Золотой ключ» с использованием в оформлении
наименований «Олимпийский» и «Сочи 2014», 0,16% от соответствующей
выручки за 2013 год, что согласно вышеуказанному положению ч. 4 ст. 3.5
КоАП РФ и методическим рекомендациям ФАС России от 13.07.2015 не
превышает 4 % от совокупного размера суммы выручки правонарушения от
реализации всех товаров.
Таким образом, с учетом положений статей 4.1, 4.2 КоАП РФ, а также на
основании расчетов, в отношении ЗАО «Интерлот» подлежит применению
штраф в размере 424909 руб. 37 коп. (четыреста двадцать четыре тысячи
девятьсот девять рублей тридцать семь копеек).
Руководствуясь ст. 37 ФЗ «О защите конкуренции», ст.-ст. 4.1, 14.33, 23.48,
29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
За нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 8 Закона об олимпиаде,
части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, ответственность за которое
предусмотрена частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ, назначить ЗАО «Интерлот» (адрес
местонахождения: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 11; ОГРП 1027739080820;
14
ИНН 7708087869; КИП 772001001) административное наказание в виде
административного штрафа в размере 424 909 руб. 37 коп. (четыреста двадцать
четыре тысячи девятьсот девять рублей тридцать семь копеек).
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАН РФ административный штраф должен
быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не
позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении
административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока
отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАН РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАН РФ сумма административного
штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Реквизиты на перечисление штрафных санкций, налагаемых Московским
УФАС России за нарушение антимонопольного законодательства РФ
(квитанция прилагается):
Получатель: УФК МФ РФ по г. Москве (для Московского УФАС России)
Банк получателя: Отделение 1 Москва
ИНН 7706096339
КПП 770101001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 1 16 02010 01 6000140
ОКТМО 45375000
Наименование платежа: административный штраф по делу
№ 4-14.33-191/77-15
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии
документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и
информации об уплате административного штрафа в Государственной
информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по
истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган,
должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти
суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его
неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке,
предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное
лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения
или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших
дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо
коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном
правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении
лица, не уплатившего административный штраф.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного
штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном
размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ
15
постановление по делу об административном правонарушении может быть
обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в
арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии
постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу
об административном правонарушении вступает в законную силу после
истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об
административном правонарушении, если указанное постановление не было
обжаловано или опротестовано.
Приложение на 1 листе.
Заместитель руководителя
16
\
17

Связанные организации

Связанные организации не указаны