Решение б/н Решение от 3 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-15862/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия НИЦ «Курчатовский институт» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников НИЦ «Курчатовский институт» (реестровый № 31908518811) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно жалобе Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования в Закупочной документации.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).

В своей жалобе Заявитель указывает, что с учетом набираемых баллов по критериям оценки любому участнику рынка необходимо снижение не менее, чем на 25% от цены конкретного участника — АО «СОГАЗ».

Указанное, по мнению Заявителя, достигается за счет установленных Заказчиком следующих критериев оценки заявок:

  1. Цена 60%;

  2. Квалификация участника 35%, в рамках которого оценивается:

  1. Наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для оказания услуг, специалистов, определенного уровня квалификации, привлекаемых для оказания услуг — 10 баллов, отсутствие 0 баллов (дипломы, трудовые книжки, инф о диспетчерской службы и прочее);

  2. Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема — 10 баллов (копии исполненных договоров по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) с количеством застрахованных лиц не менее 4 000 человек, с ценой договора не менее 75% от начальной (максимальной) цены договора (44 850 000,00) за последние 2 года). Оценивается по максимальному значению среди участников.

  3. Размер страховых премий (взносов) по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) — 80 баллов. Оценивается по максимальному значению среди участников.

3. Качественные, функциональные и экологические характеристики услуг 5%. При оценке по данному показателю анализируется предложение участника закупки о размере страховой суммы на 1 застрахованное лицо. Оценивается по максимальному значению среди участников.

При этом Заявитель указывает, что показатели 2.2 и 2.3 критерия «Квалификация участника» являются заранее предопределяющими победителя Закупки, поскольку дают заведомое преимущество АО «СОГАЗ», которой обладает доминирующим положением на рынке добровольного медицинского страхования. При этом вес данных критериев составляет 90 баллов по критерию «квалификация» и 3.15 балла в общей системе оценки по всем критериям и по сути определяют победителя закупки. Необходимые данные являются публичными и общедоступными, так как размещены в открытом доступе на сайте ЦБ РФ и заранее известны Заказчику.

Так, сводные сведения о размере сборов по добровольному медицинскому страхованию за 2018 год размещены на сайте ЦБ РФ в публичном доступе:
http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/15752/2018_4.rar

В соответствии с указанными официальными данными по показателю «Размер сборов по медицинскому страхованию за 2018 год» Заявителем представлен следующий предварительный расчет:

 

Таким образом, как указывает Заявитель, Заказчиком выставлен критерий 2.3 с весом в 28 баллов, имея информацию о том, что по нему с огромным преимуществом выиграет АО «СОГАЗ», имеющий доминирующее положение на рынке ДМС.

Данный критерий, как видно из открытых источников, дает АО «СОГАЗ» заведомое преимущество в 20% перед любым другим конкурентом на рынке.

Аналогичная ситуация с баллами по критерию 2.2, поскольку общая сумма сборов по ДМС за год на 95% состоит из сумм премий, поступивших по исполненным договорам ДМС с юридическими лицами. В этой связи соответствующая общая пропорция по сборам АО «СОГАЗ» - ближайший преследователь СПАО «РЕСО-Гарантия» справедлива и к оцениваемым по показателю копиям исполненных участниками договоров ДМС с количеством застрахованных лиц не менее 4 000 человек, с ценой договора не менее 75% от начальной (максимальной) цены.

В представленном Заявителем сценарии участия АО «СОГАЗ» может быть присвоен итоговый балл 79,59, где 44,59 баллов по ценовому критерию (предложенная цена 34 983 000 рублей со снижением 22,00%), 35,00 баллов по неценовому критерию.

При этом в сценарии участия СПАО «РЕСО-Гарантия» может быть присвоен итоговый балл 79,26, где 60,00 баллов по ценовому критерию (предложенная цена 26 000 000 рублей со снижением 74,32%), 19,26 баллов по неценовому критерию.

Таким образом, количество баллов даже при таком расчете в сценарии участия позволяет АО «СОГАЗ» выиграть закупочную процедуру, при этом конкуренция при установлении таких объемных критериев как сборы по ДМС, копии договоров по ДМС отсутствует, поскольку определяет победу лица, занимающего на данном рынке доминирующее положение.

Вместе с тем представители Заказчика на заявленные доводы возразили, пояснив, что вышеуказанные показатели сформированы Заказчиком исключительно в целях наиболее объективной и всесторонней оценки квалификации участников закупки.

Комиссия считает необходимым отметить, что в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены качества и надежности, эффективного использования денежных средств расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.

Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В свою очередь, праву Заказчика по формированию требований к участникам закупочной процедуры корреспондирует его обязанность при этом по недопущению создания условий, ограничивающих конкуренцию.

Включение Заказчиком в Закупочную документацию оценочных критериев, предъявляемых к участникам закупки, расценивается как нарушение положений Закона о закупках в случае, если они проводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в закупочных процедурах.

Совокупность указанных обстоятельств позволяет Комиссии прийти к выводу о том, что определение нестоимостных критериев, по которому один участник набирает максимальный балл благодаря установленной Заказчиком формуле расчета баллов, направлено не на выявление исполнителя, способного наилучшим образом удовлетворить потребности Заказчика, а на ограничение конкуренции с целью заключения договора с заранее определенным контрагентом, что подтверждается вышеизложенными обстоятельствами дела.

Изложенное подтверждает и тот факт, что согласно протоколу вскрытия конвертов на участие в Закупке была подана только одна заявка от АО «СОГАЗ».

С учетом того факта, что Заказчиком не доказана объективность установленных критериев оценки, исходя из имеющихся материалов, свидетельствующих о наличии подходящих показателей для получения наивысшего балла по нестоимостному критерию только у одного участника процедуры, Комиссия признает жалобу в указанной части обоснованной и приходит к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком Закупочной документации, влекущей ограничение конкуренции, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» (ОГРН: 1027700042413, ИНН: 7710045520) на действия НИЦ «Курчатовский институт» (ОГРН:1027739576006, ИНН:7734111035) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны