Решение б/н б/а от 25 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2612/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

03.06.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей:

от ООО «Аэрос Трэвл»:<...>

от ПАО «ОАК»: <...>

рассмотрев жалобу ООО «Аэрос Трэвл» (далее — Заявитель, Общество) на действия ПАО «ОАК» (далее также — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации служебных командирований сотрудников ПАО «ОАК» (реестровый № 31907656107) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки от участия в Конкурсе и нарушении сроков рассмотрения заявок и подведения итогов закупочной процедуры.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС — 29.12.2018.

Извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой договора в размере 153 700 000,00 руб. размещено на Официальном сайте 19.03.2019.

Из протокола рассмотрения заявок, оценки и сопоставления предложений участников закупки от 23.04.2019 № 31907656107-02 следует, что заявка Общества (порядковый номер заявки - 35357) отклонена от участия в закупочной процедуре по причине несоответствия требованиям Конкурсной документации, а именно: «В составе заявки Участника 35357 предоставлена копия документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника процедуры, в соответствии с которыми такое лицо обладает правом действовать от имени участника процедуры закупки без доверенности не заверенная печатью (см. п.5 Приложения №3 к Информационной карте)».

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В разделе 4.5 Конкурсной документации содержатся общие требования к оформлению заявки на участие в процедуре.

Согласно пункту 4.5.10 раздела 4.5 Конкурсной документации 4.5.10 помимо общих требований к формированию заявки, предусмотренных пунктом 4.5.8, участнику закупки необходимо руководствоваться конкретными требованиями, изложенными в приложении № 3 к Информационной карте, а также в инструкциях по заполнению форм, предусмотренных пунктами 7.1 - 7.12. Нарушение участником процедуры закупки требований к составу, содержанию заявки, установленных документацией о закупке, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

В соответствии с пунктом 5 Приложения № 3 к Информационной карте в составе заявки участнику необходимо представить копию документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника процедуры закупки – юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо (далее – руководитель) обладает правом действовать от имени участника процедуры закупки без доверенности. В случае если от имени участника процедуры закупки действует иное лицо, заявка должна содержать также копию доверенности на осуществление действий от имени участника процедуры закупки (форма 9, подраздел 7.9), оформленную в соответствии с законодательством. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка должна содержать также копию документа, подтверждающего полномочия такого лица.

Вышеназванный документ представляется в виде скан-образа документа, выполненный с разрешением не менее 200 dpi (точек на дюйм). Документ должен быть подписан (рукописная подпись) лицом, имеющим право действовать от имени участника закупки, и заверен печатью организации (при наличии).

Заявка Заявителя в качестве подтверждения полномочий лица на осуществление действий от имени участника процедуры закупки содержала копию протокола общего собрания участников ООО «Аэрос Трэвл» от 09.01.2019 № 1 (далее — Протокол собрания Общества), согласно которому полномочия генерального директора Общества <...> продлены сроком на 3 года.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что протокол собрания Общества не заверен печатью организации, а равно не соответствует требованиям пункта 5 Приложения № 3 к Информационной карте, в связи с чем заявка Общества подлежала отклонению.

Комиссия оценивает доводы Заказчика критически в связи с тем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания, то есть действующее законодательство не содержит обязанности заверения спорного протокола печатью организации.

Представление в составе заявки спорного документа имеет своей целью установление факта наличия у лица соответствующих полномочий на осуществление юридически значимых действия от имени юридического лица (участника).

При этом Протокол собрания Общества, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства, содержащийся в составе заявки Заявителя, позволяет Заказчику установить уполномоченное на совершение указанных действий лицо и факт наличия (действительности) таких полномочий.

Более того, в составе заявки Общества представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.02.2019, заверенная печатью налогового органа, согласно которой в качестве генерального директора также указана <...>

Комиссия отмечает, что в случае наличия сомнений в достоверности представленной выписки и Протокола собрания Общества Заказчик не был лишен возможности проверить сведения с помощью сервиса «Представление сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП», являющегося официальным сервисом Федеральной налоговой службы России Федерации (адрес в сети «Интернет» www.egrul.nalog.ru).

Однако Заказчик предпочел отклонить заявку Общества по причине формального несоответствия требованиям Конкурсной документации.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что отклонение заявок на участие в Конкурсе по формальным основаниям не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия, изучив материалы дела, представленные доказательства, заслушав выступления сторон, приходит к выводу о неправомерности отклонения заявки Общества от участия в Конкурсе и признает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Следовательно, данный довод жалобы признан обоснованным.

Заявитель также обжалует действия Заказчика в части несвоевременного рассмотрения заявок и подведения итогов Конкурса.

Согласно первоначальной редакции извещения срок рассмотрения заявок и подведения итогов Конкурса определен как 11.04.2019.

Протоколом очного заседания комиссии по закупка ПАО «ОАК» от 11.04.2019 Заказчиком были продлены сроки рассмотрения и подведения итогов Конкурса до 23.04.2019 в связи с большим объемом поступивших заявок.

Между тем, протокол рассмотрения заявок, оценки и сопоставления предложений участников закупки от 23.04.2019 № 31907656107-02 подписан и опубликован в ЕИС 21.05.2019.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя о нарушении сроков и пояснил, что этап рассмотрения и подведения итогов Конкурса был проведен 23.04.2019, протокол подписан 21.05.2019 и опубликован в тот же день, что не противоречит ни Положению о закупках, ни действующему законодательству в сфере закупок.

Комиссия оценивает доводы Заказчика как несостоятельные ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 4.2.1 Положения о закупках протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки не позднее 3 (трех) дней со дня подписания таких протоколов. Процедура подписания протоколов осуществляется в срок не более 3 (трех) рабочих дней c даты заседания Комиссии по закупкам, кроме случаев продления срока подписания протокола с учетом объективных причин.

При этом Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих продление сроков проведения процедуры после 23.04.2019 и наличия к этому объективных причин.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Также Комиссия обращает внимание на то, что применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение принципа информационный открытости означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Названный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Вместе с тем Заказчик в нарушение принципа информационной открытости опубликовал протокол рассмотрения заявок и подведения итогов Конкурса практически спустя месяц после фактического проведения соответствующего этапа, тем самым создавая правовую неопределенность для участников, которым до момента опубликования соответствующего протокола неизвестны результаты проведения процедуры.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в нарушении установленных сроков рассмотрения заявок и подведения итогов Конкурса, нарушают пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункт «и» пункта 4.2.1 Положения о закупках и признает данный довод жалобы обоснованным.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Аэрос Трэвл» (ОГРН: 1057746022289, ИНН: 7708549087) на действия ПАО «ОАК» (ОГРН: 1067759884598, ИНН: 7708619320) при проведении Конкурса обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта «и» пункта 4.2.1 Положения о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны