Решение б/н б/а от 27 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6982/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
24.05.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<..>>

при участии представителей ООО «Офис Престиж», ГУП г. Москвы «Моссвет»,

рассмотрев жалобу ООО «Офис Престиж» (далее — Заявитель) на действия ГУП г. Москвы «Моссвет» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку офисной мебели по адресу ул. Павла Андреева, д.10 с.1 (реестровый № 32211316908, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в несоблюдении Заказчиком порядка проведения конкурентной процедуре.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 491 030,67 руб. размещено в единой информационной системе в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru) 15.04.2022. Дата и время окончания подачи заявок — 28.04.2022 08:00.

Заявителем обжалуются действия Заказчика, выразившиеся в несоблюдении установленных сроков проведения аукциона (этапа подачи ценовых предложений).

Заявитель является участником оспариваемой Закупки на основании протокола рассмотрения первых частей заявок от 28.04.2022, в соответствии с которым к дальнейшему участию допущено 5 заявок.

Датой проведения аукциона являлось 29.04.2022. Однако, этап подачи ценовых предложений прошел 28.04.2022, в связи с чем Заявитель был лишен возможности принятия в нем участия.

Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 7 части 9, пунктов 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении и документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

В соответствии с пунктом 26.20 Информационной карты Закупки дата и время проведения аукциона: «29» апреля 2022 года (время проведения торгов устанавливается ЭТП).

Протокол рассмотрения первых частей заявок от 28.04.2022 был размещен на электронной площадке в 13:57.

Вместе с тем, как следует из протокола от 28.04.2022 подачи ценовых предложений в Закупке:

  • дата и время начала срока подачи предложений о цене договора: 28.04.2022 17:00:00;

  • дата и время окончания срока подачи предложений о цене договора: 28.04.2022 17:39:48.

Как пояснил на заседании Комиссии Заказчик, в датах проведения аукциона в извещении в Документации и на электронной площадке действительно имеются разночтения, о причинах которых Заказчику неизвестно. Поскольку на электронной площадке была установлена дата аукциона 28.04.2022, то этап подачи ценовых предложений состоялся 28.04.2022.

В целях объективного, всестороннего рассмотрения жалобы Комиссией было принято решение о переносе заседания с 17.05.2022 на 24.05.2022 и направлении запроса информации в адрес АО «ЕЭТП».

В ответ на указанный запрос письмом от 23.05.2022 № 3052-Д/22 Оператором ЭТП было сообщено, что в соответствии с частью 1 статьи 3.4. Закона о закупках, проведение конкурентной закупки участниками, в которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства осуществляется в порядке статей 3.2, 3.3., 3.4 Закона о закупках.

Как установлено в частью 2 статьи 3.3. Закона о закупках функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке.

Порядок функционирования электронной площадки изложен в Регламенте процесса осуществления закупок в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства АО «ЕЭТП», а так же в Руководстве пользователя специализированной торговой секции для проведения закупок в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства

Регламент и Руководство пользователя размещены в открытой части сайта электронной площадки в разделе «База знаний/Документы и регламенты».

Вместе с тем, согласно постановлению Правительства Москвы от 25.07.2018 N 802-ПП «О Единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы», Заказчиками осуществляется публикация информации и изменение сведений о закупках в соответствующей подсистеме ЕАИСТ (Единая автоматизированная информационная система торгов города Москвы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).

Размещение информации о проведении закупок заказчиками осуществляется в соответствии с установленным порядком интеграционного взаимодействия между ЕАИСТ и ЕИС, а также ЕИС и электронной площадкой.

Электронная версия извещения о проведении закупки, сформированном заказчиком посредством ЕАИСТ, поступает на электронную площадку без указания времени проведения аукциона.

В дальнейшем, в случае отсутствия в извещении назначаемого заказчиком времени о проведении аукциона, по факту публикации протокола рассмотрения первых частей заявок автоматически на электронной площадке назначается время проведения аукциона и в адрес участников, заказчика направляются уведомления, содержащие дату и время подачи ценовых предложений (п. 4.1.5. Руководства пользователя).

Согласно поступившей на электронную площадку структурированной форме извещения о проведении Закупки было установлено следующее:

Извещением о проведении процедуры было установлено следующее:

Дата начала срока подачи заявок - 15.04.2022.

Дата и время окончания подачи заявок - 28.04.2022 в 08:00 (МСК).

Дата рассмотрения первых частей заявок - 28.04.2022 (МСК).

Дата подачи ценовых предложений - 28.04.2022.

Дата рассмотрения вторых частей заявок - 29.04.2022.

Дата подведения итогов - 29.04.2022.

Комиссия Заказчика 28.04.2022 рассмотрела первые части заявок на участие в Закупке в порядке, установленном требованиями документации, и приняла решение допустить всех участников к участию в аукционе, согласно протоколу рассмотрения первых частей № 32211316908 от 28.04.2022.

Поскольку изначально в извещении была назначена дата подачи ценовых предложений на 28.04.2022, то по результату публикации протокола рассмотрения первых частей по Закупке - 28.04.2022 в 13:57 (МСК), в автоматическом режиме аппаратно-программным комплексом в адрес участников и заказчика были направлены уведомления, содержащие дату и время подачи ценовых предложений - 28.04.2022 в 17:00 (МСК).

В соответствии с установленными в извещении Закупки датой и временем начала срока подачи ценовых предложений, 28.04.2022 в 17:00 (МСК) начался этап подачи ценовых предложений участниками.

Комиссия считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при осуществлении закупок заказчик должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Кроме того, Заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В свою очередь, в этапе подачи ценовых предложений приняло лишь 2 участника из 5 допущенных.

В силу части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Заявитель не мог узнать ранее опубликования протокола рассмотрения первых частей заявок от 28.04.2022 свой правовой статус, то есть является ли он участником закупочной процедуры, допущенным к подаче ценовых предложений.

По своей сути, действия Заказчика привели к тому, что была создана ситуация, при которой у участников не было достаточного времени, чтобы принять участие в подаче ценовых предложений. Заказчик, зная об изменениях законодательства, предпочел пренебречь своей обязанностью по обеспечению максимально конкурентной среды и назначил в один день рассмотрение первых частей и подачу ценовых предложений. Срок менее суток со дня определения круга участников Аукциона не является разумным, не отвечает целям и принципам проведения закупочной процедуры. При таких условиях Комиссия делает вывод о том, что действия Заказчика имеют признаки недобросовестного поведения.

Более того, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Вместе с тем, как было установлено Комиссией Управления, Документация о Закупке содержала недостоверную информацию о дате аукциона (этапа подачи ценовых предложений), что не отвечает принципу информационной открытости, закрепленному в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, Заявителем в материалы дела представлены дополнения, согласно которым уведомление о проведении аукциона поступило на электронную почту Заявителя только 29.04.2022, в связи с чем принятие участие в спорной процедуре не представлялось возможным.

С учетом совокупности обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о том, что в результате действий Заказчика, выразившихся в назначении на один и тот же день рассмотрения первых частей заявок и подачи ценовых предложений, содержания противоречивой информации о дате проведения аукциона, не обеспечена реальная конкуренция среди участников процедуры, что не отвечает принципам, закрепленным в пунктах 2, 3 части 1статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, жалобы Заявителя признана обоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Офис Престиж» (ИНН 7714887670) на действия ГУП г. Москвы «Моссвет» (ИНН 7703214270) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 26.20 Документации.

  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны