Решение б/н б/а от 14 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-9178/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.07.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
<...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов;
членов Комиссии:
<...> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;
<...> — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «АРД», АО «СО ЕЭС»,
рассмотрев жалобу ООО «АРД» на действия АО «СО ЕЭС» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации «Строительство административного здания ОАО «СО ЕЭС» по адресу:г. Архангельск, Октябрьский территориальный округ, по ул. Гайдара» (включая государственную экспертизу) (3329946) (реестровый № 32312436436, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 06.07.2023 № 28/53821/23.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявок участников, поскольку для целей оценки заявок по ценовому критерию применяются ценовые предложения участников закупки без НДС.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Комиссией установлено, что Заказчиком 30.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), а также на сайте электронной торговой площадки размещено извещение о проведении Закупки.
Начальная максимальная цена договора составляет 45 000 000,00 руб. (с учетом НДС), 37 500 000,00 руб. (без учета НДС).
Согласно итоговому протоколу от 29.06.2023 № № 57-цзк-8-3 Заказчик оценил заявки участников Закупки, в том числе заявку Заявителя (№1) следующим образом.
№ критерия |
Наименование критерия |
Значимость (в %) |
Бальные оценки конкурсных заявок по критериям |
||||||||||
Уровень 1 |
Уровень 2 |
ЗАЯВКА №1 |
ЗАЯВКА №2 |
ЗАЯВКА №3 |
ЗАЯВКА №4 |
ЗАЯВКА №5 |
|||||||
|
|
|
|
Среднее |
Значение с учетом весовых коэффици ентов |
Среднее |
Значение с учетом весовых коэффици ентов |
Среднее |
Значение с учетом весовых коэффици ентов |
Среднее |
Значение с учетом весовых коэффици ентов |
Среднее |
Значение с учетом весовых коэффици ентов |
|
ИТО ГО ВАЯ ПРЕДПО ЧТИТЕЛЬНО СТЬ КО НКУРС НЫХ ЗАЯВО К |
|
-- |
|
4,393 |
|
3,809 |
|
4,744 |
|
3,355 |
|
4,057 |
1 |
Цена Договора |
60 |
-- |
4,302 |
2,581 |
5,000 |
3,000 |
4,847 |
2,908 |
4,157 |
2,494 |
4,768 |
2,861 |
2 |
Качество Работ и квалификация Участника конкурса, в том числе: |
40 |
-- |
|
1,812 |
|
0,809 |
|
1,836 |
|
0,861 |
|
1,196 |
2.1. |
Опыт выполнения аналогичных договоров |
|
50 |
5,000 |
2,500 |
0,000 |
0,000 |
5,000 |
2,500 |
0,000 |
0,000 |
2,000 |
1,000 |
2.2. |
Деловая репутация |
|
20 |
2,650 |
0,530 |
2,615 |
0,523 |
2,950 |
0,590 |
3,265 |
0,653 |
2,450 |
0,490 |
2.3. |
Наличие в штате специалиста(ов), сведения о котором(ых) содержатся в Национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно- строительного проектирования |
|
30 |
5,000 |
1,500 |
5,000 |
1,500 |
5,000 |
1,500 |
5,000 |
1,500 |
5,000 |
1,500 |
Итоговое место |
2 |
4 |
1 |
5 |
3 |
||||||||
|
Цена договора, в рублях (без НДС): |
|
|
33 800 000,00 |
29 083 334,00 |
30 000 000,00 |
34 980 000,00 |
30 500 000,00 |
|||||
|
Цена договора, в рублях (с НДС): |
|
|
33 800 000,00 |
34 900 000,80 |
36 000 000,00 |
34 980 000,00 |
30 500 000,00 |
Как следует из указанного протокола, Заявитель, использующий упрощенную сисему налогообложения, подал ценовое предложение, не включающее НДС, в размере 33 800 000,00 руб. и занял второе место по результатам ранжирования заявок.
Вместе с тем участник № 3 (ООО «НИИПРИИ Севзапинжтехнология»), подавший ценовое предложение в размере 30 000 000,00 руб. (без учета НДС), 36 000 000,00 руб. (с учетом НДС) признан победителем.
Заявитель не согласен с результатами оценки, поскольку Заказчик установил в документации неправомерные и дискриминационные критерии оценки заявок по ценовому критерию, а именно ценовых предложений без учета НДС.
Таким образом, Комиссия считает необходимым отметить, что при оценке правомерности и объективности действий Заказчика по оценке заявок оценки необходимо установить причинно-следственную связь между положениями документации, на основании которых осуществлена оценка и непосредственно оценки заявки участника, т.е. рассмотрение доводов жалобы настоящем случае невозможна без исследования законности установления положений документации.
В силу пунктов 5, 6, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации должны быть указаны:
- сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
- форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
- обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Пунктом 2.2.1 Документации установлено, что начальная (максимальная) цена Договора, заключаемого по результатам конкурса, составляет 45 000 000 (Сорок пять миллионов) рублей 00 копеек с учетом НДС (20 %) из них:
- Стоимость работ по выполнению инженерных изысканий не должна превышать 6 750 000 рублей с учетом НДС (20 %);
- Стоимость работ по внесению изменений в Проектную документацию (включая смету на строительство), включая разработку и согласование с Заказчиком эскизного проекта и информационной 3D -модели Объекта не должна превышать 20 250 000 рублей с учетом НДС (20 %);
- Стоимость работ по внесению изменений в рабочую документацию не должна превышать 18 000 000 рублей с учетом НДС (20 %).
Согласно обоснованию НМЦД, размещенному Заказчиком в ЕИС, НМЦД без учета НДС составляет 37 500 000,00 руб.
При этом в составе документации Заказчик разместил проект договора, содержащий следующие условия о цене договора:
3.1. Цена Договора (общая стоимость Работ по Договору) в соответствии со Сметами на проектные работы (Приложение № 2 к Договору) составляет ___________ (указать прописью) рублей _____ копеек, в том числе НДС (20 %) __________ (указать прописью) рублей ____ копеек.
Цена Договора включает:
3.1.1. Стоимость Работ по I (Первому) этапу составляет _______________ (указать сумму прописью) рублей __ копеек, в том числе НДС (20 %) в размере ___ (указать сумму прописью) рублей __ копеек;
3.1.2. Стоимость Работ по II (Второму) этапу _______________ (указать сумму прописью) рублей __ копеек, в том числе НДС (20 %) в размере ___ (указать сумму прописью) рублей __ копеек;
3.1.3. Стоимость Работ по III (Третьему) этапу _______________ (указать сумму прописью) рублей __ копеек, в том числе НДС (20 %) в размере ___ (указать сумму прописью) рублей __ копеек.
(Примечание: в случае, если Проектировщик применяет упрощенную систему налогообложения, вместо условия о включении в цену Договора НДС включается условие: НДС не облагается в связи с применением Проектировщиком упрощенной системы налогообложения (Информационное письмо ________________ (указать территориальный орган Федеральной налоговой службы) от ___.___.20___ № ________))
3.2. Цена Договора является твердой на весь период выполнения Работ по Договору и включает в себя стоимость Работ по Договору, включая все мероприятия, указанные в Техническом задании (Приложение № 1 к Договору), а также все издержки Проектировщика, связанные с исполнением им обязательств по Договору, и причитающееся ему вознаграждение, в том числе затраты связанные с проведением инженерных изысканий, проведением археологической разведки на земельном участке в целях выявления объектов археологического наследия и выполнением иных археологических исследований, необходимых для строительства Объекта, подготовкой на основе археологической разведки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, подготовкой (или получением) иной документации на основе археологических исследований (при необходимости), организацией проведения государственной историко-культурной экспертизы земельного участка и получением заключения государственной историко-культурной экспертизы, решения территориального органа охраны объектов культурного наследия о возможности проведения строительных работ на земельном участке, оформлением задания на проектирование (корректировку проектной документации) в соответствии с требованиями части 12.4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпунктом 5.2.101(36) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, затраты и платежи, связанные с организацией проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, государственной историко-культурной экспертизы земельного участка, государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы скорректированной проектной документации, а также государственной экспертизы скорректированной проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (в том числе плата за проведение государственной экспертизы), а также иные платежи, необходимые для выполнения обязательств в соответствии с условиями Договора, за исключением случаев, когда действующим законодательством предусмотрено осуществление соответствующих платежей Заказчиком самостоятельно.
3.3. Оплата результата выполненных Работ по каждому этапу Работ осуществляется Заказчиком в размере 100 % (Ста процентов) стоимости Работ по соответствующему этапу путем перечисления денежных средств на расчетный счет Проектировщика в течение 7 (Семи) рабочих дней с даты подписания Сторонами Акта о приемке выполненных работ по соответствующему этапу Работ, при условии выставления Проектировщиком Заказчику счета на оплату и счета-фактуры, оформленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (в случае, если Проектировщик применяет упрощенную систему налогообложения, условие о счете-фактуре в Договор не включается).
Комиссией установлено, что Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок и их значимость.
№ п/п |
Наименование критерия |
Обозначение выставленного по критерию балла /суммы баллов |
Значимость критерия |
Обозначение значимости критерия |
1 |
Цена Договора |
КЦi |
60 % |
ВЦi |
2 |
Качество Работ и квалификация Участника конкурса, в том числе: |
ККРi |
40 % |
ВКРi |
2.1 |
Опыт выполнения аналогичных договоров |
K2.1 |
50 % |
P2.1 |
2.2 |
Деловая репутация |
K2.2 |
20 % |
P2.2 |
2.3 |
Наличие в штате специалиста(ов), сведения о котором(ых) содержатся в Национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования
|
K2.3 |
30% |
P2.3 |
Так, согласно пункту 6.8.3.2.1 Документации оценка по критерию 1 «Цена Договора» осуществляется без учета НДС (20%) по формуле:
где:
КЦi – балльная оценка ценового предложения для i-го Участника;
Ni – цена предложения i-го Участника;
Nmin – лучшая (минимальная) цена среди всех предложений;
Бmax – максимальный балл (равен 5).
В связи с тем, что в соответствии со ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации Заказчик имеет право применить налоговый вычет НДС в отношении приобретаемых товаров (и (или) работ, и (или) услуг), единый базис сравнения ценовых предложений: без учета НДС.
Приведение ценовых предложений Участников конкурса к единому базису осуществляется путем вычета суммы НДС из цен, предлагаемых Участниками конкурса, являющимися плательщиками НДС.
Вместе с тем, Комиссия Управления считает порядок оценки путем приведения цен к единому базису неправомерным на основании следующего.
Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).
Во исполнение требований части 20 статьи 3.2 Закона о закупках, при проведении запроса котировок (и аналогичных процедур закупки) победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора.
В свою очередь, Закон о закупках не содержит норм указывающих на возможность при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены предложений участником без учета НДС.
Комиссия, проанализировав положения Закона о закупках, Налогового кодекса Российской Федерации, указывает на отсутствие положений, допускающих предоставление хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками НДС, преимуществ при участии в закупках. Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия также отмечает, что соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями, в частности, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДС. В силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 17-П, обязанность по исчислению и уплате НДС может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
По мнению Комиссии, примененное Заказчиком в данном случае уменьшение цены лица, являющегося плательщиком НДС, создает неравные условия для участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, что противоречит положениям Закона о закупках.
В рассматриваемом случае, преимущество в заключении договора с заказчиком получил тот участник закупки, который является плательщиком НДС, что прямо усматривается из протокола от 29.06.2023 № № 57-цзк-8-3 по подведению итогов.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным частью 6 статьи 3, а также пунктом 2 части 1 статьи 3 закона о закупках.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 № 307- ЭС20-21065 по делу № А56-75118/2019, а также в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 3 (2021)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021, в решениях Арбитражного суда города Москвы по делам №№ А40-212495/20, А40-45461/2021, А40-254872/20, А40-19759/2022, постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда по делам №№ А40-214462/20, А40-247662/20, А40-178780/2020, А40-230395/20, А40-4461/2021, А40-281675/21, постановлениях Арбитражного суда Московского округа по делам №№ А40-28330/2021, А40-68522/2021, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2021 № 305-ЭС21-24102 по делу № А40-107093/2020, от 17.01.2021 №305-ЭС21-25880 по делу № А40-42974/2021, от 06.09.2022 305-ЭС22-15109 по делу № А40-145152/2021, от 25.11.2022 № 305-ЭС22-22824 по делу № А40-271366/21, от 19.01.2023 № 305-ЭС22-28015 по делу № А40-245935/2021 и др.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «АРД» (ОГРН: 1032900034089, ИНН: 2901120201) на действия АО «СО ЕЭС» (ОГРН: 1027700201352, ИНН: 7705454461) при проведении Закупки обоснованной.
-
Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.