Решение б/н б/а от 9 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1337/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

07.02.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

членов Комиссии:

<...> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

<...> — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

при участии посредством видеоконференсвязи представителей СПБ ГБУ «ПНД № 10», ФГП ВО ЖДТ России,

рассмотрев жалобу СПБ ГБУ «ПНД № 10» (далее - Заявитель) на действия ФГП ВО ЖДТ России (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного психиатрического освидетельствования работников Санкт-Петербургского отряда в соответствии приказом Минздрава России от 20.05.2022 № 342Н для нужд филиала ФГП ВО ЖДТ на Октябрьской железной дороге (г .Санкт-Петербург) (реестровый № 32212007317, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в признании победителем лица, не соответствующего требованиям документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы Заказчик неправомерно признал победителем Закупки участника, не соответствующего требованиям закупочной документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился представил материалы и письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Комиссией установлено, что 29.12.2022 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещено извещение о проведении Закупки.

Предмет закупки заключение договора на оказание услуг по проведению обязательного психиатрического освидетельствования работников Санкт-Петербургского отряда в соответствии приказом Минздрава России от 20.05.2022 № 342Н для нужд филиала ФГП ВО ЖДТ на Октябрьской железной дороге (г. Санкт-Петербург).

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 25.01.2023 №1 победителем признан участник, подавший заявку под номером 1 ООО «Санавита» (ИНН 7838478126). Заявитель являлся вторым участником Закупки.

Как следует из доводов жалобы, ООО «Санавита» не соответствует требованиям закупочной документации, в связи с чем у Заказчика отсутствовали основания для признания указанного участника победителем Закупки.

Согласно позиции Заявителя, исходя из требований законодательства Российской Федерации, оказывать услуги по проведению обязательных периодических медицинских осмотров работников могут медицинские организации любой формы собственности, в том числе ООО «Санавита», однако, оказывать вместе с этим услуги обязательного психиатрического освидетельствования ООО «Санавита» запрещено федеральным законодательством как Обществу, не подведомственному органам исполнительной власти и не имеющему врачебной комиссии, созданной органом здравоохранением.

Пунктом 4.1 Закупочной документации установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, и соответствующих требованиям, установленным в документации о закупке (иметь соответствующие лицензии, сертификаты, разрешения). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы).

Согласно пункту 2 раздела III закупочной документации и пункту 2 приложения № 1 к Закупочной документации:

1. Услуги должны оказываться на территории г. Санкт-Петербурга в шаговой доступности от станции метро.

2. Все услуги должны быть лицензированные в соответствии с требованиями пункта 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291.

3. При оказании услуг должна быть обеспечена безопасность и конфиденциальность персональных данных граждан в рамках настоящего освидетельствования, согласно ФЗ от 27.07.06г. №152-ФЗ (ред.24.07.11 г.) «О персональных данных».

4. Услуги должны предоставляться работникам по направлениям руководителей стрелковых команд на станциях Новгород, Санкт-Петербург-сортровочный-Московский, Выборг, Гатчина, Кириши, Санкт-Петербург-Финляндский, Шушары, Новый Порт, Ивангород, Волховстрой, стрелковой группы на станции Хвойная, стрелковых команд по охране искусственных сооружений № 10, 12, 16, 17, 18, пожарных поездов на станциях Санкт-Петербург-сортровочный-Московский, Выборг, Гатчина, Кириши, Санкт-Петербург-Финляндский, Волховстрой, Лужская-сортировочная, Малая Вишера и управления отряда.

5. После оказания услуг должны выдаваться соответствующие заключения и справки.

При этом Комиссией установлено, что Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.05.2022 342н утвержден порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (далее - ОПО) работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование (далее - Порядок).

В силу пункта 3 Порядка ОПО работника проводится врачебной комиссией, создаваемой в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон психиатрической помощи) для проведения психиатрического освидетельствования в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинскую деятельности с указанием работ (услуг) по психиатрическому освидетельствованию (далее - врачебная комиссия).

Вместе с тем согласно доводам Заявителя Победитель Закупки не соответствует требованиям, указанным в Порядке, а именно в лицензии ООО «Санавита» указан иной вид медицинской деятельности – «психиатрическое освидетельствование», что является медицинской услугой в виде разового осмотра врача-психиатра с диагностической целью. Эта услуга может быть оказана и оказывается ООО «Санавита» исключительно в рамках Приказа Минздрава России от 28.01.2021 29н в составе предварительных и периодических медицинских осмотров, регулируется статьи 23 Закона о психиатрической помощи № 3185-1 ФЗ и не носит комиссионный характер.

В ответ на доводы Заявителя Заказчик пояснил, что в соответствии документацией и проектом договора исполнитель вправе привлечь субподрядчика, соответствующего указанным требованиям.

Так, в целях оказания услуги по между ООО «Санавита» и СПБ ГБУЗ «ПНД № 1» (лицензия СПб ГБУЗ «ПНД № 1» от 20 марта 2015 г. № 78-01-005635, состав врачебной психиатрической комиссии, утвержденный начальником отдела здравоохранения Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга 24 января 2019 г.) заключен договор на оказание платных медицинских услуг по проведению психиатрического освидетельствования работников (кандидатов в работники) сторонних организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности от 28.12.2022 № 14/22.

Комиссия оценивает доводы Заказчика критически в связи с тем, что в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Учитывая тот факт, что требование, предусмотренное пунктами 4.1 Закупочной документации предъявлены непосредственно к участнику закупки, то и проверка соответствия таким требованиям осуществляется в отношении участника.

Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

Кроме того, на заседании Комиссии было установлено, что предметом закупки являлось оказание услуг исключительно на проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников.

Согласно пункту 5.1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011г № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относится организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных органам государственной власти субъекта РФ.

На основании пункта 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Полный перечень медицинских организаций Санкт-Петербурга, которые могут оказывать услуги по обязательному психиатрическому освидетельствованию указан в письме Комитета по здравоохранению СПб № 01/17-2232/19-0-1 от 01.08.2019г.

Особый государственный контроль в названной сфере обусловлен правовыми последствиями, связанными с реализацией гражданами конституционных прав и свобод, а также с возможностью их ограничения.

Вместе с тем ООО «Санавита», признанный победителем, не является организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения на оказание услуг по обязательному психиатрическому освидетельствованию.

При этом ссылки Заказчика на представление в составе заявки победителя документов о привлечении в качестве соисполнителя СПБ ГБУЗ «ПНД № 1» оцениваются Комиссией критически, поскольку предмет закупки включает в себя только обязательное психиатрическое освидетельствование работников.

Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, учитывая, что договор подписывается непосредственно ООО «Санавита», то есть статус исполнителя приобретает именно ООО «Санавита», а все услуги в рамках договора в соответствии с нормами действующего законодательства могут быть оказаны только СПБ ГБУЗ «ПНД № 1», фактически создана ситуация, при которой победителем признано лицо, которое не будет оказывать услуги по договору.

При этом ООО «Санавита» являлось единоличным участником Закупки, то есть не подлежат применению положения, касающиеся совокупной оценки документов различных организаций на соответствие требованиям документации, проводимых только в отношении коллективного участника как на то указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия, изучив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в допуске участника и признании победителем, не соответствующего требованиям Закупочной документации, нарушают требования части 6, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и признает жалобу Заявителя обоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу СПБ ГБУ «ПНД № 10» (ИНН 7812013528; ОГРН 1027810266285) на действия ФГП ВО ЖДТ России (ИНН 7701330105; ОГРН 1037701021841) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 6, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны