Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 077/07/00-3474/2020 о наруше... от 26 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «АЗК СТРОЙ ГРУПП»

 

127521, Москва город, проезд Марьиной рощи 12-й, дом 9, строение 1

 

2. РТУ МИРЭА

 

119454, Москва город, проспект Вернадского,

дом 78

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу 077/07/00-3474/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

27.02.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

«...»

рассмотрев жалобу ООО «СТУДИЯ УСПЕХА» (далее — Заявитель) на действия РТУ МИРЭА (далее — Заказчик) при проведении конкурентного отбора на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией (реестровый № 32008884034) (далее — Конкурентный отбор);

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конку
ренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурентного отбора.

Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения Документации о конкурентном отборе Заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации Заказчик при проведении конкурентной процедуры должен руководствоваться принципами, поименованными в части 1 статьи 3 Закона о закупках

В силу пункта 13, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Установлено, что Заказчиком по критерию «Качество работ» установлен следующий порядок оценки заявок.

Показатель критерия оценки: «Описание порядка выполнения работ»

Значимость показателя критерия оценки: 100%

Коэффициент значимости показателя критерия оценки: 1.0

Содержание: Оценивается предложение участника конкурентного отбора о качестве работ, оформляемое в соответствии с формой I.4.2.2. Раздела I.4. настоящей документации о проведении конкурентного отбора.

Комиссия рассматривает предложение о качестве работ участника конкурентного отбора по описанию порядка выполнения работ, в том числе Комиссия проверяет предложение о качестве работ участника конкурентного отбора на соответствие:

- содержания предложения о качестве работ участника закупки требованиям документации о проведении конкурентного отбора;

- достоверности представленной участником конкурентного отбора информации.

Кроме того, Комиссия оценивает предложение о качестве работ участника конкурентного отбора на предмет отражения в предлагаемом описании порядка выполнения работ – комплекса выполняемых работ и специфики в отношении предмета закупки.

Спецификой в отношении предмета закупки является совокупность особенностей, обуславливающих особый порядок выполнения работ в отношении предмета закупки. Специфика в отношении предмета закупки определена в разделе 5 «Требования к выполнению работ» части III настоящей документации о проведении конкурентного отбора.

Предложением участника закупки, содержащим в себе описание порядка выполнения работ по всему комплексу выполняемых работ, считается предложение, содержащее описание порядка выполнения всех работ, указанных в таблице №1 раздела 4 части III настоящей документации о проведении конкурентного отбора.

В случае отсутствия в предложении участника закупки описания порядка выполнения какого-либо вида работ, указанного в указанного в таблице №1 раздела 4 части III настоящей документации о проведении конкурентного отбора, или указания неконкретных сведений о выполняемых работах, то такое предложение будет считаться содержащим в себе описание порядка выполнения работ не по всему комплексу выполняемых работ.

Баллы по показателю критерия оценки заявок «Описание порядка выполнения работ» критерия оценки «Качество работ» выставляются следующим образом:

Предложение участника закупки оценивается от 0 до 100 баллов.

Количество баллов, присваиваемых Комиссией каждой заявке, устанавливается исходя из следующей шкалы предельных величин значимости показателей оценки:

- Оценка в 100 баллов (максимальная оценка) по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание порядка выполнения работ по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении предмета закупки;

- Оценка в 30 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание порядка выполнения работ по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении предмета закупки;

- Оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено описание порядка выполнения работ не по всему комплексу выполняемых работ и с учётом специфики в отношении предмета закупки;

- Оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой либо не представлено описание порядка выполнения работ, либо представлено описание порядка выполнения работ не по всему комплексу выполняемых работ и без учёта специфики в отношении предмета закупки.

Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю критерия оценки заявок, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Комиссии, присуждаемых заявке по показателю критерия оценки заявок:

КВi1 = (K1 + K2 + … + Kn) ÷ n

где:

КВi1 – количество баллов, присуждаемое i-ой заявке по показателю критерия оценки заявок;

K1 – значение в баллах, присуждаемое 1-ым членом Комиссии, i-ой заявке по показателю критерия оценки заявок;

K2 – значение в баллах, присуждаемое 2-ым членом Комиссии, i-ой заявке по показателю критерия оценки заявок;

Kn – значение в баллах, присуждаемое n-ым членом Комиссии, i-ой заявке по показателю критерия оценки заявок;

n – количество членов Комиссии.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию оценки заявок «Качество работ», определяется по формуле:

Rbi = КВi1

где:

Rbi – рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию оценки заявок «Качество работ»;

КВi1 – количество баллов, присуждаемое i-ой заявке по показателю критерия оценки заявок.

Заявитель в составе жалобы ссылается, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников по критерию «Качество работ».

Из установленного порядка оценки следует, что участник в составе заявки для принятия участия в процедуре, а также для получения соответствующего балла по критерию «Качество работ» должен представить техническое предложение, которое полностью соответствует требованиям Технического задания.

Так, форма, по которой участник должен представить техническое предложение предусматривает указание таким участником согласия, в том числе на выполнение работ в соответствии с требованиями Документации о конкурентом отборе.

Объектом закупочной процедуры является выполнение работ по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией.

В техническом задании Заказчиком сформулированы требования к выполняемым работам, в том числе к комплексу выполняемых работ.

Комиссия отмечает, что Заказчиком в Документации о конкурентом отборе установлен непрозрачный порядок оценки заявок, что нарушает положения действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, поскольку сформированный Заказчиком порядок оценки не позволяет оценить обоснованность действий Заказчика при последующей оценке заявок участников.

По мнению Комиссии, вышеуказанный порядок оценки заявок не позволяет по рассматриваемому критерию выявить лучшее предложение об исполнении договора, ввиду отсутствия в ней детального и прозрачного порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурентном отборе.

В силу пункта 17 Информационной карты участнику в первой части заявки необходимо представить описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке, а именно:

- предложение о качестве работ, оформляемое в соответствии с формой I.4.2.2. Раздела I.4. настоящей документации о проведении конкурентного отбора;

- предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, который используется для выполнения работ, являющихся предметом закупки, оформляемое в соответствии с формой I.4.2.4. Раздела I.4. настоящей документации о проведении конкурентного отбора.

Таким образом, участник в составе заявки для принятия участия в процедуре, а также для получения соответствующего балла по критерию«Качество работ» должен представить техническое предложение, которое полностью соответствует требованиям Технического задания.

Кроме того, исходя из пояснений представителя Заказчика, оценка заявок фактически сводится к наличию и правильности заполнения описание порядка выполнения работ, а не качеству предложения, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить выявление объективно лучшего условия исполнения договора заключаемого по результатам проведения закупочной процедуры. Поскольку фактически для получения максимального балла участнику необходимо представить в составе заявки описание объекта в соответствии с положениями Технического задания, с требованиями которого участник согласился, подав заявку на участие в такой процедуре, а равно, возложив на себя обязательства в случае признания его по результатам проведения процедуры победителем оказать услуги в строгом соответствии с требованиями Технического задания.

Комиссия отмечает, что используемые заказчиками критерии оценки и сопоставления заявок должны быть объективными, исчисляемыми, измеряемыми и администрируемыми, что обеспечит гласность и прозрачность проводимой закупки, равноправие всех ее участников, возможность контроля за ходом ее проведения и правильностью выбора победителя такой закупки и, наоборот, будет способствовать исключению субъективного правоусмотрения заказчиков при оценке поданных заявок.

Заказчиком по спорному показателю предусмотрено, что баллы начисляются исключительно при соблюдении одновременно нескольких условий, которые на момент подачи и оценки заявки не представляется возможным администрировать, поскольку такие условия относятся непосредственно к исполнению обязательств по договору.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведения закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, действия Заказчика по установлению ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию «Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качества работ, услуг» не соответствуют положениям пункта 13, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довод жалобы в рассматриваемой части.

В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке указываются в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В разделе 6 Технического задания Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ.

Так, например: «Пункт 1. Извещатель пожарный дымовой (тип 1). Чувствительность извещателя соответствует задымленности окружающей среды с оптической плотностью: 0.05*... 0.2* дБ/м. Инерционность срабатывания извещателя при достижении пороговой удельной оптической плотности окружающей среды: [не более 10 с]. Потребляемый извещателем ток: не более 0.5 мА. Время технической готовности извещателя: [не более 60 с]. Рабочий диапазон температур: -30*… +55* °C. Степень защиты корпуса: не менее IР41. Масса: не более 0.2 кг. Тип монтажа: потолочный. Пункт 2. Извещатель пожарный дымовой (тип 2). Чувствительность извещателя должна соответствовать задымленности окружающей среды с оптической плотностью: 0.05*... 0.2* дБ/м. Уровень громкости звукового сигнала Пожар: [не менее 85 дБ]. Ток потребления в дежурном режиме: 0.03 мА. Габаритные размеры: <100х60 мм. Рабочий диапазон температур: -10*… +55* °C. Степень защиты корпуса: не менее IР40. Масса: не более 0.2 кг».

В пункте 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупки должны содержаться также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Заявитель в жалобе указывает, что требования Документации о конкурентном отборе, в частности о необходимости предоставления участниками конкретных характеристики товара, составлены Заказчиком таким образом, что создает условия, при которых участниками закупки будут допускаться технические ошибки при подготовке заявок, что создает препятствия для допуска заявки до участия в закупке.

На заседании Комиссии представитель Заказчика указал, что Документация о конкурентом отборе составлена в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Комиссией на заседании установлено следующее.

Как следует из материалов дела, в составе Документации о конкурентном отборе, требования к товарам установлены в Техническом задании.

Кроме того, в пункте 17 Информационной карты Заказчиком предусмотрено, что заявки должны содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, который используется для выполнения работ, являющихся предметом закупки, оформляемое в соответствии с формой I.4.2.4. Раздела I.4. настоящей документации о проведении конкурентного отбора.

Таким образом, Заказчик в Документации о конкурентом отборе установил требование о представлении конкретных показателей в составе заявки участниками закупки.

Комиссия отмечает, что в настоящем деле объектом закупки является именно выполнение работ по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией.

В связи с этим потребность Заказчика выражается в получении итогового результата – надлежащее выполнение работ в соответствии с требованиями Технического задания.

В свою очередь, материалы, подлежащие использованию при выполнении работ, не являются непосредственным объектом закупки.

Соответственно, если предметом закупки не являются материалы, которые участники самостоятельно не производят, а закупают у других лиц, то Заказчику при составлении документации нет необходимости переписывать содержание регламентированных стандартных требований в документацию, а достаточно лишь указать, что предложения, выдвигаемые участниками, должны соответствовать ГОСТам, международным стандартам и иным техническим регламентам в зависимости от товара.

Также Комиссия принимает во внимание, что способ описания конкретных показателей установлен Заказчиком таким образом, что участники закупки, для того чтобы сформировать свое предложение в составе заявки должны прибегнуть к анализу свойств товара, заявляемого в составе заявки, или располагать на этапе подачи заявки конкретным паспортом качества, техническими условиями на определенный товар в целях корректного заполнения заявок на участие в закупке.

Комиссия отмечает, в силу того, что Заказчиком в документации предъявлено к участникам закупки требование о необходимости соответствия товара определенным государственным стандартам, то ему нет необходимости предъявлять к участникам закупки требование о необходимости заполнения Формы 2, поскольку потребность Заказчика будет удовлетворена, в том числе и посредством выражения участниками закупки согласия на выполнение работ с использованием товаров, соответствующих требованиям Технического задания.

Комиссия отмечает, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.

Более того, из Технического задания следует, что Заказчиком предусмотрено, что поставляемый товар должен быть изготовлен в соответствии с техническими условиями и/или ГОСТом.

Также Техническим заданием определено, что товар должен соответствовать требованиям к качеству, установленным государственными стандартами и отраслевыми стандартами, техническим условиям, иным документам, устанавливающим требованиям к качеству данного товара, а также требования Заказчика.

Соответственно, выражение согласия участником закупки на использование при оказании услуг товара в соответствии с характеристиками, установленными заказчиком в документации, не приводит к несоблюдению его потребности или возможности закупки товара, неудовлетворяющего его потребности.

Также Комиссия обращает внимание, что в целях обеспечения конкуренции в процедуре, Заказчику в документации достаточно предусмотреть возможность участникам закупки выразить свое согласие на использование при оказании услуг товара в соответствии с качественными характеристиками, определенными им в приложении к Техническому заданию, и не предусматривать обязанность по заполнению участниками закупки конкретных характеристик, которые уже и так определены им в документации.

Указанное изменение сократит возможность допущения участниками закупки ошибок в части заполнения ими характеристик товаров, подлежащих использованию при оказании услуг, поскольку потребность заказчика уже определена им путем формирования требований к товарам посредством описания качественных характеристик в приложении к Техническому заданию, которые могут быть воспроизведены участниками закупки посредством копирования (или предоставления согласия).

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что документация Заказчика не отвечает принципам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 3, а также в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 6.1 статьи 3, пункта 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а закупочная документация подлежит корректировке.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СТУДИЯ УСПЕХА» (ОГРН 1117746375581 ИНН 7717699730) на действия РТУ МИРЭА (ОГРН 1037739552740 ИНН 7729040491) при проведении Конкурентного отбора обоснованной.

2. Установить в действиях РТУ МИРЭА нарушение пункта 2 части 1, части 6.1 статьи 3, пункта 3, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать РТУ МИРЭА обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

«...»

 

 

 

1. ООО «АЗК СТРОЙ ГРУПП»

 

127521, Москва город, проезд Марьиной рощи 12-й, дом 9, строение 1

 

2. РТУ МИРЭА

 

119454, Москва город, проспект Вернадского,

дом 78

 

 


 


 


 


 

  1. ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-3474/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

27.02.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

«...»

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27.02.2020 по делу 077/07/00-3474/2020,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

РТУ МИРЭА (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурентного отбора на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией (реестровый № 32008884034) (далее — Конкурентный отбор), а именно:

1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе осуществления Конкурентного отбора.

2. Заказчику вернуть участникам конкурентной процедуры ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурентном отборе.

3. Заказчику внести изменения в Документацию о конкурентном отборе с учетом решения Комиссии от 27.02.2020 по делу 077/07/00-3474/2020.

4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в конкурентной процедуре таким образом, чтобы он составлял не менее половины срока подачи заявок на участие в Конкурентном отборе с момента размещения информации о внесении изменений в Документацию о конкурентном отборе до даты окончания приема заявок.

5 Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурентного отбора.

6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru.

7. Заказчику продолжить проведение Конкурентный отбор в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, Положения о закупке, Документации о конкурентном отборе.

8. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 23.04.2020.

9. Заказчику об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 30.04.2020 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

«...»

Связанные организации

Связанные организации не указаны