Решение б/н б/а от 20 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-9413/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.07.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<..............>,
членов Комиссии:
<..............>,
<..............>,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Волгард», <..............>,
рассмотрев жалобу ООО «Волгард» (далее — Заявитель) на действия <..............>, (далее — Заказчик) при <..............>, (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводом жалобы Заявитель не согласен с результатами оценки своей заявки по критерию «Квалификация персонала», а именно Заказчиком к оценке частично не приняты специалиста Заявителя, подтверждающие документы по которым были представлены в составе заявки. Также Заявитель не согласен с результатами оценки своей заявки по критерию «Опыт участника по выполнению работ», поскольку по мнению Заявителя в подтверждение наличие опыта выполнения аналогичных работ в составе заявки были представлены документы в соответствии с требованиями Закупочной документации.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами информационная открытость закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Как следует из материалов дела, 26.05.2023 Заказчик в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» на официальном сайте Оператора ЭТП (https://www.rts-tender.ru/) на сайте https://www.rts-tender.ru/ разместил информацию о <..............>, (далее – конкурс, процедура).
Относительно несогласия Заявителя с оценкой своей заявки по критерию «Квалификация персонала», Комиссией установлено следующее.
Так, Приложением № 1.4 к конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по критерию «Квалификация персонала»
Максимальное количество баллов – 20 баллов
Оценивается путем деления рейтинга, присвоенного (j-ому) участнику по количеству квалифицированного персонала, задействованного в выполнении работ, имеющегося у каждого (j-ого) участника, на максимальный рейтинг из всех имеющихся у участников, по формуле:
Пj
П = ───── * 20, где
П. макс.
J=1...n, n – количество участников
П ‑ количество баллов j-го участника,
Пj- рейтинг (j-ого) участника.
П макс.- максимальный рейтинг из всех имеющихся у участников.
20 – максимально возможное количество баллов.
Рейтинг присваивается путем увеличения единиц рейтинга при наличии у (j-ого) участника следующего квалифицированного персонала, задействованного в выполнении работ:
4 (четыре) единицы за каждого специалиста в области управления проектами, но не более чем 8 (восемь) единиц;
4 (четыре) единицы за каждого специалиста в области разработки и/или проектирования баз данных, но не более чем 8 (двенадцать) единиц;
5 (пять) единиц за каждого специалиста в области программирования, но не более
чем 25 (тридцать) единиц;
5 (пять) единиц за каждого специалиста в области обработки/анализа данных, но не более чем 15 (пятнадцать) единиц;
- 5 (пять) единиц за каждого специалиста в области разработки технологических процессов ремонта транспортных средств, но не более чем 15 (пятнадцать) единиц.
В случае непредставления документов, указанных в п. 2.2 приложения № 1.4 к документации о закупке, участнику не присваиваются баллы по критерию.
Согласно пункту 2 Порядка оценки оценка заявок осуществляется на основании технического предложения, документов, представленных в подтверждение соответствия требованиям технического задания, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно при наличии:
2.2. по критерию № 2.2:
- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации с обязательным указанием (ФИО, дата рождения, ИНН, СНИЛС) привлекаемых работников для выполнения работ;
- сертификаты и/или дипломы и/или иные документы, подтверждающие квалификацию в области управления проектами;
и/или
- сертификаты и/или дипломы и/или иные документы, подтверждающие квалификацию в области разработки и/или проектирования баз данных;
и/или
- сертификаты и/или дипломы и/или иные документы, подтверждающие квалификацию в области программирования;
и/или
- сертификаты и/или дипломы и/или иные документы, подтверждающие квалификацию в области обработки/анализа данных;
и/или
диплом о высшем образовании, выданный образовательной организацией высшего образования в сфере транспорта, по квалификации инженер и/или инженер-механик;
и
- копии действующих гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;
и/или
- копии патентов (а также документы о статусе беженца – при наличии), выданные в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копии основной и оборотной стороны патента), в случае предоставления участником персонала, являющегося иностранными гражданами;
и
- согласие каждого работника, указанного в документе по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации, на обработку его персональных данных
АО «ФПК» в целях получения подтверждения сведений, указанных в заявке участника.
Квалифицированный персонал, в отношении которого не представлены подтверждающие документы, не учитываются для целей оценки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 03.07.2023 № 3223/ОКЭ-АО «ФПК»/2023/2 заявка Заявителя (№ 4) была оценена Заказчиком следующим образом:
Квалифицированный персонал, соответствующий требованиям пункта 2.2. приложения № 1.4 к конкурсной документации, предоставленный в составе заявки Участника № 4, учитывается при оценке:
- 2 (два) специалиста в области управления проектами;
- 3 (три) специалист в области обработки/анализа данных;
- 3 (три) специалиста в области разработки технологических процессов ремонта транспортных средств.
Сведения о наличии прочих специалистов, предоставленные в составе заявки Участника № 4, не будут учитываться при оценке по причине представления документов, не подтверждающих наличие квалификации, указанной в критерии № 2.2. критериев и порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок приложения № 1.4 к конкурсной документации, представления документов, выданных образовательной организацией высшего образования не в сфере транспорта, по квалификации инженер и/или инженермеханик.
По итогам оценки вторых частей заявок Заявителю присвоены следующие баллы:
Наименование оцениваемого критерия/ подкритерия |
Максимальный балл |
Участник № 4 |
||
значение |
расчет |
количество баллов |
||
2.2. Квалификация |
|
|
38 |
|
персонала |
20 |
38 |
── * 20=17,67 |
17,67 |
|
|
|
43 |
|
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно не принял к оценке сведения о специалистах, квалификация которых подтверждается сертификатом уровня «1С:Специалист» по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8» по позициям специалист в области разработки и/или проектирования баз данных и в области программирования.
Комиссией установлено, что Заказчиком не были учтены для оценки следующие специалисты:
<..............>, (специалист по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8»);
<..............>, (специалист по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8»);
<..............>,(специалист по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8»);
<..............>,(специалист по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8»);
<..............>, (специалист по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8»);
<..............>, (специалист по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8»).
Вместе с тем, как указывает Заказчик, согласно условиям закупочной документации Заказчик не устанавливал требование для оценки о наличии сертификата специалиста по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8/1С:Предприятие 8.3». Требование Заказчика связано с наличием сертификатов и/или дипломов и/или иных документов, подтверждающих квалификацию в области разработки и/или проектирования баз данных, что не дает оснований начислить баллы Участнику № 4 по указанному критерию.
Таким образом, по мнению Заказчика, представленный персонал в составе заявки не учитывался Заказчиком для оценки, поскольку квалификация персонала не относится к квалификации в области разработки и/или проектирования баз данных в настоящем случае.
Заказчик принял для учета к оценке следующих специалистов:
<..............>, (квалификация «1С: Руководитель корпоративных проектов»), <..............>, 1С: Руководитель проектов), <..............>, (Нейронные сети на PYTHON. Обработка и анализ данных), <..............>, (Нейронные сети на PYTHON. Обработка и анализ данных), <..............>, (Нейронные сети на PYTHON. Обработка и анализ данных), <..............>, (инженер), <..............>, (инженер), <..............>, (инженер).
При этом ссылка Заявителя на сведения о сайта https://1c.ru/spec/texts/how_to_get.htm оцениваются Комиссией критически, поскольку ни сами сертификаты, ни сведения с указанного сайта не подтверждают, что сертификат специалиста по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8» свидетельствует о квалификации такого специалиста в области разработки и/или проектирования баз данных и программирования.
Доказательства обратного Заявителем не предоставлено, а Комиссией не установлено.
В связи с чем, представленные Заявителем сертификаты не соответствуют требованиям документации, в связи с чем у Заказчика отсутствовали основания для принятия указанных документов к оценке.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что оценка заявки Заявителя по показателю «Квалификация персонала» осуществлена Заказчиком правомерно и в соответствии с требованиями Закупочной документации.
Относительно несогласия Заявителя с оценкой своей заявки по критерию «Опыт участника по выполнению работ», Комиссией установлено следующее.
Так, Приложением № 1.4 к конкурсной документации установлен следующий порядок оценки по критерию «Опыт участника по выполнению работ»:
Максимальное количество баллов – 20 баллов
Оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки в соответствии с п. 2.1. приложения № 1.4 к документации о закупке, следующим образом:
Оценивается путем деления стоимости выполненных работ в 2016-2023 годах каждым
(j-ым) участником по разработке программного обеспечения, задачей которого является автоматизированное управление технологическими процессами предприятий в сфере транспорта (далее – ПО АСУ) на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС) по следующей формуле:
Цj Σ опыт
Бj = ───────── * 20, где
Ц Σ нач.макс
Бj – количество баллов j-го участника;
Цj Σ опыт – стоимость выполненных j-ым участником работ в 2016-2023 годах по разработке ПО АСУ (без учета НДС);
Ц Σ нач.макс. – начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС).
20 – максимально возможное количество баллов.
В случае, если стоимость выполненных работ по разработке ПО АСУ равна или больше начальной (максимальной) цены договора (без учета НДС), то участнику сразу присваивается 20 баллов.
В случае отсутствия указанного опыта или непредставления документов, указанных в п. 2.1 приложения № 1.4 к документации о закупке, участнику не присваиваются баллы по критерию.
Согласно пункту 2 Порядка оценки оценка заявок осуществляется на основании технического предложения, документов, представленных в подтверждение соответствия требованиям технического задания, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно при наличии:
2.1. по критерию № 2.1:
документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации о наличии требуемого опыта;
и
договоры на выполнение работ (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);
и
акты о выполнении работ;
и
- описание функционала, технических и качественных характеристик ПО АСУ (предоставляется, если описание функционала, технических и качественных характеристик ПО АСУ отсутствует в договорах на выполнение работ и/или приложениях к нему);
и
- документы, подтверждающие оплату по договору (выписки из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающие факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка, и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в «Форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг», с отметкой обслуживающего банка об исполнении, заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка);
копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
Если договор и документы, подтверждающие его исполнение, размещены в Единой информационной системе и являются доступными участникам рынка для ознакомления , участник вправе в Форме сведений об опыте выполнения работ, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации, указать реестровый номер договора в ЕИС. При этом в случае, если участником указан реестровый номер договора в ЕИС и такой договор и документы, подтверждающие его исполнение, доступны для ознакомления, участник вправе не предоставлять в составе заявки копии договоров на выполнение работ, а также копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (акты о выполнении работ, документы, подтверждающие оплату по договору (при необходимости)).
Документы, перечисленные в пункте 2.1 приложения № 1.4 к конкурсной документации, представляются в электронной форме в составе заявки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 03.07.2023 № 3223/ОКЭ-АО «ФПК»/2023/2
По итогам оценки вторых частей заявок Заявителю присвоены следующие баллы:
Наименование оцениваемого критерия/ подкритерия |
Максимальный балл |
Участник № 4 |
||
значение |
расчет |
количество баллов |
||
2.1. Опыт |
|
|
238 668 333,33 |
|
участника по |
20 |
238 668 333,33 |
─────────── * 20=13,26 |
13,26 |
выполнению работ |
|
|
360 000 000,00 |
|
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения опыта выполнения аналогичных работ было представлено 2 договора № АВР-234 от 01.02.2022 и № 01/09 от 16.09.2020 на общую сумму 284 978 333,34 рублей, а также акты сдачи-приемки выполненных работ по указанным договорам.
В качестве подтверждения оплаты по договору № АВР-234 от 01.02.2022 Заявителем в составе заявки были представлены платежное поручение от 27.02.2023 № 0095 на сумму 43 200 000 рублей в т.ч. НДС (20%) за услуги по акту № 3; платежное поручение от 27.02.2023 № 009 на сумму на 84 495 000 рублей в т.ч. НДС (20%) за услуги по акту № 2; платежное поручение от 01.08.2022 № 6708 на сумму 36 645 000 рублей в т.ч. НДС (20%) за услуги по акту № 1.
При этом, Заявителем не были представлены документы, подтверждающие оплату по договору № АВР-234 от 01.02.2022 в соответствии с актом сдачи-приемки выполненных работ № 4 от 28.04.2023 на сумму 46 310 000 рублей.
Акт сдачи-приемки работ № 4 от 28.04.2023 не принят Заказчиком для оценки, поскольку такой подход нарушает положение конкурсной документации и не подтверждает факт поступления денежных средств в рамках исполнения договора. Данный Акт, свидетельствует о выполнении работ и их приемке Заказчиком в полном объеме.
Таким образом Заказчиком оценивался представленный опыт Заявителя на основании документов, подтверждающих оплаты и был засчитан на сумму 238 668 333,3 рублей без учета акта № 4 от 28.04.2023 на сумму 46 310 000 рублей.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что в Закупочной документации прямо указано на необходимость представления в составе заявки в качестве подтверждения оплаты по договорам, представленных по опыту документов, подтверждающих оплату по таким договоров.
Комиссия также считает необходимым отметить, что в пункте 2.1 Приложения № 1 к конкурсной документации не установлена вариативность в отношении предоставления документов, подтверждающих оплату.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что оценка заявки Заявителя по показателю «Опыт участника по выполнению работ» осуществлена Заказчиком правомерно и в соответствии с требованиями Закупочной документации.
Кроме того, Заявителем не приведено обоснований невозможности предоставления в составе заявки документов, подтверждающих оплату по договору № АВР-234 от 01.02.2022 в соответствии с актом сдачи-приемки работ № 4 от 28.04.2023.
В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, тем самым согласился с установленными требованиями в части порядка оценки по квалификации участника.
Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Волгард» <..............>, на действия АО «ФПК <..............>, при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 12.07.2023 № НП/29321/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.