Решение б/н б/а от 11 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-23245/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

29.12.2021                                                                                           г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

председательствующего Комиссии:

членов Комиссии:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей Заявителя, КУ "...", АО «НИС»,

рассмотрев жалобу "..." (далее также - Заявитель) на действия КУ "..." (далее также — конкурсный управляющий), АО «НИС» (далее также — электронная торговая площадка) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 7583909, лот № 1, далее - Торги),

в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов, Оператора электронной торговой площадки при проведении Торгов.

На заседании комиссии, Заявителем было заявлено ходатайство о назначении технической экспертизы. Указанное ходатайство Заявителя подлежит отклонению Комиссией, поскольку статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрена возможность проведения соответствующей независимой экспертизы, в том числе в связи с короткими сроками рассмотрения соответствующих жалоб.

Согласно доводам жалобы, Заявитель убедившись, что на официальном сайте торговой площадке нет никаких заявок, оплатил задаток и принял участие в торгах.

Также Заявитель указывает на имеющуюся информацию о том, что Оператор электронной площадки располагал информацией о поданных участниками ценовых предложений. Заявитель указывает, что победителем торгов был признан участник, который побеждает во всех торгах, в которых принимает участие на данной электронной площадке.

В связи с этим, Заявитель указывает на наличие сговора между Оператором электронной торговой площадки и Победителем торгов.

Организатор торгов и оператор электронной торговой площадки с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Частью 4 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае не заключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения (часть 4 статьи 139 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее также - Порядок).

В соответствии с частью 5 статьи 110 Закона о банкротстве, продажа предприятия осуществляется путем проведения аукциона в случае, если в отношении этого предприятия покупатель не должен выполнять какие-либо условия.

Выигравшим аукцион признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое предприятие (далее - победитель аукциона).

В силу части 10 статьи 110 Закона о банкротстве, в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:

- сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия,

-порядок ознакомления с предприятием;

- сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;

- требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

- условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;

- порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

- порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

- размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

- начальная цена продажи предприятия;

- величина повышения начальной цены продажи предприятия («шаг аукциона») в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

- порядок и критерии выявления победителя торгов;

- дата, время и место подведения результатов торгов;

- порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;

- сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

- сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Согласно части 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Рассмотрение организатором торгов представленных заявок на участие в торгах и принятие решения о допуске к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.

Частью 12 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Комиссией установлено, что Сообщение о проведении торгов № 7583909 опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 29.10.2021.

Дата и время начала подачи заявок - 08.11.2021 00:00;

Дата и время окончания подачи заявок - 23.12.2021 00:00;

Вид торгов: Публичное предложение;

Форма подачи предложения о цене: Открытая.

Указанные торги проводились в форме публичного предложения. При такой форме проведение торгов осуществляется по интервалам: для каждого интервала установлена определенная сумма цены имущества и сумма задатка. Победителем торгов, проводимых в форме публичного предложения, признается участник торгов, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую максимальное предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

В соответствии с Протоколом определения участников торгов № 19284-ОТПП/1 от 17 декабря 2021 года на указанные торги по Лоту № 1 были поданы следующие заявки:

 

Номер заявки

Дата подачи заявки

Заявитель

Статус заявки

19284-ОТПП-1-2

14.12.2021 23:54:33.023

ИП "..." (ИНН "...", ОГРНИП: "...")

Заявка отклонена (На момент рассмотрения заявки поступление задатка не подтверждено)

19284-ОТПП-1-3

14.12.2021 23:57:36.137

ИП "..." (ИНН "...")

Заявка допущена

19284-ОТПП-1-4

14.12.2021 23:59:12.744

"..." (ИНН "...")

Заявка допущена

 

Как следует из Протокола определения участников торгов, Организатором были допущены две из трех поданных заявок. Одна заявка была отклонена по причине неперечисления задатка.

В соответствии с Протоколом результатов торгов 19284-ОТПП/1 от 17 декабря 2021 года наиболее высокую цену в размере 40 040 000.00 рублей за имущество, составляющее Лот, предложил участник ИП "..." (ИНН "..."), который признается победителем торгов по лоту.

Как следует из Протокола результатов торгов, ценовое предложение ИП "..." выше ценового предложения Заявителя, то есть, победитель торгов был определен в полном соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 и Регламента ЭТП «НИС».

На основании пункта 7.7. Регламента ЭТП «НИС» оператором электронной площадки на электронной площадке размещаются сведения об общем количестве представленных заявок на участие в торгах без указания идентифицирующих заявителей данных не позднее одного часа после поступления оператору электронной площадки указанных сведений.

Также в карточке торгов на электронной площадке есть сопроводительный текст для пользователей: «Сведения об общем количестве представленных (поданных и не отозванных) заявок на участие в торгах отображаются в течение одного часа после поступления оператору электронной площадки указанных сведений. Приказ Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. № 495 п.8.1.»

Исходя из того, что заявка ИП "..." подана 14.12.2021 в 23:57:36.137, сведения о такой заявке на сайте электронной площадки были размещены в течение одного часа – до 00:57:36.137 часов 15.12.2021, то есть Заявитель не обладал информацией о заявке другого участника на момент подачи собственной заявки (также как и о подаче заявки ИП "...").

Исходя из пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

- заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

- представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

- поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов. Из указанной нормы не следует, что Законодателем установлен императивный порядок очерёдности подачи заявки и задатка – участник торгов может как изначально оплатить задаток, так и подать заявку, при условии соблюдения сроков, определенных Организатором.

В соответствии с информацией, размещенной Организатором в карточке торгов № 19284-ОТПП: «Задаток в размере 20% от цены продажи имущества/лота в соответствующий период действия цены должен быть внесен в срок до момента окончания соответствующего периода проведения торгов на банковский счет АО «НИС» (ИНН "...", р/с "...", в Филиале «Центральный» Банка ВТБ (ПАО) в г. Москве, БИК "...", к/с "..."). Датой внесения задатка считается дата зачисления суммы задатка на банковский счет АО «НИС». В графе «Назначения платежа» платежного поручения о внесении задатка указываются: «Задаток за участие в торгах__, номер лота__».

Исходя из представленной на заседании Комиссии справки № 10/771647 от 28.12.2021 по расчетному счету АО «НИС», как задаток ИП "..." 09.12.2021, так и задаток Заявителя (внесенный "...") 13.12.2021, поступили на счет, указанный в карточке торгов, до окончания соответствующего интервала, в связи с чем лица, подавшие данные заявки, были признаны участниками торгов.

Представитель электронной торговой площадки отметил, что Федеральным Законом № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» и Приказом Минэкономразвития № 495, утверждающего Порядок проведения торгов в электронной форме, исключена возможность искажения данных о дате и времени подачи заявки на торги.

Согласно абзацу 9 статьи 110 Закона о банкротстве подтверждение регистрации представленной заявки на участие в торгах также направляется заявителю в форме электронного документа в день регистрации такой заявки на указанный в ней адрес электронной почты заявителя.

Согласно пункту 4.2. Порядка, в течение тридцати минут с момента представления заявки на участие в торгах такая заявка с помощью программно-аппаратных средств сайта автоматически регистрируется в журнале заявок на участие в торгах, при этом заявителю в форме электронного сообщения направляется подтверждение регистрации заявки с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.

Согласно пункту 5.1 Порядка, не позднее тридцати минут после окончания срока представления заявок на участие в торгах посредством программно-аппаратных средств сайта организатору торгов направляются все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки (в случае проведения торгов с закрытой формой представления предложений о цене - без предложений о цене).

На электронной площадке «НИС» подтверждение регистрации заявки автоматически направляется участнику торгов с адреса электронной почты площадки "..." на адрес электронной почты участника торгов.

Вместе с тем, представил оператора электронной площадки отметил, что 14 декабря 2021 года сразу после подачи заявок на торги 19284-ОТПП по лоту №1 на адрес электронной почты всех лиц, подавших заявки, были направлены автоматические письма с подтверждением подачи заявки. А именно ИП "..." заявка 19284- ОТПП-1-2 на "...", "..." заявка 19284-ОТПП-1-4 на "..." и ИП "..." заявка 19284-ОТПП-1-3 на "...".

15 декабря 2021 года после окончания интервала торгов, на котором были поданы заявки на адрес электронной почты Организатора торгов "..." было направлено автоматическое письмо, о поданных заявках на торги 19284-ОТПП по лоту №1.

В части 6 пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве указано, что в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

Комиссия управления исследовав и проанализировав представленные на заседание Комиссии материалы, с учетом фактических обстоятельств дела приходит к выводу о том, что Организатор торгов правомерно подвел итоги торгов. Как следует из содержания представленных документов на заседание Комиссии, заявка победителя была подана раньше заявки Заявителя, а ценовое предложение победителя было выше предложения заявителя.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что в оспариваемых Торгах форма подачи предложения о цене — открытая, что также отражено в Сообщении № 7583909.

Ограничение конкуренции в данном случае Заявителем также не доказано, на участие в торгах было подано 3 заявки.

В связи с изложенным, доводы Заявителя, изложенные в жалобе относительно отсутствия заявок на электронной торговой площадке не находят своего подтверждения и опровергаются фактическими обстоятельствами дела.

В рассматриваемом случае, Комиссия не усматривает в действиях Организатора торгов, Оператора электронной торговой площадки нарушений порядка проведения Торгов.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов, Оператора электронной торговой площадки помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части.

Относительно доводов жалобы о наличии сговора, Комиссия отмечает следующее.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалованию подлежат действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Учитывая, что рассмотрение вопроса о наличии сговора лиц подлежат рассмотрению в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя по существу в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом доводы о возможном наличии форм недобросовестной конкуренции также не могут быть рассмотрены в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с вышеизложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Оставить жалобу Заявителя на действия Организатора торгов, Оператора электронной торговой площадки при проведении Торгов в части доводов о наличии сговора, наличии форм недобросовестной конкуренции без рассмотрения, в остальной части — признать жалобу необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 24.12.2021 № НП/79400/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны