Решение б/н б/а от 18 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-3750/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
15.03.2022                                                                                           г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

членов Комиссии:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей от ООО «Система безопасности», АО «СО ЕЭС»,

рассмотрев жалобу ООО «Система безопасности» (далее также - Заявитель) на действия АО «СО ЕЭС» (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса технических средств безопасности зданий АО "СО ЕЭС" по адресу: г. Красноярск, ул. Петра Подзолкова, 3г (реестровый №32211124274, далее — Закупка), 

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников по подкритерию «Качество Услуг и квалификация Участника конкурса» .

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). 

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках). 

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (часть 1 статья 1 Закона о закупках). 

Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Комиссией установлено, что Заказчик 11.02.2022 на сайте электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на Оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса технических средств безопасности зданий АО «СО ЕЭС» по адресу: г. Красноярск, ул. Петра Подзолкова, 3г (реестровый № 32211124274) (далее – конкурс, процедура).

Разделом 3.1. Документации установлены критерии оценки Конкурсных заявок. Порядок оценки и сопоставления Конкурсных заявок. 

Пунктом 3.2.1.1. Для определения лучших условий исполнения Договора Закупочная комиссия ОДУ Сибири оценивает и сопоставляет Конкурсные заявки по степени выгодности для Заказчика, исходя из следующих критериев:

 

№ п/п

Наименование критерия

Обозначение выставленного по критерию балла /суммы баллов

Значимость критерия

Обозначение значимости критерия

1.

Цена Договора

КЦi

50%

ВЦ

2.

Качество Услуг и квалификация Участника конкурса, в том числе:

ККУi

50%

ВКУi

2.1.

Опыт оказания аналогичных услуг по исполненным договорам

K2.1

30%

P2.1

2.2.

Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса, привлекаемых к оказанию Услуг по Договору

K2.2

50%

P2.2

2.3.

Деловая репутация

K2.3

20%

P2.3

 

Для получения двух дополнительных баллов по критерию «Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса, привлекаемых к оказанию Услуг по Договору» (3.2.2.1.2.2 закупочной документации) необходимо в соответствии с п. 3.2.1.2.2 закупочной документации подтвердить наличие в штате одного или более специалистов имеющего сертификат специалиста по ПК «LyriX», выданный производителем программных продуктов ООО «Компания «ААМ Системз» в соответствии пунктом 4.3.3 Технического задания (раздел 4 закупочной документации).

Поскольку общее количество баллов, присваиваемых по критерию «Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса, привлекаемых к оказанию Услуг по Договору» равно 5, а сертификат специалиста по ПК «LyriX» дает право на получение 2 баллов, итоговая значимость сертификата при оценке заявки участника – 10%.

При этом «0» баллов присваивается Участнику, не имеющему в своем штате работников, указанных в п. 3.2.1.2.2.

Как указывает Заявитель, участнику чтобы получить дополнительные баллы (максимальное количество 2 балла) Участник должен в своей заявке приложить сертификаты специалистов по ПК «LyriX», выданные производителем программных продуктов ООО «Компания «ААМ Системз». 

Заявитель дополнил, что ими был сделан запрос на обучение в ООО «Компанию «ААМ Системз» на что они получили ответ: «группы ближайшего блока семинаров, который состоится в марте, полностью сформированы. Следующий блок запланирован на май-июнь». Заявитель отмечает, учитывая что окончание подачи заявки на участие в данном конкурсе заканчивается 09.03.2022г., уже по срокам Участник не имеет возможности пройти данное обучение так как на март группа уже сформирована, из этого следует, что предоставить данные сертификаты на момент подачи заявки Участник не может. 

Между тем, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что системы безопасности заказчика построены на базе аппаратно-программных комплексов под управлением ПК «LyriX» российского производства и являются технически сложным объектом. Заказчик вправе рассчитывать на техническое обслуживание квалифицированным персоналом, имеющим опыт и навыки работы с данными аппаратно-программными комплексами.

Также Заказчик указал, что наличие у участника конкурса в штате специалиста, обладающего сертификатом, который выдан производителем программных продуктов, является подтверждением его квалификации, знаний о соответствующем оборудовании и программном обеспечении, используемом заказчиком.

Комиссия приходит к выводу, что данный оценочный критерий является объективным и измеримым, связан с предметом закупки и применяется в равной степени ко всем участникам закупки. Более того, Комиссия подчеркивает, что оспариваемый критерий является критерием оценки, а не допуска.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Комиссия также считает необходимым отметить, что согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021) Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Комиссия отмечает, что спорные требования предъявлены на основании потребности Заказчика, в свою очередь, Заказчик проводит закупочную процедуру в целях получения конечного результата —оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса технических средств безопасности именно в том виде, порядке и объеме, на который он обоснованно рассчитывал.

Более того, согласно пункту 4 Документации «Техническое задание» в п.п. 4.3.3. указанно Обеспечить оказание Услуг по технической и информационной поддержке Заказчика специалистом, имеющим сертификат по программному комплексу LyriX, выданный производителем программных продуктов ООО «Компания «ААМ Системз». В случае отсутствия такого специалиста – обеспечить обучение и сертификацию специалиста по программному комплексу LyriX в ООО «Компания «ААМ Системз» и предоставление сертификата Заказчику не позднее 3 (трех) месяцев с даты заключения договора 

При этом отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

В свою очередь Комиссия также отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки. 

Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок. 

При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки. 

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Указанные требования не ограничивают возможность потенциальных участников подать заявку на участие в закупке. В свою очередь, Комиссия принимает во внимание, что спорные требования предъявлены ко всем участникам закупки, что не может рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию. 

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках). 

Вместе с тем, необходимо отметить, что несоответствие участника оценочному критерию не влечет за собой отклонение его заявки. В случае несоответствия критерию «Количество квалифицированных специалистов Участника конкурса, привлекаемых к оказанию Услуг по Договору» участник закупки может повысить предпочтительность своей заявки за счет других критериев оценки, установленных документацией о закупке.

Таким образом, оценочный критерий наличия у участника квалифицированного персонала, имеющего сертификат специалиста по ПК «LyriX», выданный производителем программных продуктов ООО «Компания «ААМ Системз», не ограничивает конкуренцию.

Комиссией установлено, что на участие в Закупке было подано две заявки, что также свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

Вместе с тем, Комиссия также принимает во внимание, что Заявителем не представлено доказательств невозможности участия в закупке, равно как и не представлено доказательств, что установленные требования подходят только под конкретного исполнителя и каким образом, установленные критерии оценки нарушают права и законные интересы Заявителя.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что указание Заказчиком в закупочной документации оспариваемых Заявителем требований не нарушают права участников и не ограничивают конкуренцию.

Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при установлении порядка оценки заявок. 

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Система безопасности» (ОГРН: 1022401409315; ИНН: 2452018078) на действия АО «СО ЕЭС» (ОГРН: 1027700201352; ИНН: 7705454461) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 10.03.2022 № НП/12754/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны