Решение б/н ООО «ИЦ ОРГРЭС» на действия ПАО «МОЭСК» от 26 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МОЭСК»

115114, г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2

 

АО «Центр развития экономики»

ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 22, Москва, 107113

 

ООО «ИЦ ОРГРЭС»

109240, Москва, ул. Николоямская, д. 13, стр. 17

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2317/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30.05.2019

             г. Москва

   

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «ИЦ ОРГРЭС» на действия ПАО «МОЭСК» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку Гасителей вибрации для нужд филиалов ПАО «МОЭСК» (реестровый № 31907737759),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки заявителя от участие в конкурентной процедуре в связи с предоставлением конкретных показателей товаров, подлежащих поставке, несоответствующих требованиям документации.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

  1. Заявитель в жалобе указывает на неправомерность действий заказчика понераскрытию в документации параметров эквивалентности товара, что повлекло за собой необоснованность отклонения его заявки.

Как следует из материалов дела, заказчиком опубликовано извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на определение поставщика на поставку Гасителей вибрации для нужд филиалов ПАО «МОЭСК» (1226313).

Как установлено Комиссией Управления, заявка заявителя отклонена заказчиком по следующим причинам - несоответствие посадочных диаметров плашек в предлагаемых аналогах (п. 2.11.2.4 Документации о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На заседании Комиссии представитель заявителя пояснил, что заказчиком изначально в документации не были определены требования к посадочным диаметрам плашек, то есть критерии аналогичности не были установлены заказчиком. При этом на заседании Комиссии представитель заказчика подтвердил, что в документации не были определены параметры эквивалентности оборудования, подлежащего поставке, в том числе, не раскрыты критерии аналогичности посадочных диаметров плашек.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. 

В настоящем случае заявка заявителя была отклонена по основанию, непредусмотренному заказчиком в документации. На заседании Комиссии установлено, что заказчик отклонил заявку заявителя в связи с тем, что, по мнению заказчика, участник предложил к поставке эквивалентный товар, несоответствующий требованиям документации. Вместе с тем, Комиссия Управления не может согласиться с доводами заказчика о правомерности его действий по отклонению заявки общества, поскольку заказчиком в документации не раскрыты параметры эквивалентности товара, в связи с чем, заявитель, подавая заявку на участие в закупке, исходил из технических требований к товарам, которые были установлены заказчиком в документации. В связи с чем разночтение определенных характеристик товара в заявке заявителя обусловлено исключительно условиями закупочной документации, которая не раскрывала требования к параметрам эквивалентности товаров.

Таким образом, установленные заказчиком в документации требования, не позволяли участнику закупки определить его потребности в закупаемых товарах, и, как следствие, могли послужить препятствием для формирования и подачи заявок со стороны потенциальных участников конкурса, а также привести к сужению круга таких участников, ограничив их число лицами, заранее извещенными о технических характеристиках требуемых к поставке товаров. Как равно подобные действия нарушают права заявителя посредством необоснованного отклонения его заявки по требованиям документации, которые изначально заказчиком не были установлены в документации.

Формирование документации о закупке с нарушениями, способными привести к ограничению круга ее потенциальных участников, является самостоятельным основанием для выдачи антимонопольным органом в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции предписания об отмене составленных в ходе проведения закупки протоколов, внесения изменений в конкурсную документацию и повторном проведении закупки.

Учитывая изложенное, описание объекта закупки противоречит пункту 2 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.

 

  1. Кроме того, заявитель в жалобе указывает на неправомерность действий заказчика по формированию протокола отклонения заявки заявителя ввиду нераскрытия заказчиком оснований отклонения его заявки.

В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок участников закупки от 08.05.2019, заявка заявителя отклонена заказчиком со следующей мотивировкой: несоответствие посадочных диаметров плашек в предлагаемых аналогах (п. 2.11.2.4 Документации о закупке).

Вместе с тем конкретные причины отклонения заявки заявителя в протоколе заказчиком не отражены и никоим образом не раскрыты. Таким образом, указанный протокол не содержит конкретных мотивов отклонения заявки заявителя от участия в закупке.

Законом о закупках статьей 3 провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости.

Применительно к составлению протокола рассмотрения заявок на участие в закупке соблюдение принципа информационной открытости означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие конкурентной процедуре, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения заявки, а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность заказчика (организатора закупки) в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения.

Участникам же закупки должна быть предоставлена возможность, в случае несогласия с соответствующим решением заказчика (организатора закупки), оспорить его в установленном законом порядке, в связи с чем неопубликование указанной информации непосредственно затрагивает права и законные интересы участников закупочных процедур.

Названный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и злоупотреблений. Вместе с тем в настоящем случае указанный протокол содержит сведения о количестве начисленных значений участникам Закупки без обоснования принятия такого решения.

Учитывая отсутствие в протоколе четкого и недвусмысленного обоснования принятого решения о причинах отклонения заявки заявителя, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной и о наличии в действиях заказчика нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

 

  1. Также заявитель оспаривает положения документации о наличии писем от заводов-изготовителей на этапе подачи заявок.

Извещением о проведении конкурентной процедуры предусмотрены сроки подачи заявки, а именно до 17.04.2019.

Однако жалоба заявителя на спорные требования документации обжалованы заявителем 21.05.2019 – за сроком окончания подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, в настоящем случае заявитель, подавая жалобу в Московское УФАС России лишь 21.05.2019 обжалует положения документации, с которыми фактически согласился, подав соответствующую заявку на участие в конкурентной процедуре. В свою очередь, общество не обращалось в антимонопольный орган с жалобой на положения документации, а решило обжаловать спорные требования в части установленного заказчиком в документации требования к участникам закупки лишь после подведения итогов. Кроме того, отклонение заявки заявителя не связано с оспариваемыми положениями документации. В связи с чем Комиссия Управления вынуждена констатировать, что спорные условия документации не препятствовали заявителю в участие в закупке с учетом того, что его заявка была допущена заказчиком на предмет соответствия оспариваемым требованиям – иное из протокола не следует, а заказчиком не указано.

Вместе с тем, Комиссия Московского УФАС России отмечает, что спорные положений документации, которые, по мнению общества, являются незаконными и дискриминационными, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок.

В соответствии ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В связи с чем Комиссия Управления отмечает, что спорные положения документации подлежали обжалованию заявителем до окончания срока подачи заявки на участие в закупке посредством направления соответствующей жалобы в антимонопольный орган.

На основании изложенного, Комиссия Управления приняла решение об оставлении названной жалобы без рассмотрения.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ИЦ ОРГРЭС» (ИНН: 7704403143) на действия
    ПАО «МОЭСК» (ИНН: 5036065113) при проведении закупки обоснованной.

  2. Признать в действиях заказчика нарушение пункт 1, 2 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.

  3. Выдать заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны