Решение б/н б/а от 9 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-1562/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.02.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
членов Комиссии:
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ИНДУСТРИЯ СЕРВИСА», ФГУП Издательство «Известия»,
рассмотрев жалобу ООО «Индустрия Сервиса» (далее также - Заявитель) на действия ФГУП Издательство «Известия» (далее также — Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по внутренней комплексной (основной) и поддерживающей уборке помещений здания и услуги по регулярной чистке и обмену предоставленных во временное пользование ковровых напольных покрытий для чистки обуви (реестровый № 32211028608, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявки Заявителя.
Так, в соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 2274910, опубликованным 25.01.2022 Заявитель (порядковый номер в протоколе 8) заняло 2 место с итоговым баллом - 68,93. Победителем закупки стало ООО «Лидер» (порядковый номер в протоколе 4) с итоговым баллом - 72,73. Заявитель не согласен с порядком подсчета итоговых баллов, а также указывает, что Заказчиком принято неправомерное решение о признании победителем закупки ООО «Лидер».
Вместе с тем, Заявитель указывает, что участвовал в процедуре в качестве лидера коллективного участника, к заявке были приложены не только Сертификат соответствия с показателем индекса деловой репутации Участника в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 ООО «Индустрия Сервиса» с индексом деловой репутации 94, но и аналогичный сертификат ООО «Синтез Сервис» с индексом деловой репутации 88. Таким образом, при подсчете итогового балла, комиссией Заказчика не было учтено наличие указанного Сертификата у еще одного участника товарищества ООО «Синтез Сервис».
По мнению Заявителя, наличие данного Сертификата у двух участников простого товарищества, должно увеличивать итоговый балл для лидера этого товарищества.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией установлено, что Заказчиком 12.01.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по внутренней комплексной (основной) и поддерживающей уборке помещений здания и услуги по регулярной чистке и обмену предоставленных во временное пользование ковровых напольных покрытий для чистки обуви (реестровый № 32211028608) (далее – конкурсе, процедура).
В разделе 14 закупочной документации «Критерии оценки заявок на участие в закупке» описаны стоимостные и нестоимостные критерии оценки, в том числе, и «Деловая репутация участника закупки» - максимальное значение 25%. Коэффициент значимости показателя КЗ = 0,25, который является одним из ключевых показателей для Заказчика.
В пункте 3 вышеуказанного раздела установлен показатель: «Деловая репутация участника закупки», согласно которому:
Комиссия осуществляет оценку заявок на участие в запросе предложений по показателю «Деловая репутация участника закупки», используя информацию о присвоенной в ходе сертификации проверяемой организации итоговой оценки индекса деловой репутации с указанием группы (размера организации), к которой была отнесена проверяемая организация. Подтверждением индекса деловой репутации является предоставленного в составе заявки СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ К НЕМУ.
По данному показателю учитывается показатель (индекс) деловой репутации Участника в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы».
Данный показатель рассчитывается следующим образом.
Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется по формуле:
НБЦi=КЗ*100*К/Кmax;
при этом НЦБmax =КЗ*100 ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi – значение индекса деловой репутации участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное значение индекса деловой репутации из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
При отсутствии у участника Сертификата соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы» - участник получает 0 баллов по данному показателю.
В пункте 4 установлен Показатель: «Сертификат соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)» по комплексной уборке зданий помещений, уборке территорий и иных видов клининговых услуг, установлено:
При отсутствии у участника Сертификата соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) по комплексной уборке зданий помещений, уборке территорий и иных видов клининговых услуг - участник получает 0 баллов по данному показателю.
Итоговое количество баллов по данному показателю определяется с учетом его значимости (×КЗ),
Рейтинг, присуждаемый заявке участника запроса предложений по критерию «Квалификация участника» (Rквi), определяется по формуле:
Rквi=(OБi+KБi-ДБi+CБi)*КЗ
где:
OБi - количество баллов, присвоенных заявке участника закупки по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема»;
KБi - количество баллов, присвоенных заявке участника закупки по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов»;
ДБi - количество баллов, присвоенных заявке участника закупки по показателю «Деловая репутация участника закупки»:
CБi - количество баллов, присвоенных заявке участника закупки по показателю «Сертификат соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)
КЗ - коэффициент значимости данного критерия оценки.
Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Итоговый рейтинг:
Итоговый рейтинг заявки участника запроса предложений рассчитывается, как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявок и определяется по формуле:
Ri = Rцi+Rквi
где:
Rцi - рейтинг, присужденный заявке участника закупки по критерию «Цена договора»;
Rквi - рейтинг, присужденный заявке участника закупки по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».
Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
На основании результатов оценки заявок на участие в запросе предложений комиссия присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в запросе предложений, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе предложений содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок на участие в запросе предложений, содержащих такие же условия.
Победителем в запросе предложений признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора на основе указанных критериев, и заявке на участие, в запросе предложений которого присвоен первый номер.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем был направлен также запрос на разъяснение положений документации (ответ опубликован в ЕИС 14.01.2022), согласно которому Заказчик указал:
«При расчете по критериям оценки будут учитываться – опыт, сертификаты, количество сотрудников коллективного участника.».
Так как Заказчик установил требования о предоставлении двух сертификатов по показателям: - 3. «Деловая репутация участника закупки»: в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы» и 4. Показатель: «Сертификат соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)» по комплексной уборке зданий помещений, уборке территорий и иных видов клининговых услуг, то каждый участник должен был предоставить по одному сертификату по каждому из этих показателей, то и слово «Сертификаты» были прописаны во множественном числе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при прохождении сертификации по ГОСТ Р 66.0.01-2017, проверяющими органами учитывается большое количество важных для Заказчика факторов, таких как: наличие благодарственных писем, отсутствие судебных решений и каких либо претензионных разбирательств, наличие офиса, наличие оборудования и всего необходимого инвентаря, подготовленность сотрудников, публикации у средствах массовой информации, таких как сюжеты на телевидении и прессе, и иных факторов, говорящих о надежности организации. Балл, присвоенный при прохождении данной проверки организации, является итоговым.
По методологии оценки опыта и деловой репутации субъекта предпринимательской деятельности с применением коэффициентов весомости (Приложение к ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы») А.1 весомость факторов может быть изменена в стандарте для конкретных группировок видов экономической деятельности применительно к виду деятельности организации по результатам исследования. Весомость субфакторов также определяется по результатам исследования.
Каждый фактор оценивается в баллах от 0 до 100.
Таким образом, суммируются только те баллы, которые формируются Заказчиком при подсчете и проверке предоставленных Участником документов.
Согласно пункту 8.2. Положения о закупке, при проведении закупок к участникам закупки предъявляются обязательные требования, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением, могут предъявляться также дополнительные квалификационные требования.
По такому же принципу, оценивались заявки всех участников закупки, в соответствии с пунктом 8.2 Положения о закупке. При оценке показателя «Деловая репутация участника закупки» Заказчик принимал к зачету максимальную цифру сертификата коллективного участника.
Проанализировав заявку Заявителя, Комиссия установила, что в составе заявке Заявителем были приложены следующие сертификаты:
1. Сертификат ГОСТ Р 66.0.01-2017 индекс деловой репутации ООО «ИНДУСТРИЯ СЕРВИСА» составляет 94 (девяносто четыре) балл.
2. Сертификат ГОСТ Р 66.0.01-2017 и СДС «НОПСС» индекс деловой репутации ООО «СИНТЕЗ СЕРВИС» составляет 88 (восемьдесят восемь целых).
Комиссия отмечает, что поскольку Показатель 3 являются не количественными, они не могут быть просуммированы. Учитывая, что индекс не может быть более 100%, соответственно при оценке заявки коллективного участника к оценке надлежит принимать максимальное значение индекса из представленных коллективным участником. Таким образом, Заказчик правомерно принял к оценке максимальный показатель с индексом деловой репутации ООО «ИНДУСТРИЯ СЕРВИСА» 94 (девяносто четыре) балла.
При этом Комиссия принимает во внимание, что Заявитель в оспариваемой Закупке занял второе место.
Само по себе несогласие с итогами закупки не свидетельствует о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках и документации.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при оценке заявки Заявителя.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «ИНДУСТРИЯ СЕРВИСА» (ОГРН 1057749493768, ИНН 7729538368) на действия ФГУП Издательство «Известия» (ОГРН: 1027700497835, ИНН: 7710207002) при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 01.02.2022 № НП/5252/22.