Решение б/н б/а от 11 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2996/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.03.2021                                                                                     г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

членов Комиссии:

при участии представителя от ПАО «МРСК Центра»,

в отсутствии представителей от ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ», извещённых надлежащим образом письмами Московского УФАС России от 20.02.2021 № ЕО/9923/21, от 02.03.2021 № ЕО/11387/21,

рассмотрев жалобу ООО ГК «Декарт» (далее - Заявитель) на действия ПАО «МРСК Центра» (далее - Заказчик) при проведении конкурентного предварительного отбора на право заключения соглашений об участии в конкурентных (ЗЦ КПО) процедурах для заключения договоров на оказание услуг по оценке рыночной (и иной) стоимости объектов электросетевого хозяйства, недвижимого имущества, земельных участков, ценных бумаг, долей участия, непрофильных активов и иных объектов оценки для нужд ПАО «МРСК Центра» (Исполнительного аппарата, филиалов «Белгородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орелэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго» и «Ярэнерго») (реестровый № 32109936349) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Заявитель обжалует положения Документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

28.01.2021 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и на официальном сайте ЭТПЗ было опубликовано извещение о проведении конкурентного предварительного отбора на право заключения соглашений об участии в конкурентных (ЗЦ КПО) процедурах для заключения договоров на оказание услуг по оценке рыночной (и иной) стоимости объектов электросетевого хозяйства, недвижимого имущества, земельных участков, ценных бумаг, долей участия, непрофильных активов и иных объектов оценки для нужд ПАО «МРСК Центра» (Исполнительного аппарата, филиалов «Белгородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орелэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго» и «Ярэнерго») (реестровый № 32109936349).

Заявитель в своей жалобе оспаривает положения Документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Комиссия, заслушав позицию Заказчика, проанализировав материалы, представленные на заседании Комиссии, приходит к решению о признании жалобы необоснованной на основании следующих фактических обстоятельств дела.

Приложением № 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.


 

п/п

Описание параметра/ Наименование участника

Бальная оценка

Значение параметра

Источник информации

 1

Наличие положительного опыта защиты отчета об оценке на уровне ПАО «Россети» со стоимостью объекта оценки свыше 30 млн. руб. за 2019-2020гг.

10

Есть/подтверждено

Копии выписок из протокола заседания Совета директоров Заказчика, протоколы Советов директоров /письма Заказчиков оценки;

(с обязательным предоставлением копии договора с заданием на оценку)

0

Нет/не подтверждено

 2

Общее количество Договоров по оценке с территориально-сетевыми организациями за 2020 год

6

100 и более

Справка о количестве договоров, заверенная ответственным лицом в установленном порядке

4

от 50 до 99

2

от 20 до 49

0

от 1 до 19

 3

Наличие положительного опыта работы с территориально-сетевыми организациями (ТСО) по оказанию услуг по оценке за 2019-2020гг. Общее количество положительных отзывов (один отзыв - один региональный филиал территориально-сетевой компании/ отзыв территориально-сетевой компании) по факту оказания услуг по оценке за 2019-2020гг.

10

8 и более

Копии положительных отзывов/рекомендательных писем, заверенных в установленном порядке

6

5-7

4

2-4

0

менее 2

44

Рейтинг оценочных / аудиторско-консалтинговых групп, объединений и организаций России по версии Эксперт РА/ RAEX («РАЭКС Аналитика») за 2019 по критерию: крупнейшая оценочная компания/группа

3

1-5 место в рейтинге

В подтверждении соответствия данному критерию участник должен представить в составе заявки выгрузку с официального сайта Эксперт РА/RAEX, оформленную в справку, заверенную ответственным лицом в установленным порядке.

2

6-20 место в рейтинге

1

21-50 место в рейтинге

 5

Наличие положительных заключений Росимущества на отчеты об оценке за 2019-2020гг

4

10 заключений и более

В подтверждение соответствия данному критерию Участник должен представить в составе заявки копии таких положительных заключений/писем с РИ

2

до 10-ти заключений

0

отсутствуют

 6

Размер выручки от оценочной деятельности за 2019 год, млн. руб.

4

от 200,001 млн. руб. и более

В подтверждение соответствия данному критерию участник должен представить в составе заявки справку, заверенную ответственным лицом в установленном порядке, с указанием общей выручки, включающей расшифровку выручки по основным видам услуг (оценочная деятельность и др.) за 2019 год.

3

от 100,001 до 200 млн. руб.

2

от 75,001 до 100 млн. руб.

1

от 50,001 до 75 млн. руб.

0

менее 50 млн. руб.

 7

Общее количество оказанных услуг по оценке электросетевых объектов территориальной сетевой организации (ТСО), рыночной стоимостью свыше 400 млн. руб. за 2018-2020гг (за исключением переоценки ОС).

10

более 10

В подтверждение соответствия данному критерию Участник должен представить копии заключений о рыночной стоимости электросетевого имущества территориально-сетевой компании, согласно которым итоговая рыночная стоимость составляет свыше 400 млн. руб., (с обязательным предоставлением копии договора с заданием на оценку) заверенные ответственным лицом в установленном порядке.

6

6-10

4

1-5

0

Нет/ не подтверждено

 8

Наличие опыта оценки бизнеса (пакета акций, доли в уставном капитале) территориальной сетевой организации (ТСО), рыночной стоимостью свыше 1 млрд. рублей за 2018-2020гг.

10

более 3

В подтверждении соответствия данному критерию участник должен представить копии заключенных договоров с заданием на оценку и заключение о стоимости объекта оценки, заверенные ответственным лицом в установленном порядке.

5

от 1 до 3

0

Нет/ не подтверждено

 

Заявитель считает неправомерным установление требований, связанных с опытом оказания услуг по оценке электросетевых объектов территориальной сетевой организации. По мнению Заявителя оценки электросетевых объектов территориальной сетевой организации, оценки бизнеса (пакета акций, доли в уставном капитале) территориальной сетевой организации и оценки основных средств и бизнеса других организаций является идентичным, ничем не отличается.

Комиссия считает, что оказание услуг по оценке электросетевых объектов территориальной сетевой организации имеет свою специфику, так как оценщик должен знать нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность (в том числе Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики»).

Также на заседании Комиссии представитель Заказчика подчеркнул, что выручка территориальных сетевых организаций формируется (и прогнозируется) не по общему для бизнеса правилу «объем оказанной услуги в единицах, умноженный на стоимость одной единицы», а исходя из особых правил формирования «необходимой валовой выручки», устанавливаемых нормативно-правовыми актами федерального уровня.

В настоящее время, основополагающими из них являются: Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №  861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Приказ Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки».

При этом Комиссия отмечает, что на участие в данной Закупке подано 9 заявок. Все заявки были допущены.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).

Одновременно с этим, Заказчиком созданы все условия для обеспечения максимально широкого круга участников, однако по результатам закупки выбирается только один победитель.

Как подчеркнул Президиум ВАС России, то или иное условие документации о закупке может рассматриваться как нарушающее закон, если будет доказано, что это условие включено в документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу в ней конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур. Заявителем подобных доказательств не представлено.

Помимо этого Заказчик на заседании Комиссии указал, что ранее им проводились аналогичные закупки в форме открытого запроса предложения.

В 2016 году проводился конкурс на право заключения рамочных соглашений об участии в конкурентных процедурах на право заключения договоров на оказание услуг по оценке для нужд ПАО «МРСК Центра» (Исполнительного аппарата и филиалов «Белгородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орелэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго» и «Ярэнерго») на 2017-2020 гг.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в 2017 году проводился открытый одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения рамочных соглашений об участии в конкурентных процедурах на право заключения договоров на оказание услуг по оценке для нужд филиалов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2017-2020гг.

Заявитель в данных процедурах не участвовал.

Помимо этого Заявитель в подтверждение своей позиции в своей жалобе ссылается на Решение Комиссии Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по делу № 077/07/00-19855/2020 от 18.11.2020, 077/07/00-11774/2019 от 23.10.2019 г.

Комиссией было установлено, что в данных решениях был иной предмет обжалования (по делу № 077/07/00-19855/2020: критерии оценки – наличие опыта оценки организаций с объемом годовой выручки не менее 9 млрд, а также организаций с долей государственного участия агропромышленного комплекса; по делу 077/07/00-11774/2019: суммарный объём выручки должен составлять не менее 50 (пятидесяти) млн руб).

Комиссия отмечает, что Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства помимо субъективной оценки таких действий Заявителем не представлено.

Границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании фактических обстоятельств Комиссия не усматривает нарушений в действиях Заказчика.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Группа компаний «ДЕКАРТ» (ИНН: 7736577287; ОГРН: 1087746615857) на действия ПАО «МРСК Центра» (ИНН: 6901067107; ОГРН: 1046900099498) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 20.02.2021 № ЕО/9923/21, от 02.03.2021 № ЕО/11387/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны