Решение №43982/23 б\а от 17 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-13528/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
12.10.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<...>
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Фаворит», ГБУ «Жилищник Можайского района»,
рассмотрев жалобу ООО «Фаворит» (далее — Заявитель) на действия ГБУ «Жилищник Можайского района» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по формированию материально-технического запаса товаров и расходных материалов для нужд ГБУ «Жилищник Можайского района» (реестровый № 32312802849) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.
На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы Заявитель выражает несогласие с требованиями Закупочной документации, а именно:
1. Указанием ГОСТов без ссылки на конкретный пункт Технического задания, к которому они применяются.
2. Указанием ГОСТов без ссылки на действующую редакцию.
3. Указанием в Техническом задании ссылок на ГОСТы, которые в настоящее время не действуют.
В частности, Заявитель указывает на ГОСТ Р 50345; ГОСТ 54350; ГОСТ Р 51322.1-2011; ГОСТ 10178; ГОСТ 12820.
4. Установлением Заказчиком нестандартных положений Инструкции.
В частности Заявитель не согласен со следующими пунктами Инструкции: «В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны через союз «или» разделяющий характеристики товаров, а перед последним(ей) характеристикой, стоит союз "и", то необходимо выбрать одну иp характеристик перечисленных через союз «или», а так же ту характеристику стоящий после союза «и».»
«Символ «многоточие», установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазон(-ов) значений, не включая крайние значения, не шире чем установленный, если не указано, что характеристика должна быть интервалом.»
«Если в требованиях указано «интервал», то следует указывать диапазон значений шире чем установленный, в обе стороны при двух крайних значений или в одну при одном крайнем значении, вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией.»
5. Установлением требования к обозначению размера изделия (формата) товара «Кирпич» «не ниже F50», в то время как данное требование не соответствует ГОСТ 530-2012.
6. Установлением параметра «Толщина стенки» относительно товаров «Труба стальная эл/св наруж.диам.100мм» и «Труба стальная эл/св наруж.диам.125мм», в то время как трубы с требуемой толщиной не производятся.
7. Установлением требований о конкретных характеристиках, значение которых возможно указать только после проведения испытаний, что невозможно, не имея товар в наличии.
В частности, Заявитель указывает на характеристики «Прочность на сжатие» и «Прочность на изгиб» у товара «Шпаклевка гипсовая высокопрочная».
8. Отсутствием ответа на запрос разъяснений документации.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что не поддерживает 8 довод жалобы, ввиду опубликования на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок ответа Заказчика на поступивший от Заявителя запрос разъяснений документации, в связи с чем, указанный довод жалобы не подлежит оценке Комиссией.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссией установлено, что 27.09.2023 Заказчик на сайте АО «ЕЭТП», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении Закупки.
Начальная цена договора - 6 000 000,00 руб.
Дата начала срока подачи заявок: 27.09.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 05.10.2023 в 09:00.
Дата рассмотрения первых частей заявок: 11.10.2023.
Дата начала срока подачи ценовых предложений: 12.10.2023.
Дата проведения сопоставления ценовых предложений: 12.10.2023.
Дата рассмотрения вторых частей заявок: 13.10.2023.
Дата подведения итогов: 13.10.2023.
Относительно довода 1 Комиссия установила следующее.
Согласно Инструкции (Приложение № 1 к Техническому заданию) все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ 14254, ГОСТ 5090-2016, ГОСТ 21345, ГОСТ 26349, ГОСТ 2590, ГОСТ 103, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 530-2012, ГОСТ Р 50345, ГОСТ 5781, ГОСТ ISO 898-1-2014, ГОСТ 16214, ГОСТ 3282, ГОСТ 32833, ГОСТ 56387, ГОСТ 5088, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 54350, ГОСТ 7338-90, ГОСТ 111, ГОСТ 32931-2015, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 7481-2013, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 14918, ГОСТ 30493, ГОСТ 18108, ГОСТ 7251, ГОСТ 10632, ГОСТ 3916.1, ГОСТ Р 51322.1-2011, ГОСТ 9573, ГОСТ 9466, ГОСТ 2850, ГОСТ 10178, ГОСТ 12820.
В свою очередь, в Законе о закупках не установлено, что ГОСТы должны быть указаны применительно к конкретным пунктам документации, в отношении которых они применяются.
В данном случае Заявитель не доказал невозможности сопоставить конкретный ГОСТ и товар, к которому он применяется, равно как и не представил доказательств невозможности подачи заявки на оспариваемых условиях Закупочной документации.
Относительно довода 4 Комиссия установила следующее.
Согласно Инструкции «В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны через союз «или» разделяющий характеристики товаров, а перед последним(ей) характеристикой, стоит союз "и", то необходимо выбрать одну из характеристик перечисленных через союз «или», а так же ту характеристику стоящий после союза «и».
Символ «многоточие», установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазон(-ов) значений, не включая крайние значения, не шире чем установленный, если не указано, что характеристика должна быть интервалом.
Если в требованиях указано «интервал», то следует указывать диапазон значений шире чем установленный, в обе стороны при двух крайних значений или в одну при одном крайнем значении, вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией.».
В свою очередь, Заявитель не указал, в чем выражена нестандартность Инструкции, доказательств невозможности подачи заявки на условиях Закупочной документации не представил, равно как не представил доказательств ограничения конкуренции.
Относительно довода 6 Комиссия установила следующее.
Согласно Приложению № 1 к Техническому заданию:
Труба стальная эл/св наруж.диам.100мм |
Толщина стенки |
1; 1,4 |
Труба стальная эл/св наруж.диам.125мм |
Толщина стенки |
1,2; 1,6 |
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что товары с указанными характеристиками находятся в свободном доступе на рынке.
В свою очередь, Заявитель доказательств отсутствия на рынке товара с указанными характеристиками не представил.
Относительно документов, представленных Заявителем в материалы дела в подтверждение своей позиции, Комиссия считает необходимым отметить, что информация, размещенная в сети Интернет, не носит официального характера и не имеет юридической силы. При этом информация из открытых источников подвержена изменению и не является офертой по смыслу статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Характеристики товара, указанные производителями товара на официальных сайтах могут быть уже не актуальны, и изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка в отношении данного товара либо производственной необходимости.
Также Комиссия, проанализировав представленную Заявителем электронную переписку с АО «Металлсервис», установила, что представленный документ не является официальным ответом АО «Металлсервис».
В свою очередь, электронная переписка не может быть принята Комиссией как надлежащее и допустимое доказательство в силу того, что указанная электронная переписка не заверена надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательства. При этом полномочия лица, который вел электронную переписку от имени организации (производителя) не подтверждены.
Кроме того, АО «Металлсервис» не является единственным производителем требуемых к поставке труб, что не отрицается Заявителем.
Относительно довода 7 Комиссия установила следующее.
Согласно Приложению № 1 к Техническому заданию:
Шпаклевка гипсовая высокопрочная |
Прочность на сжатие |
от 5,2* |
Прочность на изгиб |
от 2,7* |
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что товары с указанными характеристиками находятся в свободном доступе на рынке.
В свою очередь, Заявитель доказательств отсутствия указания оспариваемых требований производителями не представил, а равно не представил доказательств необходимости проведения испытаний.
Также Заявителем не представлено доказательств противоречия установленных характеристик какому-либо правовому акту.
В силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказника в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия отмечает, что в жалобе Заявителя отсутствуют ссылки на положения действующего законодательства Российской Федерации о закупках, которые, по мнению Заявителя, были нарушены Заказчиком при установлении указанных положений документации, равно как не приведено указаний в чем именно выразились нарушения в действиях Заказчика.
В свою очередь, в рассматриваемом случае Заявитель не приводит в жалобе доводов, обосновывающих нарушение его прав и законных интересов в данных частях.
В свою очередь, Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанных частях.
Относительно доводов 2,3,5 Комиссия установила следующее.
Согласно Инструкции (Приложение № 1 к Техническому заданию) все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ 14254, ГОСТ 5090-2016, ГОСТ 21345, ГОСТ 26349, ГОСТ 2590, ГОСТ 103, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 530-2012, ГОСТ Р 50345, ГОСТ 5781, ГОСТ ISO 898-1-2014, ГОСТ 16214, ГОСТ 3282, ГОСТ 32833, ГОСТ 56387, ГОСТ 5088, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 54350, ГОСТ 7338-90, ГОСТ 111, ГОСТ 32931-2015, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 7481-2013, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 14918, ГОСТ 30493, ГОСТ 18108, ГОСТ 7251, ГОСТ 10632, ГОСТ 3916.1, ГОСТ Р 51322.1-2011, ГОСТ 9573, ГОСТ 9466, ГОСТ 2850, ГОСТ 10178, ГОСТ 12820.
В частности, Заявитель указывает, что ГОСТ Р 50345; ГОСТ 54350; ГОСТ Р 51322.1-2011; ГОСТ 10178; ГОСТ 12820 в настоящее время отменены.
Также согласно Приложению № 1 к Техническому заданию:
Кирпич |
Обозначение размера изделия (формат) |
не ниже F50 |
Проанализировав указанные Заявителем ГОСТы, Комиссия установила, что в настоящее время данные ГОСТы являются недействующими.
В свою очередь, Заказчик пояснил, что предметом договора не является изготовление материалов, следовательно признание ГОСТа недействующим не означает, что производство и продажа товаров, соответствующих данному ГОСТу, были прекращены, а установленные требования являются неправомерными.
Также Заказчик указывает, что не актуальность какого-либо ГОСТ не означает, что производство и продажа товаров, соответствующих данному ГОСТу, были прекращены, а установленные требования являются неправомерными.
При этом, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Предметом оспариваемой Закупки является оказание услуг по формированию материально-технического запаса товаров и расходных материалов для нужд ГБУ «Жилищник Можайского района». Предлагаемый к поставке товар должен соответствовать ГОСТу.
Также на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что при указании размера кирпича была допущена техническая ошибка.
При этом, Комиссия установила, что в пункте 4.2.1 ГОСТ 530-2012 в таблице 2 установлены номинальные размеры изделия:
Вид изделия |
Обозначение вида |
Номинальные размеры |
Обозначение размера изделия |
||
Кирпич |
КР |
Длина |
Ширина |
Толщина |
|
250 |
120 |
65 |
1 НФ |
||
250 |
85 |
65 |
0,7 НФ |
||
250 |
120 |
88 |
1,4 НФ |
||
250 |
60 |
65 |
0,5 НФ |
||
288 |
138 |
65 |
1,3 НФ |
||
288 |
138 |
88 |
1,8 НФ |
||
250 |
120 |
55 |
0,8 НФ |
Комиссия обращает внимание на тот факт, что документация о проведении закупки, является, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор.
Комиссия отмечает, что документация должна содержать четкие, исчерпывающие требования к участникам Закупки, исключающие возможность субъективного толкования Заказчиком поданных заявок.
Требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре, а равно соблюдении принципов, установленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации или необъективной оценке заявки.
Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.
Из вышеизложенного следует, что заявка участника будет настолько конкретной и максимально отвечающей требованиям Заказчика, насколько конкретно Заказчик определил в своей документации соответствующие требования к ней.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанных частях и необходимости выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Фаворит» (ИНН: 7751022145, ОГРН: 1167746511492) на действия ГБУ «Жилищник Можайского района» (ИНН: 7731284671; ОГРН: 1157746514375) при проведении Закупки частично обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.