Решение б/н б/а от 2 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-10814/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
29.06.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
при участии представителей от ОАО «РЖД», ООО «ПОЖМОНТАЖ — НН»,
рассмотрев жалобу ООО «ПОЖМОНТАЖ - НН» (далее — Заявитель) на действия ОАО «РЖД» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по освидетельствованию модулей в системах и установках пожарной автоматики на объектах Московской дирекции инфраструктуры (реестровый № 32110233134, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Заявитель обжалует отклонение своей заявки, поданной на участие в Закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
10.06.2021 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок был опубликован Протокол заочного заседания конкурсной комиссии Московской железной дороги от 07.06.2021 № 236/ОКЭ-ЦДИ ЦШ/21/2 (далее — Протокол), в соответствии с которым заявка Заявителя была отклонена.
Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с данным отклонением, считает его неправомерным.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и материалы.
Комиссия, заслушав позицию сторон, проанализировав материалы, представленные на заседании Комиссии, приходит к решению о признании жалобы необоснованной на основании следующих фактических обстоятельств дела.
Согласно Протоколу заявка Заявителя была не допущена на основании пункта 3.11.4.1. документации о закупке в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 1.7.3.2. документации о закупке, а именно участник не представил действующий на момент подачи заявки документ (извещение, письмо и т.д.) Ростехнадзора, на использование присвоенных номеров шифров клеймения на баллоны емкостью от 180 литров и более или действующий договор с организацией, имеющей документ (извещение, письмо и т.д.) Ростехнадзора, на использование присвоенных шифра клейма по освидетельствованию стальных баллонов для технических газов емкостью от 180 литров и более.
На заседании Комиссии было установлено, что Заявитель не предоставил данные документы в составе своей заявки.
Заявитель в своей жалобе данный факт не отрицает, однако указывает, что в соответствии с Частью 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен исчерпывающий перечень информации и документов, которые должен представить участник закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требовать от участника электронного аукциона представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не допускается.
В соответствии с ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, установленным ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» он и не должен был в составе своей Заявки прикладывать данные документы, а требования Заказчика неправомерны.
Дополнительно, Заявитель указал, что в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 п. 396 Технические освидетельствования оборудования под давлением, подлежащего учету в территориальных органах Ростехнадзора или других федеральных органах исполни-тельной власти, уполномоченных в области промышленной безопасности, должна проводить уполномоченная специализированная организация, а также ответственный за осуществление производственного контроля совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования в случаях, установленных настоящими ФНП. К числу специализированных организаций, уполномоченных для проведения технического освидетельствования оборудования под давлением относятся организации, имеющие в своем составе подразделения (лаборатории) неразрушающего контроля, соответствующие федеральным нормам и правилами в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденным приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2020 г. № 478 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2020 г., регистрационный № 61795) и располагающие на правах собственности и иных законных основаниях необходимыми для проведения технического освидетельствования конкретных видов оборудования методиками и комплектом измерительных, диагностических приборов и устройств, укомплектованные работниками соответствующей квалификации в области неразрушающего контроля, аттестованными по визуальному и измерительному контролю, а также иным методам неразрушающего контроля (в случае необходимости их применения при техническом освидетельствовании).
Заявитель имеет аккредитованную в установленном порядке лабораторию, что на порядок выше тех требований, которые запрошены заказчиком в целях квалификационного отбора.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что данная Закупка проводится в соответствии с требованиями Закона о закупках, которые не содержат закрытого перечня требований к участникам Закупки, которые могут быть установлены Заказчиком при проведении Закупки.
Так, согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о Закупке должны быть указаны установленные Заказчиком требования к участникам Закупки.
При этом законодатель наделил Заказчика самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям.
Согласно пункту 3.11.4.1 Закупочной документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае непредставления определенных конкурсной документации документов, либо наличие в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующих действительности.
Требование пункта 1.7.3.2 закупочной документации установлено в соответствии с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» № 536 от 15 декабря 2020 г. (далее — ФНП).
Так согласно пункту 427 ФНП перед проведением осмотра (визуального и измерительного контроля) внутренней поверхности сосуда, иных работ внутри сосуда и его гидравлического испытания сосуд должен быть остановлен, охлажден (отогрет), освобожден от заполняющей его рабочей среды с проведением вентилирования (продувки) и нейтрализации, дегазации (при необходимости), отключен от источников питания и всех трубопроводов, соединяющих сосуд с источниками давления или другими сосудами и технологическим оборудованием.
Порядок проведения указанных работ в зависимости от свойств рабочей среды, конструкции сосуда, особенностей схемы его включения и технологического процесса и требований, указанных в настоящем разделе главы IV ФНП, должен быть установлен в производственной инструкции или в иной документации по безопасному ведению работ (технологический регламент, инструкция), утвержденной эксплуатирующей и (или) уполномоченной специализированной организацией, осуществляющей выполнение указанных работ.
В соответствии с пунктом 549 ФНП освидетельствование (испытание) баллонов проводятся организациями изготовителями, а также специализированными организациями, имеющими наполнительные станции (пункты наполнения) и (или) испытательные пункты (пункты проверки) при наличии у них:
а) производственных помещений, в соответствии с проектом, разработанным специализированной организацией, а также технических средств, обеспечивающих возможность проведения освидетельствования баллонов в полном соответствии с методиками разработчика проекта конструкции и (или) организации - изготовителя конкретного типа баллонов;
б) назначенных приказом лиц, ответственных за проведение освидетельствования, из числа специалистов, аттестованных в установленном порядке, и рабочих соответствующей квалификации;
в) клейма с индивидуальным шифром;
г) производственной инструкции по проведению технического освидетельствования баллонов, устанавливающей объем и порядок проведения работ, составленной на основании методик разработчика проекта конструкции баллона.
В соответствии с пунктом 550 ФНП шифр клейма присваивает территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности (в отношении поднадзорных ему организаций). Организация, планирующая осуществлять деятельность по освидетельствованию баллонов, представляет заявление о присвоении шифра клейма с указанием в нем сведений об организационно-технической готовности к данному виду деятельности в соответствии с требованиями настоящих ФНП, с указанием характеристик баллонов, освидетельствование которых готова осуществлять организация (тип или марка баллонов, вместимость баллонов наименование и назначение газов, для которых они предназначены).
На заседании комиссии установлено, что в составе своей заявки Заявитель представил Свидетельство об аттестации № 56А100663 выданное АО Независимый технический центр «Диагностика». Таким образом данный аттестат не подходит под требования документации Заказчика.
Также Заказчик отметил, что из Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 пункт 396 наличие свидетельства об аттестации и договора не означает, что указанная организация имеет документ (извещение, письмо) Ростехнадзора, на использование присвоенных шифра клейма по освидетельствованию стальных баллонов для технических газов емкостью от 180 литров и более.
Заказчик пояснил, что на официальном сайте Ростехнадзора содержится перечень организаций, имеющих выданные Ростехнадзором шифры клейм для клеймения баллонов. При этом Заявитель в указанный перечень не входит, что свидетельствует об отсутствии у Заявителя соответствующего документа, выданного Ростехнадзором.
Комиссия отмечает, что поскольку положения Документации Заявителем до момента окончания подачи заявок не оспаривались, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, Заявитель конклюдентно согласился с установленными Заказчиком требованиями, тем самым, возложив на себя определенные риски по отклонению заявки, в случае ее несоответствия установленным в документации требованиям.
Учитывая, что положения Закупочной документации прямо предусматривают предоставление в составе заявки данных документов, Заявитель должен был представить в составе заявки требуемые документы.
Между тем, как установлено в рамках заседания Комиссии такие документы в составе заявки Заявителем не представлены.
Комиссия отмечает, что на заседании представителем Заявителя в материалы дела не представлено никаких доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности представления спорных документов.
Основываясь на представленных документах, с учетом фактических обстоятельств Комиссией принято решение о признании жалобы необоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ПОЖМОНТАЖ - НН» (ИНН: 5257181647, ОГРН: 1185275032711) на действия ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 23.06.2021 № ЕО/36477/21.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.