Решение б/н по делу № 077/07/00-8920/2019 о нарушении процедуры торгов и... от 17 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «БИЗНЕС ДОВЕРЯЕТ»

105066, г. Москва, улица Новорязанская, дом 38, помещение 4, комната 4, офис М

 

 

Госкорпорация «Росатом»

г. Москва, ул. Б. Ордынка, д.24.

 

АО «ЕЭТП»

117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9,

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8920/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

  

05.09.2019    

   г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «Бизнес доверяет» на действия Госкорпорации «Росатом» (далее - заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по исследованию рынка программного обеспечения (ПО) в целях внедрения ПО как инструмента проведения внутренних аудиторских проверок и составлению перечня требований (в формате технического задания) на разработку ПО с целью последующей интеграции ПО в информационный контур Госкорпорации «Росатом» (реестровый № 31908139556),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила заявителя на действия заказчика при проведении указанной закупки.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закон о защите конкуренции.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

 В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заявитель обжалует неправомерность действия заказчика по отклонения его заявки от участия в конкурентной процедуре по причине несоответствия квалификационным требованиям.

Необоснованное отклонение заказчиком заявки участника закупки свидетельствует о несоблюдении им требований ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, в связи с чем рассматриваемая жалоба заявителя попадает под основания, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, и подлежит рассмотрению антимонопольным органом в административном порядке.

Комиссия Управления, рассмотрев жалобу заявителя, приняла решение о признании ее обоснованной.

Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении закупки на право заключения договора на оказание услуг по исследованию рынка программного обеспечения (ПО) в целях внедрения ПО как инструмента проведения внутренних аудиторских проверок и составлению перечня требований (в формате технического задания) на разработку ПО с целью последующей интеграции ПО в информационный контур Госкорпорации «Росатом».

Заявитель на участие в закупке подал заявку, которая была отклонена заказчиком по следующим основаниям.

Согласно протоколу закупочной комиссии 190726/0451/195/1 от 13 августа 2019 Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе предложений по причине отсутствия у участника опыта оказания услуг (опыт оказания консультационных услуг по разработке/развитию информационных (автоматизированных) систем и/или оказания услуг по анализу/маркетинговому исследованию рынка программного обеспечения завершенные/оказанные услуги не менее 1 (одного) проекта. Согласно представленной в составе заявки на участие в закупке «Справке об опыте выполнения работ» (форма 3) у участника закупки требуемый опыт отсутствует. В справке об опыте (и подтверждающих документах) представлен договор № 2301-11/12-01239 от 28.12.2018 «Анализ состояния и динамики развития рынков текущего присутствия дивизиона «Связь». Разработка рекомендаций по диверсификации продуктового портфеля дивизиона «Связь».

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федералистами законам и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи З Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции и по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установлен требованиям.

Закупочная деятельность Заказчика на момент проведения Запроса предложений регламентировалась закупочной документацией.

Пунктом «2.1» «Требования к участникам закупки» установлено, участник закупки должен соответствовать требованиям и предоставить подтверждающие документы, а именно заполненную Справку об опыте выполнения договоров и копии соответствующих договоров по разработке/развитию информационных (автоматизированных) систем и/или оказания услуг о анализу/маркетинговому исследованию рынка программного обеспечения завершены/оказанные услуги в 2016-2019 гг. не менее 1 (одного) проекта.

Следуя пункту 8.1 основанием отклонения заявки по результатам проведения отборочной стадии являются несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения; несоответствие участника закупки требованиям документации.

Наличие у участников закупки опыта выполнения договоров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1 закупочной документации не может являться критерием допуска к участию в закупке, поскольку соответствие указанным требованиям не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, и не влияет на возможность надлежаще о исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Предоставленное заказчику право на самостоятельное определение критериев допуска заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить заказчика необходимыми ему качественными товарами, работами или услугами. В то же самое время такое право заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки с тем, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту. В этом случае действия организатора закупки приобретают характер злоупотребления правом, не подлежащего судебной защите в силу ч. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Вместе с тем заказчик не учитывает, что подобного рода требования не могут быть установлены без соблюдения баланса частных интересов заказчика и публичных интересов расширения количества участников торгов, предотвращения различных злоупотреблений и недопущения ограничения конкуренции на торгах, что установлено законодательством о защите конкуренции, в том числе Законом о закупках. При этом, рассматривая установленные в закупочной документации требования, признать их соответствующими указанным принципам закупочной деятельности не представляется возможным.

В настоящем случае заказчик посчитал возможным рассматривать указанное требование и как критерий допуска до участия в торгах, и как критерий оценки заявок, что, в свою очередь, не может считаться надлежащим исполнением требований Закона о закупках.

Кроме того, Комиссия Управление принимает также во внимание, что только у одного участника закупки был опыт, отвечающего предмету закупки -  по анализу/маркетинговому исследованию рынка программного обеспечения, другой же участник закупки, признанный соответствующей требованиям документации, представил сведения о наличии опыта по программной поддержке и дальнейшему развитию функциональных возможностей интегрированной библиотечной системы, что вовсе не соотносится с предметом закупки, но соотносится с критериями допуска, установленными заказчиком в документации.

Вместе с тем, допуск такого участника закупки не предопределяет тот факт, что обязательства по договору будут исполнены таким лицом надлежащим образом, поскольку фактически такое лицо не обладает опытом соотносимому с предметом закупки. При этом довод заказчика о связанности соответствующего критерия допуска, сформированного им с предметом закупки, не нашел своего документального подтверждения. Учитывая обстоятельства, установленные Комиссией Управления, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемый критерий допуска ограничивает конкуренцию на торгах, поскольку только одно лицо обладает опытом соотносимом с предметом закупки, другой же участник закупки смог преодолеть соответствующее требование лишь по  причине того, что заказчик указал в качестве критерия допуска о наличии у участника закупки в том числе опыта по разработке/развитию информационных (автоматизированных) систем, что последнее в свою очередь, напрямую не соотносится с предметом закупки.

Так, в соответствии с Техническим заданием предметом закупки явились услуги по исследованию рынка программного обеспечения (ПО) (исследованию подлежит рынок программного обеспечения, применяемого в сфере внутреннего аудита) в целях внедрения ПО как инструмента проведения внутренних аудиторских проверок. Исполнение обязательств по договору включало следующие этапы:

- обзор ПО, способного аккумулировать большие объемы информации/данных (“big data”), поступающих из различных учетных систем (ERP-системы, системы закупок, системы документооборота), систематизировать и обобщать эту информацию/данные, строить аналитики;

- обзор критериев, индикаторов и контрольных алгоритмов, которые настроены в ПО;

- обзор рынка «самообучающегося» ПО.

- составление перечня требований (в формате технического задания) на разработку ПО как инструмента проведения внутренних аудиторских проверок с целью последующей интеграции ПО в информационный контур Госкорпорации «Росатом».

Таким образом, критерии допуска, сформированные заказчиком, как показывают результаты закупки, не могут обеспечить надлежащее исполнение обязательств участником, признанным соответствующим таковым.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что наличие у участников закупки опыта выполнения договоров (кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов) не может являться критерием допуска к участию в закупке в установленном заказчиком виде, так как соответствие указанным требованиям не является гарантией надлежащего исполнения будущего обязательства по договору.

Установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.  Наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного 16.05.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В свою очередь, обоснованность ограничения конкуренции посредством установления спорного требования в документации должна быть доказана со стороны заказчика, как равно и невозможность проведения закупки без предъявления соответствующего требования непосредственно к участнику закупки. Также Комиссия Управления принимает во внимание, что заказчик, выбирая форму проведения закупки посредством проведения запроса предложения установил соответствующее требование в качестве критерия оценки заявки участника закупки, что позволило бы обеспечить права большего количества субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в закупке.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2015 по делу № А40-195614/14, действующим законодательством о закупках не запрещена конкретизация того или иного требования закона, однако любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.

В настоящем случае каких-либо доказательств наличия у заказчика объективной необходимости в установлении такого требования последним не представлено.

Вместе с тем, оценивая спорное требование, следует признать, что критериям объективности и нормативности оно не соответствует. При этом сам по себе предмет торгов не может являться отступлением от установленных п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках запретов. Исходя из предусмотренного ст. 1 ГК РФ принципа равенства участников гражданских правоотношений, статус заказчика, сфера его деятельности, а равно особенности предмета закупки не могут обуславливать введение ограничивающих конкуренцию требований.

На основании изложенного, Комиссия Управления соглашается с доводами заявителя о наличии в действиях заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия Управления, приняла решение о признании жалобы заявителя обоснованной, а в действиях заказчика усматривается нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «БИЗНЕС ДОВЕРЯЕТ» (ИНН 7733282694) на действия Госкорпорации Росатом (ИНН 706413348) при проведении закупки обоснованной.
  2. Признать в действиях Госкорпорации Росатом нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
  3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны