Решение б/н Решение от 19 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Яндекс»
<...>
РЕШЕНИЕ
по делу №077/05/5-10744/2023
«04» октября 2023 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по
рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в
составе:
председателя Комиссии: <...>й,
членов Комиссии: <...>ой, <...>ой,
рассмотрев дело №077/05/5-10744/2023, возбужденное в отношении
ООО «Яндекс» (ИНН:7736207543) пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от
13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в
распространении 05.06.2023 в 06:38 на сайте https://pikabu.ru/ рекламы следующего
содержания: «Умная колонка Яндекс.Станция2 с Алисой, песочный, - 30%» с
указанием цены 11893 руб. (ЕРИР #95514389)»,
в присутствии представителей ООО «Яндекс» (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
Дело №077/05/5-10744/2023 возбуждено в отношении ООО «Яндекс» на
основании заявления физического лица (Вх. № 50285-ЭП/23 от 08.08.2023,
Вх. № 36639-ЭП/23 от 09.06.2023) относительно распространения 03.06.2023 в 22:03
на сайтах https://www.rbc.ru/ и 05.06.2023 в 06:38 на сайте https://pikabu.ru/ рекламы
следующего содержания:
2023-49401
2
«Умная колонка Яндекс.Станция2 с Алисой, песочный, -30%» с указанием
цены 11893 руб. (ЕРИР #95514389)».
В Заявлении представлены доказательства распространения рекламы
05.06.2023 в 06:38 на сайте https://pikabu.ru/.
Распространение указанной рекламы подтверждается cкриншотами.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения
дела, выслушав доводы представителей сторон по делу, оценив в совокупности и
взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства
Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к
следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование
или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть
заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной
стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта
рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для
неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице
или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама
направлена.
Предметом рассмотрения настоящего дела является реклама распространяемая
в сети Интернет в приложении «Пикабу».
Таким образом, сведения были распространены широкому заранее
неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации, в том числе г.
Москвы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом
рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и
(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной
деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт,
конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к
которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,
обмена или иного введения в оборот.
На основании изложенного объектом рекламирования в настоящем случае
является музыкальная колонка Яндекс.Станция.
В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается
2023-49401
3
реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о
стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других
условиях приобретения товара.
В соответствии с материалами, при нажатии на рассматриваемую рекламу
происходил переход в приложение Яндекс.Маркет. Указанная страница сайта
содержит, в том числе следующие сведения:
«Умная колонка Яндекс.Станция2 с Алисой, песочный, -30%» с указанием цены
16990 рублей».
Из содержания рекламы буквально следует, что клиент может приобрести
Яндекс.Станцию на сайте https://pikabu.ru/ за 11893 руб, а при переходе в
приложение Яндкс.Маркет, данная колонка стоит 16990 рублей.
Вместе с тем, при прочтении рекламы потребитель может оказаться в
замешательстве, в связи с неопределенностью цены Яндекс.Станции.
Между тем, Комиссия установила, что в материалы дела лицом, подавшим
заявление, представлены скриншоты рассматриваемой рекламы и скриншоты
переписки с технической службой, содержащая данные страницы сайта, который
открывается при клике на рекламный баннер.
В соответствии с представленными материалами (вх. 45417-ЭП/23 от
17.07.2023) на запрос информации антимонопольного органа ООО «Яндекс»
сообщает, что рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы
является ООО «Яндекс».
В связи с чем, Отдел приходит к выводу, что рекламодателем
рассматриваемой рекламы является ООО «Яндекс».
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований,
предусмотренных частью 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет
рекламодатель.
Резюмируя изложенное, при распространении указанной рекламы
усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе,
выразившегося в распространении в приложении Пикабу рекламы, которая
содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене
товара порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях
приобретения товара.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в
рассматриваемой рекламе нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе,
выразившегося в распространении недостоверной рекламы, которая содержит не
соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце
рекламируемого товара.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе,
2023-49401
4
является ненадлежащей.
Таким образом, распространяемая 03.06.2023 в 22:03 на сайтах
https://www.rbc.ru/ и 05.06.2023 в 06:38 на сайте https://pikabu.ru/ рекламы
следующего содержания: «Умная колонка Яндекс.Станция2 с Алисой, песочный, -
30%» с указанием цены 11893 руб. (ЕРИР #95514389)» является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение пункта 20
части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается
изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования
и (или) содержание рекламы лицо.
На основании изложенного, учитывая изложенное, Комиссия приходит к
выводу, что ООО «Яндекс» является рекламодателем.
На основании изложенного в действиях ООО «Яндекс» при распространении
03.06.2023 в 22:03 на сайтах https://www.rbc.ru/ и 05.06.2023 в 06:38 на сайте
https://pikabu.ru/ рекламы следующего содержания: «Умная колонка
Яндекс.Станция2 с Алисой, песочный, -30%» с указанием цены 11893 руб. (ЕРИР
#95514389)» установлено нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
24 ноября 2020 года № 1922 (далее — Правила), при установлении факта нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях
прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному
(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 54 Правил добровольное устранение лицом (лицами)
совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не
выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе.
В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются
в мотивировочной части решения по делу.
В письменных пояснения, ООО «Яндекс» сообщило, что Реклама была
принята Яндексом к размещению в сервисе «Яндекс.Директ» в результате
технической ошибки и в настоящий момент не размещается.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о
нецелесообразности выдачи предписания лицу, в чьих действиях установлено
нарушение положений Закона о рекламе.
При этом, в случае выявления новых фактов распространения данной рекламы
с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе заявитель не
2023-49401
5
лишен возможности подать в антимонопольный орган новое заявление.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в
соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Яндекс» нарушившим требования пункта 4 части 3 статьи
5 Закона о рекламе при распространении 03.06.2023 в 22:03 на сайтах
https://www.rbc.ru/ и 05.06.2023 в 06:38 на сайте https://pikabu.ru/ рекламы
следующего содержания: «Умная колонка Яндекс.Станция2 с Алисой, песочный, -
30%» с указанием цены 11893 руб. (ЕРИР #95514389)».
2. Не выдавать ООО «Яндекс» предписание о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
Московского областного УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об
административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,
предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.
Председатель комиссии <...>а
Члены комиссии:
<...>а
<...>а
<...>