Решение б/н Решение от 19 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Яндекс»

<...>

РЕШЕНИЕ

по делу №077/05/5-10744/2023

«04» октября 2023 года г. Москва

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по

рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в

составе:

председателя Комиссии: <...>й,

членов Комиссии: <...>ой, <...>ой,

рассмотрев дело №077/05/5-10744/2023, возбужденное в отношении

ООО «Яндекс» (ИНН:7736207543) пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от

13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в

распространении 05.06.2023 в 06:38 на сайте https://pikabu.ru/ рекламы следующего

содержания: «Умная колонка Яндекс.Станция2 с Алисой, песочный, - 30%» с

указанием цены 11893 руб. (ЕРИР #95514389)»,

в присутствии представителей ООО «Яндекс» (по доверенности),

УСТАНОВИЛА:

Дело №077/05/5-10744/2023 возбуждено в отношении ООО «Яндекс» на

основании заявления физического лица (Вх. № 50285-ЭП/23 от 08.08.2023,

Вх. № 36639-ЭП/23 от 09.06.2023) относительно распространения 03.06.2023 в 22:03

на сайтах https://www.rbc.ru/ и 05.06.2023 в 06:38 на сайте https://pikabu.ru/ рекламы

следующего содержания:

2023-49401

2

«Умная колонка Яндекс.Станция2 с Алисой, песочный, -30%» с указанием

цены 11893 руб. (ЕРИР #95514389)».

В Заявлении представлены доказательства распространения рекламы

05.06.2023 в 06:38 на сайте https://pikabu.ru/.

Распространение указанной рекламы подтверждается cкриншотами.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения

дела, выслушав доводы представителей сторон по делу, оценив в совокупности и

взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства

Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к

следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является

информация, распространенная любым способом, в любой форме и с

использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и

направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование

или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть

заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной

стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта

рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для

неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице

или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама

направлена.

Предметом рассмотрения настоящего дела является реклама распространяемая

в сети Интернет в приложении «Пикабу».

Таким образом, сведения были распространены широкому заранее

неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации, в том числе г.

Москвы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом

рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и

(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной

деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт,

конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к

которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является

продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,

обмена или иного введения в оборот.

На основании изложенного объектом рекламирования в настоящем случае

является музыкальная колонка Яндекс.Станция.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается

2023-49401

3

реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о

стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других

условиях приобретения товара.

В соответствии с материалами, при нажатии на рассматриваемую рекламу

происходил переход в приложение Яндекс.Маркет. Указанная страница сайта

содержит, в том числе следующие сведения:

«Умная колонка Яндекс.Станция2 с Алисой, песочный, -30%» с указанием цены

16990 рублей».

Из содержания рекламы буквально следует, что клиент может приобрести

Яндекс.Станцию на сайте https://pikabu.ru/ за 11893 руб, а при переходе в

приложение Яндкс.Маркет, данная колонка стоит 16990 рублей.

Вместе с тем, при прочтении рекламы потребитель может оказаться в

замешательстве, в связи с неопределенностью цены Яндекс.Станции.

Между тем, Комиссия установила, что в материалы дела лицом, подавшим

заявление, представлены скриншоты рассматриваемой рекламы и скриншоты

переписки с технической службой, содержащая данные страницы сайта, который

открывается при клике на рекламный баннер.

В соответствии с представленными материалами (вх. 45417-ЭП/23 от

17.07.2023) на запрос информации антимонопольного органа ООО «Яндекс»

сообщает, что рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы

является ООО «Яндекс».

В связи с чем, Отдел приходит к выводу, что рекламодателем

рассматриваемой рекламы является ООО «Яндекс».

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований,

предусмотренных частью 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет

рекламодатель.

Резюмируя изложенное, при распространении указанной рекламы

усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе,

выразившегося в распространении в приложении Пикабу рекламы, которая

содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене

товара порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях

приобретения товара.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в

рассматриваемой рекламе нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе,

выразившегося в распространении недостоверной рекламы, которая содержит не

соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце

рекламируемого товара.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не

соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе,

2023-49401

4

является ненадлежащей.

Таким образом, распространяемая 03.06.2023 в 22:03 на сайтах

https://www.rbc.ru/ и 05.06.2023 в 06:38 на сайте https://pikabu.ru/ рекламы

следующего содержания: «Умная колонка Яндекс.Станция2 с Алисой, песочный, -

30%» с указанием цены 11893 руб. (ЕРИР #95514389)» является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение пункта 20

части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается

изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования

и (или) содержание рекламы лицо.

На основании изложенного, учитывая изложенное, Комиссия приходит к

выводу, что ООО «Яндекс» является рекламодателем.

На основании изложенного в действиях ООО «Яндекс» при распространении

03.06.2023 в 22:03 на сайтах https://www.rbc.ru/ и 05.06.2023 в 06:38 на сайте

https://pikabu.ru/ рекламы следующего содержания: «Умная колонка

Яндекс.Станция2 с Алисой, песочный, -30%» с указанием цены 11893 руб. (ЕРИР

#95514389)» установлено нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,

возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о

рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от

24 ноября 2020 года № 1922 (далее — Правила), при установлении факта нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях

прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному

(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении

нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 54 Правил добровольное устранение лицом (лицами)

совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не

выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе.

В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются

в мотивировочной части решения по делу.

В письменных пояснения, ООО «Яндекс» сообщило, что Реклама была

принята Яндексом к размещению в сервисе «Яндекс.Директ» в результате

технической ошибки и в настоящий момент не размещается.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о

нецелесообразности выдачи предписания лицу, в чьих действиях установлено

нарушение положений Закона о рекламе.

При этом, в случае выявления новых фактов распространения данной рекламы

с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе заявитель не

2023-49401

5

лишен возможности подать в антимонопольный орган новое заявление.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в

соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Московского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Яндекс» нарушившим требования пункта 4 части 3 статьи

5 Закона о рекламе при распространении 03.06.2023 в 22:03 на сайтах

https://www.rbc.ru/ и 05.06.2023 в 06:38 на сайте https://pikabu.ru/ рекламы

следующего содержания: «Умная колонка Яндекс.Станция2 с Алисой, песочный, -

30%» с указанием цены 11893 руб. (ЕРИР #95514389)».

2. Не выдавать ООО «Яндекс» предписание о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу

Московского областного УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об

административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,

предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации.

Председатель комиссии <...>а

Члены комиссии:

<...>а

<...>а

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны