Решение №1626/24 б/а от 18 января 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-45/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.01.2024 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
«..»,
членов Комиссии:
«..»,
«..»,
«..»,
рассмотрев жалобу ООО «СтройГеоПроект» (далее - Заявитель) на действия АО «Мосводоканал» (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, на право заключения договора на выполнение работ по разработке документации по оценке влияния строительства и необходимых технических мероприятий при выполнении работ по объектам АО «Мосводоканал» вблизи объектов культурного наследия (реестровый № 32312908733, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы Заказчиком нарушен порядок оценки заявок, установленный документацией, при рассмотрении заявки Заявителя.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами информационная открытость закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заказчиком 30.10.2023 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении Закупки и закупочная документация.
Начальная цена договора - 49 954 348,74 руб.
Дата начала срока подачи заявок — 30.10.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 20.12.2023 13:00.
Дата подведения итогов — 22.12.2023.
Комиссия, рассмотрев довод Заявителя о нарушении порядка оценки заявок, установила следующее.
Согласно итоговому протоколу от 22.12.2023 № 32312908733-06 по итогам оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией закупочной комиссии были присвоены следующие баллы:
Критерии оценки ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙГЕОПРОЕКТ" (коллективная заявка с ФГБОУ ВО «НИУ МГСУ») |
Кол-во баллов |
Итого баллов |
Предложение о цене договора |
48,72 |
48,72 |
Предложение о квалификации участника |
0,00 |
|
Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация)для выполнения работ |
0,00 |
|
Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ(услуг), поставки товаров |
0,00 |
|
|
|
|
По мнению Заявителя, закупочная комиссия при оценке заявки Заявителя по показателям обеспеченности кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация) для выполнения работ и опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ(услуг) допустила нарушение порядка оценки указанной заявки.
Комиссия отмечает, что пунктом 2.2 Порядка оценки заявок Приложение № 1 к Информационной карте конкурса установлен порядок оценки по показателю «Наличие опыта выполнения аналогичных работ».
Коэффициент значимости показателя (КЗ) = 0,6 (60 баллов).
Содержание: Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров) за последние 3 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера и объема, исчисляемый в рублях).
Под работами сопоставимого характера понимаются, работы по разработке документации по оценке влияния строительства и необходимых технических мероприятий при выполнении работ вблизи объектов культурного наследия.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), гражданско-правовых договоров (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов выполненных работ).
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) контракта» при условии предоставления в составе заявки формы «Сводные сведения о наличии опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров», содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.
Рекомендуемая форма «Сводные сведения о наличии опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров» приведена в Разделе 1.3. Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса (ФОРМА 5.1).
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi=К3*100*(Кi/Kmax)
где: КЗ - коэффициент значимости показателя; Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:
- участнику конкурса, который не имеет опыта сопоставимого характера и объема;
- в случае наличия у АО «Мосводоканал» в отношении участника закупки судебных решений, вступивших в законную силу, которые подтверждают ненадлежащее исполнение обязательств, нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), то такому участнику закупки присваивается 0 баллов по данному показателю.
Учитываются судебные решения за последние 3 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе и вступившие в законную силу.
- участнику конкурса, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие сведения о наличии опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за указанный в показателе период.
3. Оценка заявки.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на соответствующие коэффициенты значимости критериев оценки:
Бi = К1хЦБi + К2хНЦ1Бi
где: Бi– итоговый рейтинг i - й заявки; К1 – коэффициент значимости критерия оценки «цена договора»; К2 - коэффициент значимости критерия оценки «квалификация участников закупки».
Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
В случае подачи Участниками Заявок с одинаковых условия исполнения договора, победитель среди них определяется по наиболее ранней дате и времени подачи Заявки.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора на основе критериев, указанных в документации, и заявке на участие которого присвоен первый номер.
- «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;
- значимость критерия оценки - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, выраженный в процентах;
- коэффициент значимости показателя (КЗ) - вес показателя оценки в совокупности показателей нестоимостного критерия оценки, установленного в документации о закупке, деленный на 100;
- рейтинг заявки по критерию оценки - оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по каждому критерию оценки с учетом значимости критерия оценки.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в процедуре от 20.12.2023 № 32312908733-04 Заявитель в составе коллективной заявки представил опыт выполнения аналогичных работ по 24 договорам на сумму 225 063 500,00 руб.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что представленные сведения о наличии опыта участника не соответствует установленным закупочной документации требованиям, а именно представленные сведения об опыте работы:
- не являются работами сопоставимого характера;
- не являются контрактами, заключенными в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и/или гражданско-правовыми договорами, заключенными в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ;
- содержат сведения в ЕИС о претензии за нарушение сроков по вине подрядчика.
Комиссия, проверив представленные в составе заявки договора, установила несоответствие указанных договоров требованиям закупочной документации, в связи с чем у Заказчика отсутствовали основания для принятия указанных договоров к оценке.
Таким образом, Заявителю было правомерно присвоено 0 баллов по указанному показателю.
Относительно довода Заявителя о неправомерной оценке заявки по критерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация)для выполнения работ», Комиссия отмечает следующее.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Комиссия отмечает, что пунктом 2.1 Порядка оценки заявок Приложение № 1 к Информационной карте конкурса установлен порядок оценки по критерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация)»
Коэффициент значимости показателя (КЗ) = 0,4
Содержание: Оценивается предложение участника о количестве квалифицированных специалистов (штатные, привлеченные), которые будут задействованы при выполнении работ по представленным документам:
- выписке из штатного расписания или копии договоров гражданско-правового характера (с приложением копии дипломов/ аттестатов/ удостоверений/сертификатов); копий трудовых книжек (для штатных специалистов).
По показателю "Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация), для выполнения работ " оценка осуществляется в следующем порядке:
Количество баллов, присуждаемых по показателю определяется по следующей формуле:
HЦБ =НЦБ1+НЦБ2 +НЦБ3+НЦБ4+НЦБ5,
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi=КЗi x Ki
где: КЗi - коэффициент значимости показателя. Кi - количество баллов по предложению участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
где: НЦБ1 – количество баллов по показателю "Количество геологов"; НЦБ2 – количество баллов по показателю "Количество конструкторов "; НЦБ3 – количество баллов по показателю "Количество технологов"; НЦБ4 – количество баллов по показателю "Количество инженеров-сметчиков"; НЦБ5 – количество баллов по показателю "Количество геодезистов".
Оценивается предложение участника о количестве, об образовании, уровне квалификации персонала, специалистов, которые будут привлечены к выполнению работ при исполнении данного контракта:
Порядок оценки:
№ п/п |
Показатели по критерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация)» |
Количество баллов, присваиваемых по каждому из показателей указанного критерия |
Коэф |
Подтверждающие документы |
1.1 |
Количество геологов |
Ki1 |
0,1 |
Подтверждается: Для штатных специали-стов: копия трудовой книжки, трудовых договоров, копия соответствующего доку-мента, подтверждающего прохождение обучения/ ква-лификацию специалистов (дипломы, сертификаты, аттестаты, удостоверения и т.п.); Для привлеченных специали-стов: копия гражданско-правовых договоров, копия соответствующего доку-мента, подтверждающего прохождение обуче-ния/квалификацию специалистов (дипломы, сертификаты, аттестаты, удостоверения и т.п.). |
K i1 = 0 |
0 баллов |
|||
K i1 = 1 |
25 баллов |
|||
2 ≤ K i1≤ 3 |
50 баллов |
|||
K i1 ≥ 4 чел. |
100 баллов |
|||
1.2 |
Количество конструкторов |
Ki2 |
0,05 |
Подтверждается: Для штатных специали-стов: копия трудовой книжки, трудовых договоров, копия соответствующего доку-мента, подтверждающего прохождение обучения/ ква-лификацию специалистов (дипломы, сертификаты, аттестаты, удостоверения и т.п.); Для привлеченных специали-стов: копия гражданско-правовых договоров, копия соответствующего доку-мента, подтверждающего прохождение обуче-ния/квалификацию специалистов (дипломы, сертификаты, аттестаты, удостоверения и т.п.). |
K i2 = 0 |
0 баллов |
|||
K i2 = 1 |
25 баллов |
|||
2 ≤ K i2 ≤ 3 |
50 баллов |
|||
K i2 ≥ 4 чел. |
100 баллов |
|||
1.3 |
Количество технологов |
Ki3 |
0,1 |
Подтверждается: Для штатных специали-стов: копия трудовой книжки, трудовых договоров, копия соответствующего доку-мента, подтверждающего прохождение обучения/ ква-лификацию специалистов (дипломы, сертификаты, аттестаты, удостоверения и т.п.); Для привлеченных специали-стов: копия гражданско-правовых договоров, копия соответствующего доку-мента, подтверждающего прохождение обуче-ния/квалификацию специалистов (дипломы, сертификаты, аттестаты, удостоверения и т.п.). |
K i3 = 0 |
0 баллов |
|||
K i3 = 1 |
25 баллов |
|||
2 ≤ K i3 ≤ 3 |
50 баллов |
|||
K i3 ≥ 4 чел. |
100 баллов |
|||
1.4 |
Количество инженеров-сметчиков |
Ki4 |
0,05 |
Подтверждается: Для штатных специали-стов: копия трудовой книжки, трудовых договоров, копия соответствующего доку-мента, подтверждающего прохождение обучения/ ква-лификацию специалистов (дипломы, сертификаты, аттестаты, удостоверения и т.п.); Для привлеченных специали-стов: копия гражданско-правовых договоров, копия соответствующего доку-мента, подтверждающего прохождение обуче-ния/квалификацию специалистов (дипломы, сертификаты, аттестаты, удостоверения и т.п.). |
K i4 = 0 |
0 баллов |
|||
K i4 = 1 |
25 баллов |
|||
2 ≤ K i4 ≤ 3 |
50 баллов |
|||
K i4 ≥ 4 чел. |
100 баллов |
|||
1.5 |
Количество геодезистов |
Ki5 |
0,1 |
Подтверждается: Для штатных специали-стов: копия трудовой книжки, трудовых договоров, копия соответствующего доку-мента, подтверждающего прохождение обучения/ ква-лификацию специалистов (дипломы, сертификаты, аттестаты, удостоверения и т.п.); Для привлеченных специали-стов: копия гражданско-правовых договоров, копия соответствующего доку-мента, подтверждающего прохождение обуче-ния/квалификацию специалистов (дипломы, сертификаты, аттестаты, удостоверения и т.п.). |
K i5 = 0 |
0 баллов |
|||
K i5 = 1 |
25 баллов |
|||
2 ≤ K i5 ≤ 3 |
50 баллов |
|||
K i5 ≥ 4 |
100 баллов |
|||
Итого |
0,4 |
|
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих квалификацию, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи, печати.
Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:
- участнику закупки, который представил сведения, содержащие не все требуемые данные,
указанные в показателе;
- участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии
документов), подтверждающие предоставленные сведения о наличии специалистов,
указанных в показателе.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Заявителем в составе заявки были представлены сведения об обеспеченности кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация) для выполнения работ о наличии 16 специалистов, при этом представленные сведения об обеспеченности кадровыми ресурсами не соответствуют установленным закупочной документации требованиям, в связи с непредставлением в составе заявки документов (копии документов), подтверждающих предоставленные сведения о наличии специалистов, указанных в показателе, а именно: копии трудовой книжки, трудовых договоров, гражданско-правовых договоров.
Комиссия, изучив представленные в качестве подтверждения опыта по «Обеспеченностью кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация)для выполнения работ» документов, приходит к выводу о том, что представленный в составе заявки документы не соответствуют требованиям установленные пунктом 2.1 Порядка оценки заявок Приложение № 1 к Информационной карте.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что представленные документы не соответствуют требованиям документации, в связи с чем у Заказчика отсутствовали основания для принятия указанных документов к оценке.
Вместе с тем субъективное, не основанное на конкретных нормах права представление Заявителя о возможных, по его мнению, иных критериях и порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке само по себе не указывает на нарушение заказчиком приведенных норм и не может с учетом целей Закона о Закупках придавать другое истолкование таким нормам.
При этом Комиссия отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «СтройГеоПроект» «..» на действия АО «Мосводоканал» «..» при проведении Закупи необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от «..».
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.