Решение б/н б/а от 20 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9477/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

19.07.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

<...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов;

членов Комиссии:

<...> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

<...> — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «ХОСТ ПАРК» и <...>. (лично),

рассмотрев жалобу <...> (далее — Заявитель) на действия ООО «ХОСТ ПАРК» (далее — Организатор торгов) при проведении аукциона в электронной форме по реализации имущества, обращенного в собственность государства: Сберегательный сертификат ОАО «Сбербанк России» СЦ №1066002 (реестровый № 23000014020000000055, лот № 1, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Озащите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов, перенаправленная письмом ФАС России от 12.07.2023 № 04/55422/23.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Аукцион проводился в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1041 «О реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909» и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, проведение спорного аукциона является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Организатора торгов неправомерном допуске и признании победителем ООО «Промспецкомплект — М».

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Реализация имущества, обращенного в собственность государства осуществляется в соответствии с «Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 1041 «О реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров» (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения продавцом имущества выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы) (далее – Росимущество), которое в целях организации его продажи вправе привлекать юридические и физические лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ООО «ХОСТ ПАРК» является уполномоченной специализированной организацией в соответствии с Государственным контрактом от 20.02.2023 № 08-КИ/2023, заключенным с Территориальным управлением Росимущества в г. Москве на оказание услуг по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства, заключенного с продавцом имущества.

Организатором торгов в ГИС Торги в сети Интернет по адресу https://torgi.gov.ru размещено извещение о проведении Торгов в отношении сберегательного сертификата ОАО «Сбербанк России» СЦ №1066002.

Согласно доводам Заявителя, Организатор торгов неправомерно допустил до участи и признал победителем юридическое лицо ООО «Промспецкомплект — М».

Свою позицию Заявитель основывает на положении статьи 36.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках и банковской деятельности) и статьи 844 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Так, согласно пункту 1 статьи 844 ГК РФ сберегательный и депозитный сертификаты являются именными документарными ценными бумагами, удостоверяющими факт внесения вкладчиком в банк суммы вклада на условиях, указанных в соответствующем сертификате, и право владельца такого сертификата на получение по истечении установленного сертификатом срока суммы вклада и обусловленных сертификатом процентов в банке, выдавшем сертификат.

Владельцем сберегательного сертификата может быть только физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Сумма вклада, внесение которой удостоверено сберегательным сертификатом, подлежит страхованию в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц.

Владельцем депозитного сертификата может быть только юридическое лицо.

В соответствии со статьей 36.1 Закону о банках и банковской деятельности сберегательный и депозитный сертификаты являются именными документарными ценными бумагами, удостоверяющими факт внесения вкладчиком в кредитную организацию суммы вклада на условиях, указанных в соответствующем сертификате, и право владельца такого сертификата на получение по истечении установленного сертификатом срока суммы вклада и обусловленных сертификатом процентов в кредитной организации, выдавшей сертификат. Сберегательный и депозитный сертификаты выдаются кредитной организацией на руки первому владельцу соответствующего сертификата, за исключением сберегательного и депозитного сертификатов, выданных на условиях обездвижения.

Сберегательные сертификаты выдаются кредитными организациями только физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям. Обращение сберегательных сертификатов осуществляется между физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, по мнению Заявителя, в отношении реализуемого имущества действуют ограничения в гражданском оборте, поскольку обращение сберегательных сертификатов осуществляется между физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в связи с чем допуск к участию юридического лица и признание его победителем является неправомерным.

Вместе с тем Комиссией установлено, что вклад, на основании которого выдан сберегательный сертификат ОАО «Сбербанк России» СЦ №1066002, внесен 08.04.2013, при этом указанная ценная бумагая выдана на предъявителя. Сберегательный сертификат на предъявителя ОАО «Сбербанк России» СЦ№ 1066002 выдан 08.04.2013 сроком до 09.04.2014.

Пунктом 9(2) Положения установлено, что принять участие в реализации имущества, вещественных доказательств и древесины, указанных в пункте 9 настоящего Положения, могут российские и иностранные юридические и физические лица, а также лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом извещением о Торгах не установлены ограничения относительно участия юридических лиц в процедуре, в связи с чем юридические лица вправе участвовать в Торгах в качестве претендентов на равне с физическими лицами, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Торгах, а равно допустил риск признания в качестве победителя иного лица. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Организатора торгов нарушения требований действующего законодательства, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

При этом согласно позиции Организатора торгов с 01.06.2018 Федеральным законом от 26.07.2017 № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сберегательные сертификаты на предъявителя отменены.

Определение понятия «сберегательный сертификат» содержится в главе 7 ГК РФ, а также в статьях 836 ГК РФ (Форма договора банковского вклада) и 844 ГК РФ (Сберегательный и депозитный сертификат).

Согласно пункту 1 статьи 844 ГК РФ владельцем сберегательного сертификата может быть только физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Нормы статьи 844 ГК РФ, ограничивающие право владения сберегательным сертификатом, введены в действие Федеральным законом от 26.07.2017 № 212-ФЗ.

Вместе с тем частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2017 № 212-ФЗ положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 5 Федерального закона от 26.07.2017 № 212-ФЗ положения установлено, что выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона сберегательные и депозитные сертификаты сохраняют свое действие на тех условиях, на которых они были выданы.

При этом статья 36.1 Закона о банках и банковской деятельности введена в действие Федеральным законом от 23.04.2018 № 106-ФЗ, то есть после выдачи сберегательного сертификата.

Таким образом, по мнению Организатора торгов, действующие нормы ГК РФ не распространяются на сертификат, выданный в 2013 году сроком до 2014 года, воспользоваться данным банковским продуктом может любе лицо, предъявившее в банк сертификат и удостоверение личности для верификации.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оценка правомерности выставления имущества на торги не относится к компетенции антимонопольного органа, а равно к полномочиям антимонопольного органа не относится осуществления контрольно-надзорных функций по обращению ценных бумаг.

При этом Заявителем не предоставлены доказательства относительно нарушения Организатором порядка проведения Торгов.

Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений Закона об исполнительном производстве, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.07.2023 № НП/29569/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны