Решение б/н Решение от 14 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-23173/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.01.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии представителей ООО «СКС», АО «ОЭК»,
рассмотрев жалобы ООО «СКС» (далее - Заявитель) на действия АО «ОЭК» (далее - Заказчик) при проведении конкурсов в электронной форме на техническое обслуживание волоконно-оптических линий связи, проложенных вдоль кабельных линий «ОЭК» и магистральных волоконно-оптических линий связи «ОЭК» (реестровые № 32009694796, 32009659654), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно признал его уклонившимся от заключения договора, неправомерно оценил заявку.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалобы Заявителя отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона
о закупках.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).
На Официальном сайте Заказчиком размещены извещения о проведении Закупок.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
-
Закупка с реестровым № 32009694796.
Согласно протоколу № 451/5 оценки и сопоставления заявок участников (подведение итогов) по конкурсу в электронной форме от 18.12.2020
по показателю «Обеспеченность кадровыми ресурсами» Заявителю присвоено
0 баллов, поскольку не представлены копии протоколов проверки знаний норм
и правил работы в электроустановках председателя и членов экзаменационных комиссий, прошедших аттестацию в комиссии вышестоящих органов или
в комиссии органов Государственного энергетического надзора.
По мнению Заявителя, данная оценка неправомерна, поскольку требование
о предоставлении копии протоколов проверки знаний норм и правил работы
в электроустановках председателя и членов экзаменационных комиссий, прошедших аттестацию в комиссии вышестоящих органов или в комиссии органов Государственного энергетического надзора в документации отсутствует.
В соответствии с Закупочной документацией показатель «Обеспеченность кадровыми ресурсами» оценивается следующим образом:
Наличие у участника размещения заказа квалифицированных кадровых ресурсов согласно Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.27.2013 №328н, имеющих квалификацию по электробезопасности не ниже IV группы при работе на электроустановках до и выше 1000 В.
При оценке будет учитываться количество квалифицированных кадровых ресурсов исходя из информации в справке о кадрах и копий удостоверений работников о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках до и выше 1000В, имеющих группу по электробезопасности не ниже IV, а также копии журналов учета проверки норм и правил работы в электроустановках или копии протоколов проверки знаний норм и правил работы в электроустановках до и выше 1000 В.
Присваиваемые баллы:
- от 1 до 4 работников – 10 баллов.
- от 5 до 10 работников -20 баллов.
- от 11 и более - 40 баллов.
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки предоставлена информация об 11 сотрудниках, отвечающих требованиям Закупочной документации. Предоставлена справка, подтверждающая наличие трудовых ресурсов, 11 удостоверений о проверке знаний, протокол заседания комиссии по проверке знаний требований безопасной работы с электроустановками.
Комиссия соглашается с доводом жалобы Заявителя, так как в документации о Закупке не установлено, что участник также должен приложить копии протоколов проверки знаний норм и правил работы в электроустановках председателя и членов экзаменационных комиссий.
Заказчик в возражениях указал, что Заявитель также представил протокол проверки знаний норм и правил работы в электроустановках до и выше 1000 В в форме, не соответствующей установленной приказом (приложение № 4 к приказу).
При этом данное основание для отклонения не является администрируемым, поскольку не указано в итоговом протоколе.
Указание Заказчика на то, что заявка участника в рассматриваемой части должна полностью соответствовать Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.27.2013 № 328н не следует из положений Закупочной документации, так как уже указан исчерпывающий перечень документов, который учитывается при оценке.
Также Комиссия считает необходимым отметить, что Приказ Минтруда России от 24.07.2013 № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» утратил силу с 01.01.2021.
Таким образом, у Заказчик отсутствовали основания для начисления Заявителю 0 баллов по показателю «Обеспеченность кадровыми ресурсами».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
С учетом изложенного, в действиях Заказчика фиксируется нарушение пункта
2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, а довод жалобы признается обоснованным.
2. Закупка с реестровым № 32009659654.
08.12.2020 опубликован протокол № 417/3, в котором Заявитель признан победителем Закупки.
Согласно п. 6.1 Закупочной документации в случае если по результатам закупочной процедуры цена договора, предложенная участником закупки, с которым заключается договор, снижена на 25 (двадцать пять) и более процентов от начальной (максимальной) цены договора, победитель либо такой участник обязан предоставить Заказчику до момента заключения договора обоснование снижения цены договора в виде технико-экономического расчета или сметного расчета, подготовленного по методу определения (формирования) начальной (максимальной) цены договора, указанному в протоколе начальной (максимальной) цены договора (расчете/определении начальной (максимальной) цены договора) в Разделе VI «СВЕДЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ДОГОВОРА» документации о закупке.
Цена, предложенная Заявителем, была снижена на 25,5% от НМЦ.
Исходя из текста жалобы в соответствии с п. 6.1 Закупочной документации 10.12.2020 Заявителем было направлено электронное письмо с технико-экономическим расчетом обоснования снижения цены договора (копия прилагается).
23.12.2020 Заказчиком на ЭТП был опубликован протокол № 459/2
от 22.10.2020, согласно которому Заказчик признает Заявителя уклонившимся
от заключения договора по причине непредставления обоснования снижения цены, а именно:
В представленном технико-экономическом расчете (далее - ТЭР) ООО «СКС» не показаны виды проводимых работ, состав затрат по каждому из видов работ, не уточняется квалификация привлекаемого персонала, существенно завышены накладные расходы и рентабельность. Согласно информационному письму Департамента экономической политики и развития города Москвы от 04.06.2019 № ДПР-20-3/1-13/15 предельный размер накладных расходов не может превышать 20 % от прямых расходов, в ТЭР ООО «СКС» эта величина составляет 55 %.Сметы, использованные для расчета начальной (максимальной) цены лота АО «ОЭК», составлены на основании сборника нормативов СН-2012 в уровне цен октября 2019 года. Сборник СН-2012 применяется, в том числе, для оценки достоверности определения стоимости работ на объектах городского заказа экспертными организациями. Предложенное в ТЭР ООО «СКС» снижение средств на оплату труда, предполагает уменьшение заработной платы привлекаемого персонала на 30 % ниже медианной заработной платы на аналогичных вакансиях в г. Москве. Снижение цены договора не обосновано.
По мнению Заявителя, действия Заказчика неправомерны, так как им были выполнены требования Закупочной документации относительно предоставления обоснования снижения цены договора. В представленном технико-экономическом расчете указана:
- заплата монтажников-кабельщиков составляет в месяц за вычетом НДФЛ: 237,94 руб в час х 8 часов х 21 день + НДС 20% = 47 968,70 руб, что является средним значением по рынку;
- заплата инженеров ПТО составляет в месяц за вычетом НДФЛ: 345,14 руб в час х 8 часов х 21 день + НДС 20% = 57 983,52 руб, что является выше среднего значения по рынку;
- накладные расходы составляют 42% от ФОТ;
- сметная прибыль составляет 7% от затрат.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что представленный Заявителем технико-экономическом расчет не соответствует форме, установленной в Закупочной документации.
При этом согласно протоколу № 459/2 от 22.10.2020 Заказчик признает Заявителя уклонившимся за необоснование снижения цены, а не за несоответствие формы.
Комиссия, рассматривая предложенный Заявителем технико-экономическом расчет установила, что такой расчет обосновывает снижение предложенной цены.
Комиссия отмечает, что предоставление документов имеет своей целью подтверждение соответствия требованиям Заказчика и согласие на выполнение услуг под определенными условиями, Заказчик должен действовать таким образом, чтобы избегать формального подхода при оценке заявок.
Оценивая поведение Заказчика, в том числе в ходе допуска заявок, Комиссия исходит из того, в допустимых ли пределах Заказчиком осуществляются его полномочия, либо имеют место необоснованные и неразумные ограничения или условия реализации участниками их прав.
Признание участника уклонившимся по основанию несоответствия определенной форме обоснования снижения цены, противоречит обычаям делового оборота и является злоупотреблением правом.
Указанное основание оцениваются Комиссией критически, как сугубо формальное, не соответствующие основной цели проведения закупок - удовлетворении потребности заказчика путем выбора наилучшего предложения на конкурентной основе.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали основания для отказа в принятии технико-экономического расчета обоснования снижения цены договора, а значит все необходимые документы были представлены в регламентированные сроки.
На основании изложенного, признание Заявителя уклонившимся в связи с указанными Заказчиком недочетами в технико-экономическом расчете является неправомерным, а довод жалобы признается обоснованным.
Руководствуюсь статьей 18.1, статьей 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобы ООО «СКС» (ИНН: 7728814664, ОГРН: 1127746581753) на действия АО «ОЭК» (ИНН: 7720522853, ОГРН: 1057746394155) при проведении Закупок обоснованными.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.