Решение б/н б/а от 26 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-23589/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

20.01.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

при участии <...> представителей ООО «Сервис-Маркет», ООО «Русторг»,

рассмотрев жалобу <...> (далее также — Заявитель) на действия ООО «Сервис-Маркет» (далее — Организатор торгов), ООО «Русторг» (далее — Оператор ЭТП) при проведении аукциона по реализации имущества должника (извещение № 061221/32819515/01 лот 1) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Организатора торгов и Оператора ЭТП при проведении Торгов.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в несоблюдении процедуры проведения Торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Исходя из совокупного толкований названных положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо любым иным лицом, в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

06.12.2021 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (адрес в сети «Интернет» - www.torgi.gov.ru) было размещено извещение о проведении Торгов.

Датой окончания подачи заявок определено 15.12.2021. Аукцион проводится в сети Интернет на сайте Электронной торговой площадке ООО «Русторг» (ЭТП) по адресу: https://rustorg.online/.

Предмет торгов квартира пл.76 кв.м по адресу: Москва, Ростокино, ул. Бажова, д.8, кв.475, к/н 77:02:0019005:2038, должник (собственник) Смирнова И.В.

Согласно протоколу об определении участников от 20.12.2021 заявка Заявителя была отклонена от участия в Торгах со следующим обоснованием: «Заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным настоящим порядком: не предоставлен скан-образ паспорта Заявителя (файл не загружается, документ невозможен для просмотра)».

По мнению Заявителя, его заявка отклонена неправомерно, поскольку им были был представлен полный пакет документов, установленный в извещении о проведении Торгов.

Кроме того, Заявитель оспаривает не оформление протокола об определении участников Торгов и не уведомление Заявителя о причинах отклонения заявки, поскольку основанием отклонения стало известно Заявителю после обращения на электронную почту Организатора торгов.

На заседании Комиссии Организатор торгов пояснил, что основанием отклонения заявки явилось отсутствие в составе заявки паспорта Заявителя в соответствии с требованиями Документации о Торгах, поскольку файл «Паспорт РФ <...>» невозможен для просмотра.

Согласно условиям Извещения к участию в торгах допускаются любые лица, зарегистрированные на ЭТП, оплатившие сумму задатка и предоставившие заявку на участие в торгах подписанную электронно-цифровой подписью с необходимыми документами.

Документы, требуемые для подачи заявки (предоставляются в виде скан-образа подлинников документов):

1. Заявка на участие в торгах (в бумажном виде) с задекларированными сведениями (п.5 ст.449.1 ГК РФ) и с согласием на предоставление и обработку персональных данных (ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных») обязательно по форме Организатора торгов (образец на сайте организатора торгов, ЭТП и www.torgi.gov.ru ).

2. Платежное поручение/платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение Претендентом задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого имущества.

3. Надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени Претендента, в случае если заявка подается представителем Претендента.

4. Анкета клиента физического/юридического лица в соответствии с ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

5. Заявление на возврат задатка по форме Организатора торгов.

6. Документы физического лица:

- паспорт/документ, удостоверяющий личность Претендента, а также паспорт представителя Претендента в случае подачи документов от имени Претендента (все страницы оригинала), свидетельство ИНН, свидетельство СНИЛС, нотариальное согласие супруга(и)/нотариальное заявление об отсутствии зарегистрированного брака (требуется после торгов только для Победителя торгов по недвижимому имуществу и только для сделок, подлежащих нотариальному удостоверению).

Документы юридического лица:

- учредительные документы; свидетельство о государственной регистрации/лист записи из ЕГРЮЛ; свидетельство о постановке на налоговый учет; выписка из ЕГРЮЛ, выданная не более чем за 30 дней до даты подачи заявки на участие в торгах; документы, подтверждающие полномочия органов управления на осуществления действий от имени юридического лица (решение/протокол); решение/протокол соответствующего органа управления о приобретении имущества, если необходимость такого согласия предусмотрена учредительными документами; бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату.

Документы Индивидуального предпринимателя:

- паспорт/документ, удостоверяющий личность Претендента, а также паспорт представителя Претендента в случае подачи документов от имени Претендента (все страницы); свидетельство о регистрации в качестве ИП/лист записи из ЕГРИП; свидетельство о постановке на налоговый учет; выписка из ЕГРИП, выданная не более чем за 30 дней до даты подачи заявки на участие в торгах.

Иностранные юридические и физические лица допускаются к участию в торгах с соблюдением требований, установленных законодательством РФ. Иностранные физические лица также предоставляют документы, подтверждающие в соответствии с действующим законодательством их законное пребывание (проживание) на территории РФ, в том числе миграционную карту. Иностранные юридические лица также предоставляют нотариально заверенные копии учредительных документов и выписки из торгового реестра страны происхождения или иного законодательного доказательства юридического статуса. Документы, предоставляемые иностранными лицами, должны быть легализованы в установленном порядке и иметь нотариально заверенный перевод на русский язык.

Изучив представленные документы, Комиссией установлено, что в составе заявки представлен файл «Паспорт РФ <...>», который при попытке открытия выдает ошибку «формат файла не поддерживается или файл был поврежден».

Согласно информационному сообщению лица не допускаются к торгам в случаях, если:

-заявка на участие в торгах и документы поданы с нарушением срока, установленного в информационном извещении;

-представленные документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ и информационным извещением (представлены документы не в полном объеме/не все страницы, отсутствует заявка с задекларированными сведениями (п.5 ст.449.1 ГК РФ) и с согласием на предоставление и обработку персональных данных (ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных») и др.);

-заявка подана лицом, не уполномоченным Претендентом на осуществление таких действий;

-не подтверждено поступление в установленный срок задатка на реквизиты, указанные в информационном извещении.

Изучив представленные документы, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 №828, паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории РФ. Организатору торгов паспорт необходим для идентификации участника, а также для его проверки на официальном сайте Росфинмониторинга, который осуществляет надзорные функции над поверенными организациями в части проверки контрагентов при подаче заявки. В паспорт запрещается вносить сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, а паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные Положением, является недействительным.

Не имея копии паспорта Заявителя, Организатор торгов был лишен возможности удостоверится в том, что паспорт не может быть по каким-либо основаниям признан недействительным.

Указанная позиция подтверждаются позицией суда в решении Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2021 по делу А40-263765/20, оставленном без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.09.2021 (дело №Ф05-23928/2021).

Комиссия считает необходимым отметить, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Резюмируя изложенное, Комиссия признает данный довод жалобы Заявителя необоснованным.

В отношении довода Заявителя о нарушении порядка проведения Торгов в части осведомленности о причинах отклонения заявки, поскольку на сайте электронной площадки не был размещен протокол определения участников Торгов Комиссией установлено следующее.

При проведении оспариваемых Торгов подлежал применению Регламент электронной торговой площадки ООО «Русторг» (редакция 1.0, действует с 00:00 20.07.2021) (далее - Регламент).

В соответствии с пунктом 9.3.13 Регламента после рассмотрения всех заявок на участие, Организатор в день подведения итогов рассмотрения заявок, указанный в Извещении о проведении торгов, средствами ЭТП формирует и подписывает Протокол о подведении итогов приема и регистрации заявок.

На заседании Комиссии Оператор ЭТП пояснил, что доступ к сформированным входе Торгов протоколам имеет только Организатор торгов в своем личном кабинете на сайте ЭТП.

На запрос антимонопольного органа Организатором торгов были представлены протокол об определении участников торгов от 20.12.2021 и протокол о результатах Торгов от 21.12.2021.

В свою очередь, в силу требований пункта 12.2.8 Регламента по итогам процедуры допуска в закрытой части электронной площадки формируется Протокол о рассмотрении заявок на участие в торгах (Протокол о признании претендентов участниками). Протокол становится доступным на карточке торгов в открытой части ЭТП.

На заседании Комиссии было установлено, что соответствующий протокол не размещен в открытой части ЭТП и не доступен для лиц, подавших заявки, в том числе Заявителю.

Указанные обстоятельства об отсутствии доступа к протоколам в открытой части ЭТП также были подтверждены Оператором ЭТП,

Дополнительно Комиссия отмечает, что Организатор торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие свободный и равный доступ к информации о проведении торгов, правилах работы с использованием такой системы, возможность представления заявки и предложения на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов.

Изучив представленные документы, Комиссия приходит к выводу о несоблюдении Организатором торгов и Оператором ЭТП пункта 12.2.8 Регламента и признает жалобу в указанной части обоснованной.

Вместе с тем учитывая, что допущенное нарушение носит неустранимый характер, в том числе, принимая во внимание факт заключения договора купли-продажи по результатам Торгов, предписание для устранения допущенного нарушения не выдается.

3. На заседании Заявителем был заявлен дополнительный довод о невнесении вторым участником из двух допущенных задатка для участия в Торгах.

В отношении указанного довода Комиссия поясняет, что итоги процедуры подведены 21.12.2021, договор по результатам Торгов заключен 28.12.2021.

Таким образом, подлежат применению положения части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, согласно которым обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При таких обстоятельствах, обжалование действий Организатора торгов и Оператора ЭТП допустимо в срок не позднее 10.01.2022.

Более того, в силу требований части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба подается в антимонопольный орган в письменной форме. Вместе с тем в настоящем случае Заявитель ограничился устным заявителем на заседании 20.01.2022.

С учетом изложенных обстоятельств, указанный довод жалобы подлежит оставлению Комиссией без рассмотрения ввиду несоблюдения формы дополнений к жалобе и пропуска регламентированных сроков Заявителем, установленных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

1. Оставить жалобу Заявителя на действия Организатора торгов и Оператора ЭТП при проведении Торгов в части оспаривания внесения задатков участниками без рассмотрения, в части оспаривания отклонения заявки признать жалобу не обоснованной, в части оспаривания нарушения процедуры Торгов по публикации протоколов — признать обоснованной.

2. Установить в действиях Организатора торгов и Оператора ЭТП нарушение пункта 12.2.8 Регламента.

3. Предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны