Решение б/н Решение от 6 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
 реш.pdf (174.69 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «Яндекс»

 

Льва Толстого ул., д. 16,

г. Москва, 119021

 

<...>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/05/5-18989/2019

 

Резолютивная часть оглашена «19» февраля 2020 года

В полном объеме изготовлено  «__» марта 2020 года                    г. Москва

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России, Комиссии) в составе:

председателя Комиссии: <...>,

членов Комиссии: <...>, <...>,

рассмотрев дело № 077/05/5-18989/2019, возбужденное на основании заявления физического лица и материалов по признакам нарушения ООО «Яндекс» (место нахождения: 119021, г.Москва, Льва Толстого ул., д.16; ОГРН: 1027700229193; ИНН 7736207543; КПП: 770401001) части 10.1  статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе»),

в отсутствие представителей ООО «Яндекс» (уведомлено надлежащим образом), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/05/5-18989/2019, возбуждено Московским УФАС России на основании заявления физического лиц и материалов по факту распространения в период с 10.08.2019 по 03.10.2019 в системе «Яндекс.Директ» рекламы: «Премьера: «Пенниуорт» На Кинопоиске вам доступен сериал об Альфреде Пенниуоре, дворецком Бэтмена», «Мультфильм «Красный космос» На Кинопоиск» вам доступно два сезона. Без рекламы в НD качестве», содержащей признаки нарушения части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «Яндекс» (место нахождения: Льва Толстого ул., д. 16, г. Москва, 119021) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 18.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027700229193; ИНН 7736207543; КПП 770401001.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. 

Рассматриваемые рекламные банеры содержат в себе следующую информацию:

  • «Премьера: «Пенниуорт» На Кинопоиске вам доступен сериал об Альфреде Пенниуоре, дворецком Бэтмена».

В состав рекламы используется гиперссылка на https://www.kinopoisk.ru/film/4551f0618010ec2b9cc4e629d3c3e3e1, адресовавшая пользователей на сайт в сети Интернет https://www.kinopoisk.ru.

  • «Мультфильм «Красный космос» На Кинопоиск» вам доступно два сезона. Без рекламы в НD качестве»

В состав рекламы используется гиперссылка на  https://www.kinopoisk.ru/film/4816с5955f8db86ba742546a579950ed, адресовавшая пользователей на сайт в сети Интернет https://www.kinopoisk.ru.

Исходя из вышеизложенного, целью размещения указанных сведений является привлечение внимания потребителей кинематографической продукции, доступной для просмотра на интернет-платформе «Кинопоиск».

Информация размещалась в период с 10.08.2019 по 03.10.2019 в сети Интернет, а именно в системе «Яндекс.Директ», а следовательно, сведения были распространены широкому, заранее неопределенному кругу лиц, в том числе на территории г. Москвы.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация содержит объект рекламирования, распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя                             из содержания, направлена на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования, а следовательно, является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, что не оспаривается сторонами по делу.

Таким образом, размещение ООО «Яндекс» информации «Премьера: «Пенниуорт» На Кинопоиске вам доступен сериал об Альфреде Пенниуоре, дворецком Бэтмена», «Мультфильм «Красный космос» На Кинопоиск» вам доступно два сезона. Без рекламы в НD качестве» в системе «Яндекс.Директ» является распространением рекламы посредством сети «Интернет».

Согласно части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона о защите детей от информации, без указания категории данной информационной продукции.

Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о защите детей от информации,  информационной продукцией является предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий.

В соответствии с частью 1 статьи 1263 Гражданского Кодекса Российской Федерации, аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. 

Таким образом, многосерийный фильм «Пенниуорт», а также мультипликационный сериал «Красный космос» относятся к аудиовизуальной продукции, а следовательно, данные объекты подпадают под понятие информационной продукции, установленное пунктом 5 статьи 2 Закона о защите детей от информации. 

Между тем, установлено, что в рассматриваемой рекламе многосерийного фильма «Пенниуорт», а также мультипликационного сериала «Красный космос», размещенной в сети Интернет в системе «Яндекс.Директ» в период с 10.08.2019 по 03.10.2019, указание на категорию информационной продукции данных объеков отсутствует, что свидетельствует о несоблюдении требований части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.

ООО «Яндекс» факт того, что на рассматриваемой рекламе должно присутствовать указание на категорию информационной продукции, не оспаривается. Отсутствие такого указания Общество объяснило технической ошибкой.

При этом сам по себе факт размещения недостоверной рекламы в связи с технической ошибкой не исключает факта наличия нарушений законодательства о рекламе и возможности привлечения внимания детей к информационной продукцией, которая в данном случае является объектом рекламирования. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама,                                   не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

На основании изложенного Комиссией Московского УФАС России в рекламе: «Премьера: «Пенниуорт» На Кинопоиске вам доступен сериал об Альфреде Пенниуоре, дворецком Бэтмена», «Мультфильм «Красный космос» На Кинопоиск» вам доступно два сезона. Без рекламы в НD качестве», распространяемой в период с 10.08.2019 по 03.10.2019 в системе «Яндекс.Директ» установлено нарушение части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе, ввиду этого сама реклама является ненадлежащей.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение содержания объекта рекламирования до сведения потребителей.

Комиссией Московского УФАС России установлено, что размещение спорной рекламы в системе Яндекс.Директ осуществлялось на основании Договора № 147232/18 от 12.02.2018, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «Кинопоиск» (далее - Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора ООО «Яндекс» принимает на себя обязательства оказать, а ООО «Кинопоиск» обязуется принять и оплатить рекламные услуги, связанные с размещением рекламных материалов ООО «Кинопоиск» в сети Интернет, в соответствии с условиями Договора и Приложений к нему.

Согласно пункту 1 Приложения № 1 к Договору ООО «Яндекс» обязуется оказать услуги по размещению медийной рекламы ООО «Кинопоиск» в сети Интернет по заявкам ООО «Кинопоиск» на условиях, изложенных в документе «Порядок размещения материалов на интернет-медийных позициях Яндекса», выложенном в открытом доступе в сети Интернет по адресу:https://yandex.ru/legal/media_procedure. 

На основании изложенного и принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства распространения рассматриваемой рекламы, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что рекламораспространителем спорной рекламы является ООО «Яндекс». 

Таким образом, в действиях ООО «Яндекс» при распространении рекламы кинематографической продукции «Пенниуорт», «Красный космос» в системе «Яндекс. Директ» в период с 10.08.2019 по 03.10.2019 установлен факт нарушения  части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе. 

Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения указанной рекламы, ООО «Яндекс» не представлено.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508 (далее — Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения  реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Яндекс» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно распространения рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Яндекс» нарушившим требования части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе при распространении в период с 10.08.2019 по 03.10.2019 в системе Яндекс.Директ рекламы: «Премьера: «Пенниуорт» На Кинопоиске вам доступен сериал об Альфреде Пенниуоре, дворецком Бэтмена», «Мультфильм «Красный космос» На Кинопоиск» вам доступно два сезона. Без рекламы в НD качестве» без указания категории данной информационной продукции.

2. Выдать ООО «Яндекс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 

 

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны