Решение №32108/23 б\а от 28 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9723/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
25.07.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ГБУЗ «ГП № 62 ДЗМ»,

в отсутствие представителей ИП Баулиной Л.А., извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 19.07.2023 № НП/30636/23,

рассмотрев жалобу ИП Баулиной Л.А. (далее — Заявитель) на действия ГБУЗ «ГП № 62 ДЗМ» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку медицинских перчаток для нужд ГБУЗ «ГП № 62 ДЗМ» (платное отделение) (реестровый № 32312567766) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, указанные в Техническом задании параметры существенно ограничивают круг потенциальных участников.

Как указывает Заявитель:

1. Заказчиком установлено требование «Отсутствие химический ускорителей на основе серы (Accelerator Free) (для снижения риска кожной аллергии или химической аллергии). При этом, ни одним ГОСТом, Методическими рекомендациями и иными актами системы национальной стандартизации не предусмотрено требуемого состава перчаток.

2. Заказчиком установлено требование «AQL не более 1,0 (с указанием на упаковке)». В свою очередь, по мнению Заявителя, описание объекта закупки не содержит уточнений, к какому показателю установлено соответствующее требование к уровню AQL.

3. Заявителем также оспаривается требование по указанию на упаковке и/или паспортом завода изготовителя и/или в регистрационном удостоверении вышеуказанных характеристик.

4. Заявитель не согласен с установлением требования о цвете, поскольку ни ГОСТ, ни МР не содержат требования о цвете исполнения перчаток, а также не содержат указаний на обоснованность и необходимость применения конкретного цвета смотровых перчаток.

5. Также Заявитель указывает, что совокупность установленных требований свидетельствует закупке товара единственного производителя.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссией установлено, что 10.07.2023 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора: 137 310,00 руб.

В приложении № 1 к Техническому заданию установлено следующие требования к предлагаемым к поставке товарам:

 

ПЕРЧАТКИ СМОТРОВЫЕ/ПРОЦЕДУРНЫЕ НИТРИЛОВЫЕ, НЕОПУДРЕННЫЕ, НЕСТЕРИЛЬНЫЕ

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Обоснование дополнительных характеристик: Перчатки диагностические для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур. Поверхность перчатки текстурирована по всей поверхности для лучшего захвата инструментов. Манжета усиленная армированная с валиком для препятствия скатыванию. Поверхность перчаток (внутренняя и внешняя) должна быть обработана двухкратным хлорированием.(для уменьшения аллергических реакций и легкости надевания на влажные руки). Отсутствие химический ускорителей на основе серы (Accelerator Free) (для снижения риска кожной аллергии или химической аллергии). Данный показатель должен подтверждаться указанием на упаковке и/или паспортом завода изготовителя и/или в регистрационном удостоверение. Количество в упаковке не менее 100 пар.(для эфективного складского хранения) Приемлемый уровень качества AQL не более 1,0 (с указанием на упаковке) для обеспечения минимального количества брака в партии товара. Внутри упаковка должен быть пакет из целофана или полиэтилена (для допонительной защиты во время хранения от влаги, пыли и озона). Упаковка перчаток позволяет доставать перчатки по одной манжетой вперед.(для работы в условиях повышенного риска инфицирования). Класс потенциального риска применения не ниже 2а согласно регистрационному удостоверению. (данное требовоние связано с приминением перчаток при контакте с кровью) Поставщик обязан передать Заказчику для утверждения контрольный образец товара по каждой позиции ассортимента.

Адрес:

Характеристики:

Объем (Единица измерения)

Срок:

г.Москва, ул.Планетная, д.37

Внешний слой, цвет: Синий.

Длина перчатки, от кончика среднего пальца до края манжеты: >= 240 мм.

Класс потенциального риска применения медицинского изделия: 2А.

Количество перчаток в упаковке: Больше или равно 100 пар.

Манжета медицинского изделия с валиком: Наличие.

Материал: Нитрил.

Одинарная толщина среднего пальца перчатки: >= 0.15 <= 0.25 мм.

Поверхность: Без опудривания.

Размер: S.

Тип поверхности: Текстурированная по всей рабочей поверхности.

13000 (Пара (2 шт.))

c 1-го по 60-й календарный день c даты заключения контракта.

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Обоснование дополнительных характеристик: Перчатки диагностические для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур. Поверхность перчатки текстурирована по всей поверхности для лучшего захвата инструментов. Манжета усиленная армированная с валиком для препятствия скатыванию. Поверхность перчаток (внутренняя и внешняя) должна быть обработана двухкратным хлорированием.(для уменьшения аллергических реакций и легкости надевания на влажные руки). Отсутствие химический ускорителей на основе серы (Accelerator Free) (для снижения риска кожной аллергии или химической аллергии). Данный показатель должен подтверждаться указанием на упаковке и/или паспортом завода изготовителя и/или в регистрационном удостоверение. Количество в упаковке не менее 100 пар.(для эфективного складского хранения) Приемлемый уровень качества AQL не более 1,0 (с указанием на упаковке) для обеспечения минимального количества брака в партии товара. Внутри упаковка должен быть пакет из целофана или полиэтилена (для допонительной защиты во время хранения от влаги, пыли и озона). Упаковка перчаток позволяет доставать перчатки по одной манжетой вперед.(для работы в условиях повышенного риска инфицирования). Класс потенциального риска применения не ниже 2а согласно регистрационному удостоверению. (данное требовоние связано с приминением перчаток при контакте с кровью) Поставщик обязан передать Заказчику для утверждения контрольный образец товара по каждой позиции ассортимента.

Адрес:

Характеристики:

Объем (Единица измерения)

Срок:

г.Москва,

ул.Планетная, д.37

Внешний слой, цвет: Синий.

Длина перчатки, от кончика среднего пальца до края манжеты: >= 240 мм.

Класс потенциального риска применения медицинского изделия: 2А.

Количество перчаток в упаковке: Больше или равно 100 пар.

Манжета медицинского изделия с валиком: Наличие.

Материал: Нитрил.

Одинарная толщина среднего пальца перчатки: >= 0.15 <= 0.25 мм.

Поверхность: Без опудривания.

Размер: M.

Тип поверхности: Текстурированная по всей рабочей поверхности

7000 (Пара (2 шт.))

c 1-го по 60-й календарный день c даты заключения контракта

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Обоснование дополнительных характеристик: Перчатки диагностические для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур. Поверхность перчатки текстурирована по всей поверхности для лучшего захвата инструментов. Манжета усиленная армированная с валиком для препятствия скатыванию. Поверхность перчаток (внутренняя и внешняя) должна быть обработана двухкратным хлорированием.(для уменьшения аллергических реакций и легкости надевания на влажные руки). Отсутствие химический ускорителей на основе серы (Accelerator Free) (для снижения риска кожной аллергии или химической аллергии). Данный показатель должен подтверждаться указанием на упаковке и/или паспортом завода изготовителя и/или в регистрационном удостоверение. Количество в упаковке не менее 100 пар.(для эфективного складского хранения) Приемлемый уровень качества AQL не более 1,0 (с указанием на упаковке) для обеспечения минимального количества брака в партии товара. Внутри упаковка должен быть пакет из целофана или полиэтилена (для допонительной защиты во время хранения от влаги, пыли и озона). Упаковка перчаток позволяет доставать перчатки по одной манжетой вперед.(для работы в условиях повышенного риска инфицирования). Класс потенциального риска применения не ниже 2а согласно регистрационному удостоверению. (данное требовоние связано с приминением перчаток при контакте с кровью) Поставщик обязан передать Заказчику для утверждения контрольный образец товара по каждой позиции ассортимента.

Адрес:

Характеристики:

Объем (Единица измерения)

Срок:

г.Москва,

ул.Планетная, д.37

Внешний слой, цвет: Синий.

Длина перчатки, от кончика среднего пальца до края манжеты: >= 240 мм.

Класс потенциального риска применения медицинского изделия: 2А.

Количество перчаток в упаковке: Больше или равно 100 пар.

Манжета медицинского изделия с валиком: Наличие.

Материал: Нитрил.

Одинарная толщина среднего пальца перчатки: >= 0.15 <= 0.25 мм.

Поверхность: Без опудривания.

Размер: L.

Тип поверхности: Текстурированная по всей рабочей поверхности.

3000 (Пара (2 шт.))

c 1-го по 60-й календарный день c даты заключения контракта

 

1. Относительно довода жалобы о неправомерности установления требования «Отсутствие химический ускорителей на основе серы (Accelerator Free) (для снижения риска кожной аллергии или химической аллергии)» Комиссия отмечает следующее.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что при изготовлении резиновых перчаток как из натурального каучукового латекса, так и из синтетического латекса очень часто применяют ускоренную систему серной вулканизации, в которой в качестве ускорителей в процессе вулканизации на основе серы используют такие химикаты как дитиокарбамат, тетраметилтиурамдисульфид (ТМТД) и меркаптобензотиазол (МБТ). Эти ускорители могут инициировать замедленную гиперчувствительность IV типа, в частности, аллергический контактный дерматит.

В целях обеспечения безопасных условий работы для медицинского персонала, а также для защиты здоровья пациентов, Заказчиком были установлены вышеуказанные требования к закупаемым товарам.

При этом, применимый ГОСТ 52239-2004 устанавливает лишь общие, базовые (минимальные) требования к медицинским перчаткам и не ограничивает Заказчика по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для него и необходимыми для реализации потребностей.

Согласно п. 2.4. МР 3.5.1.0113-16 Медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства, в том числе безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала.

Таким образом, Комиссия отмечает, что данное требование установлено исходя из потребности Заказчика в эффективном использовании и специфики деятельности Заказчика.

При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился. Также Заявителем не приведено доказательств невозможности поставки товара с указанными техническими характеристиками.

Также Заявитель в своей жалобе ссылается на положения и практику Закона о контрактной системе, тогда как оспариваемая закупка проведена в рамках Закона о закупках, чьи требования к описанию закупаемого товара различны.

2. Относительно довода жалобы о неправомерности установления требования «AQL не более 1,0 (с указанием на упаковке)» Комиссия отмечает следующее.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что уровень AQL (допустимый уровень качества) представляет собой важный показатель, определяющий максимальный процент брака в партии. Таким образом, чем меньше значение AQL, тем выше качество перчаток.

Согласно ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007 показатель AQL — это приемлемый уровень качества (выраженный в проценте несоответствующих единиц продукции или числе несоответствий на сто единиц продукции). При этом, согласно пункту 5.1 ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007 значение AQL может назначаться как для отдельного несоответствия, а также для группы несоответствий.

Процент брака AQL в партии медицинских перчаток рассчитывается исходя из нескольких параметров, установленных ГОСТ Р 52239-2004, таких как: размеры (длина, ширина, высота), герметичность, усиление и удлинение в момент разрыва. Совокупность всех трех характеристик при проверке перчатки определяет показатель AQL готовой продукции.

При этом, в ГОСТ Р 52239-2004 указаны допустимые уровни качества, а не оптимальные. Положения ГОСТ Р 52239-2004 не ограничивают Заказчика по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для него и необходимыми для реализации потребности Заказчика, в том числе к предъявлению требований в отношении качества выпущенной партии товара.

В зависимости от своих потребностей Заказчик вправе установить требуемые ему значения AQL. Требование к AQL связано с тем, что данные перчатки планируется использовать в медицинских манипуляциях, связанных с повышенным риском для медицинского персонала. Учитывая особенность применения данных перчаток, Заказчику важно максимально снизить уровень опасности для персонала, в том числе закупая для этого перчатки с указанным уровнем AQL.

Таким образом, Комиссия отмечает, что данное требование установлено исходя из потребности Заказчика в эффективном использовании и специфики деятельности Заказчика.

При этом, Заявителем не представлено доказательств ограничения конкуренции при установлении оспариваемого требования, равно как и не представлено доказательств невозможности подать заявку на участие в закупке.

3. Относительно довода жалобы о неправомерности установления требования по указанию на упаковке и/или паспортом завода изготовителя и/или в регистрационном удостоверении вышеуказанных характеристик Комиссия отмечает следующее.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что согласно частям 1, 2 статьи 481 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) в упаковке, за исключение товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствие такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.

На основании части 1, 2 статьи 481 ГК РФ требования к упаковке могут быть определены Заказчиком на основании собственной потребности.

Как уже было установлено, данные характеристики являются значимыми для Заказчика, соответственно, Заказчик должен иметь возможность подтвердить соответствие поставляемых перчаток требованиям Технического задания.

При этом, согласно Техническому заданию, требуемые характеристики могут быть подтверждены одним из указанных способов. Например, в паспорте завода-изготовителя должны быть указаны все технические показатели. Заказчик, в свою очередь, для подтверждения соответствия поставляемого товара требуемой характеристике допускает возможность указания данных сведений на упаковке.

В разделе 8 ГОСТ 52239-2004 установлены общие требования к описанию маркировки упаковки изделия медицинского назначения. В этом разделе не содержится запрета на указание на упаковке товара информации о соответствующих технических характеристиках медицинского изделия.

С 22.01.2016 действует Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», которое определяет основные требования к маркировке изделий медицинского назначения. Указанные требования определены в пункте 5 раздела 18 Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», и также не содержат запрета в указании на упаковке товара информации о технических характеристиках медицинского изделия.

Учитывая изложенное, маркировка и упаковка относятся к исключительной компетенции и ответственности производителя, что подтверждается Письмом Минздрава РФ от 24.02.2004 № 293-22/34 «О маркировке изделий медицинского назначения».

Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416 (далее - Правила), установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее — РУ).

Согласно пункту 56 Правил в РУ указываются следующие сведения:

а) наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению);

б) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер;

в) в отношении лица, на имя которого выдано регистрационное удостоверение, - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица и адрес места его нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;

г) в отношении производителя (изготовителя) - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес места нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;

д) место производства медицинского изделия;

е) номер регистрационного досье;

з) класс потенциального риска применения медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации;

и) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.

В Правилах не установлены правила к составлению наименований медицинских изделий. Таким образом, в наименовании медицинского изделия могут включаться значимые характеристики медицинского изделия.

Форма РУ утверждается регистрирующим органом. РУ может иметь приложение, являющееся его неотъемлемой частью (о чем делается соответствующая запись). Приложение к РУ может содержать значимые функциональные и иные характеристики изделия.

Приказ Росздравнадзора от 16.01.2013 № 40-Пр/13, которым утверждена форма регистрационного удостоверения на медицинское изделие, также не содержит каких-либо запретов на включение в регистрационное удостоверение информации о способе обработки, текстуре, цвете, материалах изготовления и прочих характеристиках медицинского изделия.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 6 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.01.2017 № 11н эксплуатационная документация производителя на медицинское изделие, представляемая производителем или уполномоченным представителем в составе регистрационного досье на медицинское изделие, за исключением программного обеспечения, являющегося медицинским изделием, должна содержать технические характеристики медицинского изделия.

В подпункте «н» пункта 6 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1650, установлено, что государственный реестр медицинских изделий содержит электронный образ эксплуатационной документации производителя на медицинское изделие.

В соответствие ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

При этом ч. 11 ст. 38 Закона № 323-ФЗ не запрещает указание оспариваемых требований в РУ.

Государственный стандарт не ограничивает производителя в праве указания информации о товаре на упаковке. Более того, такая информация позволяет идентифицировать товар.

Таким образом, указанные Заказчиком требования к маркировке предусмотрены законодательством о техническом регулировании и не нарушают права участников закупки.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что Заказчиком представлен выбор участникам закупки о нахождении той или иной информации на упаковке и/или паспортом завода изготовителя и/или в регистрационном удостоверение.

При этом Заявителем не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об отсутствии требуемой Заказчиком информации одновременно во всех местах, указанных в Техническом задании.

Таким образом, доводы жалобы не нашли своего подтверждения фактическими обстоятельствами дела.

4. Относительно довода жалобы о неправомерности установления требования о цвете товара Комиссия отмечает следующее.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что перчатки с указанным цветом используются в учреждении в подразделениях с высоким расходом перчаток для общих медицинских и гигиенических процедур, осмотров, контактов в моющими и гигиеническими веществами. При этом именно необходимость быстрой смены перчаток, определения нужной из них без снижения показателей эффективности проведения процедуры, в том числе по времени ее проведения, обусловила выбор цветовой идентификации. В извещении о проведении закупки установлены требования к цвету перчаток исходя из требований к удобству для медицинского персонала, так как перчатки разного цвета применяются для разных работ.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки.

При этом, Заявителем в жалобе не приведено доказательств невозможности поставки товара с оспариваемыми техническими характеристиками, либо отсутствия их на рынке.

Таким образом, Заказчиком установлены требования к товару исходя из существующей потребности в использовании для медицинского персонала, а также учитывая специфику деятельности Заказчика.

5. Относительно довода жалобы о соответствии установленным техническим характеристикам товара единственного производителя Комиссия отмечает следующее.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что установленным техническим характеристикам соответствует не менее двух производителей: «Интернэшнл Медикал Продактс ЛЛС» и SFM Hospital Products GmbH.

При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился. Доказательств обратного не представил, а равно как и не представил доказательств отсутствия на рынке товаров нескольких производителей.

Заявитель в своей жалобе ссылается на положения и практику Закона о контрактной системе, тогда как оспариваемая закупка проведена в рамках Закона о закупках, чьи требования к описанию закупаемого товара различны.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

При этом, Заявителем в жалобе не приведено доказательств невозможности поставки товара с оспариваемыми техническими характеристиками, либо отсутствия их на рынке.

Таким образом, Заказчиком установлены требования к товару исходя из существующей потребности в надежном, безопасном и комфортном использовании для медицинского персонала, а также учитывая специфику деятельности Заказчика.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 1 Закона о закупках обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При этом надлежащая потребность к закупаемым товарам выражена Заказчиком в Техническом задании.

В свою очередь, Заявитель не может спорить с такой потребностью и самостоятельно определять, какие именно характеристики необходимо установить и являются значимыми при приобретения товара.

Комиссия также отмечает, что несоответствие товара Заявителя отдельным требованиям Заказчика не может безусловно свидетельствовать об ограничении конкуренции.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В материалы дела Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту.

В свою очередь, невозможность поставки товара Заявителем с необходимыми Заказчику характеристиками не может однозначно свидетельствовать об ограничении Заказчиком круга потенциальных участников Закупки.

Помимо этого, Комиссией установлено, что при формировании начальной (максимальной) цены Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от поставщиков, готовых осуществить поставку соответствующего товара в полном объеме, что также свидетельствует о том, что документация ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Комиссия также отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Баулиной Л.А. (ИНН: 582800324250; ОГРНИП: 322774600431499) на действия ГБУЗ «ГП № 62 ДЗМ» (ИНН: 7714035675; ОГРН: 1027739904390) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 19.07.2023 № НП/30636/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны