Решение б/н б/а от 6 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-20950/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


01.12.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ЗАО «СПЕЦЭНЕРГОТЕХНИКА», АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ»;

в отсутствие представителей АО «Сбербанк - АСТ», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 26.11.2021 № ЕИ/72080/21,

рассмотрев жалобу ЗАО «СПЕЦЭНЕРГОТЕХНИКА» (далее — Заявитель) на действия АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку высоковольтной контрольно-измерительной СНЧ (сверхнизкой частоты) установки 30 кВ (реестровый № 32110646740, далее - Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает итоги закупочной процедуры.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 16.09.2021 размещено извещение № 32110646740 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку высоковольтной контрольно-измерительной СНЧ (сверхнизкой частоты) установки 30 кВ.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Единого отраслевого стандарта закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Положение).

Заказчик отмечает, что оспариваемая Закупка проводилась с целью комплектации необходимым контрольно-измерительным оборудованием электроизмерительной лаборатории АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ», которая зарегистрирована в Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), согласно свидетельству регистрации № 6184-2 от 07.12.2018.

В соответствии с разделом 5 технического задания закупочной документации поставка высоковольтной установки осуществляется с учётом срока поставки и количества. Приёмка установки осуществляется Заказчиком на предмет соответствия заявленным характеристикам, комплектности и качества в ходе передачи установки на месте доставки. Датой поставки считается дата приёмки установки Заказчиком и подписания сторонами товарной накладной по форме ТОРГ-12 или УПД. Также в этот момент к Заказчику переходит право собственности на установку.

При поставке установки Поставщик предоставляет следующую документацию:

а) документы о сертификации установки на русском языке (оригиналы, либо надлежащим образом заверенные копии сертификатов безопасности, сертификаты пожарной безопасности, сертификаты (или декларации) соответствия и т.д.);

б) технический паспорт на русском языке, инструкцию пользователя (руководство по эксплуатации) на русском языке, программное обеспечение;

в) оформленные гарантийные талоны или аналогичные документы, с указанием заводских (серийных) номеров установки и гарантийного периода;

г) счёт, счёт-фактуру, выставленные Заказчику;

д) товарную накладную по форме ТОРГ-12 или УПД в 2 экз.

е) свидетельство средства измерения или акт поверки.

В соответствии с требованиями пункта 18 части 3 статьи 1 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ (далее — Закон об обеспечении единства измерений) сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.

Согласно статье 9 Закона об обеспечении единства измерений, в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Таким образом, Комиссия отмечает, что, если средство измерения не включено в реестр средств измерений (не имеет свидетельства средства измерения), то данное средство к поверке не принимается, следовательно, измерения, произведенные таким прибором, считаются недействительными.

Заказчик также указывает, что Заявитель в составе заявки приложил техническое предложение, согласно которому Заявитель соглашается заключить договор в соответствии с томом 2 закупочной документации техническим заданием.

То есть, включая вышеуказанный пункт о наличии свидетельства средства измерения или акт поверки.

В свою очередь, согласно итоговому протоколу от 24.09.2021, Заявитель был объявлен победителем по итогам Закупки.

Вместе с тем, Заказчик обратил внимание, а Заявитель подтвердил, что в ходе проведения преддоговорных переговоров выяснилось, что Заявитель не может поставить товар, соответствующий техническому заданию, что подтверждается письмом от 13.10.2021 № 376/10.

Заявитель фактически согласился, что оборудование будет без поверки, так как он еще ведет работы по внесению в реестр средств измерений, тем самым поставил под сомнение достоверность поданного им технического предложения в части поверки оборудования.

В письме от 19.10.2021 № 384/10 и в протоколе разногласий Заявитель делает заявление указывает, что техническое задание не соответствует его техническому предложению, входящему в состав заявки и предлагает заменить техническое задание, изложив его в своей редакции, представленной в протоколе разногласий.

Между тем, Заявитель подтверждает, что в своей заявке предложил аналог требуемой установки, а именно: оборудование собственного производства - высоковольтная СНЧ установка УВУ СНЧ30К с указанием характеристик производимой Заявителем установки и документов, входящих в комплект поставки.

На заседании Комиссии Заявитель указал, что предлагал к поставке испытательное оборудование, которое проходит аттестацию в соответствии с ГОСТ Р 8.568-2017 «Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения» и поставляется с аттестатом и протоколом аттестации, а не с поверкой.

Ввиду вышеуказанных обстоятельств Заказчик отклонил протокол разногласий и в Единой информационной системе опубликовал Протокол об уклонении победителя Закупки от подписания договора от 12.11.2021.

В свою очередь, Комиссия обращает внимание, что в соответствии с пунктом 9.2 тома 1 закупочной документации Заказчик в течение срока, установленного извещением о проведении закупки, направляет лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора, который составляется путем включения в исходный проект договора, прилагаемого к закупочной документации, условий исполнения договора, предложенных в заявке на участие в закупке лицом, с которым заключается договор.

На заседании Заказчик на прямой вопрос Комиссии подтвердил, что фактически данное условие им было не соблюдено.

Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчик нарушил положение собственной закупочной документации относительно порядка заключения договора.

Комиссия также отмечает, что наличие любых противоречий, возникающих при работе с Закупочной документацией, является следствием действий Заказчика, а следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений (участника закупки). Заказчик принимают на себя риск иного толкования.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Таким образом, Комиссией установлено, что признание Заказчиком Заявителя уклонившимся от заключения договора по данному основанию является неправомерным.

Относительно второго участника Закупки, с которым планируется заключение договора, Заказчик пояснил, что его заявка соответствовала требованиям закупочной документации.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.

Как указано ранее, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3 закона о закупках.

Также Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений.

В этой связи, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение положений Закона о защите конкуренции и признает жалобу Заявителя обоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО «СПЕЦЭНЕРГОТЕХНИКА» (ОГРН: 1037101129427, ИНН: 7107050550) на действия АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ» (ОГРН: 1157746176400, ИНН: 7751002460) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ» (ОГРН: 1157746176400, ИНН: 7751002460) нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны