Решение №47521/23 223 УКЛ НЕРЕКОМ от 8 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Атомэнергоремонт»

пр-д Проектируемый 4062-й, 
д. 6, стр. 2, 
г. Москва, 115432

ООО «АВЕРС ТЕХНО»

ул. Таллинская, д. 7, лит. Т, пом. 24, 
г. Санкт-Петербург, 195196

Федеральная антимонопольная служба

ул. Садовая-Кудринская, д. 11, 
Д-242, ГСП-3, г. Москва, 125993

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по делу №077/10/5-14813/2023
о проверке сведений необходимости включения
в реестр недобросовестных поставщиков

03.11.2023                                                        г. Москва

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее – Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления — заместителя начальника отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Членов Комиссии:
И.А.П. — специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
С.Р.Г. — специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченных представителей АО «Атомэнергоремонт»: Ц.А.С. (доверенность №31/255-ДОВ от 20.12.2021), Ю.О.М. (доверенность №31/257-ДОВ от 20.12.2021), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО «АВЕРС ТЕХНО»: Новгородов В.М. (доверенность №б/н от 02.11.2023),
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения ООО «АВЕРС ТЕХНО» (далее также — победитель) от заключения договора с АО «Атомэнергоремонт» (далее также — Заказчик), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Обращение),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступило обращение АО «Атомэнергоремонт» о включении сведений в отношении ООО «АВЕРС ТЕХНО» (далее — Общество, Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора с АО «Атомэнергоремонт» (далее — Заказчик) по результатам мелкой закупки на право заключения договора на оказание услуг по поставке установки аргонодуговой сварки MultiTIG-5000P 8012352 AC/DC 380В 10-500АКедр (реестровый №32312604991) (далее — Закупка).
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. 
В ч. 2 ст. 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее — формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п. 3.3.8 Раздела 6 Приложения №12 Положения о закупках Заказчика (далее — Положение) с Обществом проводились переговоры по снижению цены и улучшению условий закупки в пользу Заказчика (протокол от 24.05.2023 №1) и утверждена аналитическая записка на поставку установки аргонодуговой сварки MultiTIG-5000P 8012352 AC/DC 380В 10-500АКедр от 29.05.2023
Аналитическая записка была составлена Заказчиком 21.07.2023.
В соответствии с пп. «б» п. 1ст. 9.6 Положения срок заключения договора при проведении неконкурентных закупок не ранее 3 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте аналитической записки / справки-обоснования о проведении закупки. При этом, крайний срок заключения договора не был определен.
Согласованный и подписанный проект договора со стороны Заказчика в адрес Исполнителя был направлен в адрес Исполнителя (письмо от 18.08.2023 №31-4/19028).
В связи с уклонением Общества от заключения договора Заказчиком на основании пп. «в» п. 1 ст. 9.5 Положения принято решение о проведении повторной закупки на основании пп. «а» п. 5 ст. 9.1 Положения.
На заседании Комиссии Управления представитель Победителя пояснил,
что Общество не являлось участником закупки в рамках Закона о закупках, между сторонами велись переговоры посредством электронной почты, в связи с чем, нет оснований для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков в порядке, предусмотренном Законом о закупках. 
Так, 20.04.2023 Исполнителем со стороны Заказчика был получен запрос от 12.04.2023 на представление технико-коммерческих предложений.
В первом абзаце запроса было указано следующее:
«Предлагаю Вам принять участие в запросе технико-коммерческих предложений (далее – ТКП) для анализа рынка с целью проведения процедуры закупки на поставку установки аргонодуговой сварки MultiTIG-5000P 8012352 AC/DC 380В 10-500АКедр». 
Также, в последнем абзаце запроса было указано следующее:
«Обращаю Ваше внимание, что настоящий запрос не является извещением о проведении закупочной процедуры и не влечет за собой возникновения каких-либо обязательств для АО «Атомэнергоремонт», в том числе безусловной обязанности АО «Атомэнергоремонт» по заключению договора».
Таким образом, в представлении Исполнителя Заказчик указал, что его запрос не является извещением о проведении закупки, а производится для анализа рынка с целью проведения процедуры закупки.
В рассматриваемом случае Заказчиком не проводилась закупка не только в рамках Закона о закупках, но и внутренняя процедура закупки, о чем сообщал сам Заказчик Победителю.
Кроме того, в запросе Заказчика также отсутствовало указание, что указанный запрос Заказчика осуществляется в порядке Закона о закупках, либо иного закона.
Представитель Победителя также указал, что к моменту направления Заказчиком в адрес Общества проекта договора на подпись, срок предложения Общества о заключении Контракта истек.
Так, 25.04.2023 Общество в адрес Заказчика направило свое предложение от 13.04.2023 о заключении договора. В своем предложении Общество указало срок действия предложения – 60 дней.
Вместе с тем, 12.06.2023 истекло 60 дней, в течение которых предложение Общества действовало. Соответственно, с 12.06.2023 предложение Общества являлось недействительным.
27.07.2023 Заказчик прислал проект договора на подпись Обществу, подписанный со своей стороны. Таким образом, Заказчик прислал проект договора, подписанный со своей стороны после истечения срока действия предложения Общества о заключении договора, в связи с чем Общество имело право отказаться от заключения договора.
Проект договора не был представлен Обществу до направления Обществом своего предложения по исполнению договора в адрес Заказчика, в связи с чем Общество имело право не согласиться с условиями договора, составленными Заказчиком самостоятельно, без участия Общества.
Так, впервые Договор был представлен Заказчиком в адрес Общества 14.06.2023 года. В период с 14.06.2023 по 27.07.2023 между сторонами велась переписка по согласованию условий договора.
27.07.2023 года Заказчик направил в адрес ООО «АВЕРС ТЕХНО» проект договора, подписанный со стороны Заказчика.
10.08.2023 Общество направило в адрес Заказчика протокол разногласий к договору. Вместе с тем, в удовлетворении протокола разногласий Заказчиком было отказано.
По состоянию на 16.08.2023 Общество отказалось от заключения договора, поскольку стороны не пришли к согласованию условий договора, а также поскольку срок действия предложения Общества истек.
Представитель Общества указал, что Заказчик не указывал также в своем предложении, что Общество было обязано подписать проект договора со своей стороны в сроки, предусмотренные положением о закупках Заказчика.
Так, в соответствии с пп. «б» п. 1 ст. 9.1 Положения при проведении неконкурентных закупок: договор заключается не ранее 3 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте аналитической записки / справки-обоснования о проведении закупки, за исключением случаев закупки финансовых услуг по привлечению внутригруппового финансирования, закупок расчетно-кассового обслуживания, услуг по принятию сертификатов облигаций на хранение, закупок на заключение договоров банковского счета, на получение банковских гарантий, заемных средств в соответствии с ч. 1 ст. 7.6, а также закупок, осуществляемых в соответствии с п. з) ч. 3 ст. 4.2.2 или ч. 1.1 ст. 3.4, закупок, информация об осуществлении которых не размещается в соответствии с ч. 4 ст. 6.2.1. Заключение договора в таких случаях допускается в день размещения извещения о проведении закупки. В случае, если Стандартом предусмотрена возможность неразмещения извещения, договор заключается в сроки, определенные заказчиком.
Таким образом, положением о закупках Заказчика предусмотрено, что договор заключается не ранее 3 рабочих дней со дня размещения аналитической справки Заказчиком и не предусмотрен предельный срок подписания Контракта.
Заказчиком такой предельный срок Обществу также не сообщался.
На основании вышеизложенного, у Общества отсутствовала какая-либо обязанность по подписанию договора.
На вопрос заседания Комиссии Управления о проведении закупки представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком не инициировалась закупочная процедура. Заказчиком осуществлялся запрос предложений по поставке оборудования для нужд Заказчика.
Вместе с тем, Заказчика не устроили изменения к договору, предложенные со стороны Общества в протоколе разногласий, в связи с чем Заказчик прибегнул к Положению о закупках.
При этом, Комиссия Управления считает необходимым отметить, что в соответствии с представленными документами и пояснениями Заказчиком не инициировалась закупочная процедура в рамках Закона о закупках.
Также на основании пояснений и представленных к материалам дела документов Комиссия Управления отмечает, что в действиях Исполнителя отсутствовали намерения уклониться от подписания и заключения договора.
Комиссия Управления отмечает, что для признания Исполнителя недобросовестным поставщиком, уклонившимся от заключения договора, Комиссия не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоответствия действий лица положениям законодательства (документации), а обязана выяснить все обстоятельства дела, установить недобросовестность лица в совершении действий или бездействия, осуществленных намеренно с целью уклонения от заключения договора, так и в их совершении по неосторожности, когда участник по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
По своей правовой природе включение лица в реестр недобросовестных поставщиков является юридической ответственностью.
При решении вопроса о применении юридической ответственности подлежит установлению факт наличия вины ООО «АВЕРС ТЕХНО» в совершении вменяемого правонарушения.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков будет только такое уклонение лица, которое свидетельствует о недобросовестном поведении, совершении умышленных действий (бездействия), которое привело к невозможности заключения договора с этим лицом, признанным победителем закупочной процедуры, и нарушающих права заказчика относительно условий или к нарушению срока исполнения договора.
Комиссия, оценив фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ООО «АВЕРС ТЕХНО» в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, приказом ФАС России от 18.03.2018 № 164/13, Комиссия 

ЗАКЛЮЧИЛА:

1. Не рекомендовать включение сведений об ООО «АВЕРС ТЕХНО» в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.

Связанные организации

Связанные организации не указаны