Решение б/н б/а от 7 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4019/2023 о нарушении процедуры торгов и порядка

заключения договоров

 

04.04.2023                                                                                          г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…>

при участии посредством видеоконференцсвязи финансового управляющего Беседина С.А.,

в      отсутствие <…>

     (извещена    надлежащим       образом      письмом Московского УФАС России от 27.03.2023 № НП/13290/23),

рассмотрев        жалобу      <…>  (далее        —      Заявитель) на      действия финансового управляющего Беседина С.А. при проведении торгов по продаже

имущества должника (сообщение № 10772660, лот № 1, далее — Торги), перенаправленная письмом ФАС России от 24.03.2023 № 04/21865/23,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в неправомерном отклонении заявки от дальнейшего участия в Торгах.

В   соответствии   с   пунктом   1   части   1   статьи   18.1   Закона       о защите конкуренции по     правилам    настоящей     статьи       антимонопольный      орган рассматривает               жалобы        на действия   (бездействие) юридического                        лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным     в            соответствии            с                законодательством       Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и  проведении закупок          в                     соответствии                с                 Федеральным      законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое

обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ

«О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 № ГМ/67432/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе. Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

Таким образом, при осуществлении полномочий по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов и подготовке решений по результатам рассмотрения таких жалоб территориальным органам ФАС России необходимо применять позицию, изложенную в настоящем письме.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в вышеприведенном письме ФАС России, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заявитель считает неправомерными действия Организатора торгов по отклонению заявки от дальнейшего участия в Торгах, поскольку поданная заявка в полной мере соответствовала установленным требованиям.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и требуемые документы.

Изучив представленные документы и сведения, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанным извещением дата публикации объявления о проведении Торгов в форме публичного предложения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 14.02.2023 (далее - Сообщение). Датой начала подачи заявок является 15.02.2023 10:00. Окончания подачи заявок (окончание последнего периода): 11.04.2023 10:00.

Начальная цена лота - 990 450,00 руб.

Предмет Торгов — Легковой автомобиль универсал, марка: КАДИЛЛАК, модель: GМТ926 ЕSСАLАDЕ, год изготовления: 2008, цвет: ЧЕРНЫЙ, VIN: XWFFK638180000232, ГРЗ: отсутствует.

Место проведения Торгов — электронная площадка Альфалот (https://alfalot.ru/).

В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе, порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению, размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

Согласно Сообщению прием заявок начинается с 15.02.2023 г. с 10 часов 00 минут по 11.04.2023 10 часов 00 минут по местному времени в течении всего периода проведения публичного предложения. Срок действия публичного предложения - 55 (пятьдесят пять) календарных дней. Начальная цена продажи имущества устанавливается в размере начальной цены продажи имущества, установленной на повторных торгах. Величина снижения начальной цены продажи имущества должника - 10 %. Срок, по истечении которого последовательно снижается начальная цена – каждые 5 календарных дней. Продажа имущества Должника проводится с ценой отсечения продажи в размере 1% от начальной цены, в следующем порядке:

1 этап – 5 календарных дней с 15.02.2023 10:00 по 20.02.2023 10:00 начальная

цена лота № 1 - 990 450 руб.;

2 этап - 5 календарных дней с 20.02.2023 10:00 по 25.02.2023 10:00 снижается на 10 % от начальной цены;

3 этап - 5 календарных дней с 25.02.2023 10:00 по 02.03.2023 10:00 снижается

на 10 %;

4 этап - 5 календарных дней с 02.03.2023 10:00 по 07.03.2023 10:00 снижается

на 10 %; 5 этап -

5 календарных дней с 07.03.2023 10:00 по 12.03.2023 10:00 снижается на 10 %;

6 этап - 5 календарных дней с 12.03.2023 10:00 по 17.03.2023 10:00 снижается

на 10 %;

7 этап - 5 календарных дней с 17.03.2023 10:00 по 22.03.2023 10:00 снижается

на 10 %;

8 этап - 5 календарных дней с 22.03.2023 10:00 по 27.03.2023 10:00 снижается

на 10 %;

9 этап - 5 календарных дней с 27.03.2023 10:00 по 01.04.2023 10:00 снижается

на 10 %;

10 этап - 5 календарных дней с 01.04.2023 10:00 по 06.04.2023 10:00 снижается

на 10 %;

11 этап - 5 календарных дней с 06.04.2023 10:00 по 11.04.2023 10:00 - 1% от начальной цены.

Размер задатка – 10 % от начальной цены, установленной для соответствующего периода проведения торгов.

Величина снижения начальной цены продажи имущества должника - 10 %.

При участии в торгах посредством публичного предложения заявитель обязан обеспечить поступление задатка в размере 10% от цены этапа продажи лота не позднее указанной в таком сообщении даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов, по следующим реквизитам: получатель <....>. В назначении платежа необходимо указывать: Задаток по Код (номер) торгов, номер лота и наименование должника. Суммы внесенных заявителями задатков возвращаются всем заявителям, за исключением победителя торгов, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов. Задаток должен поступить на указанный счет не позднее даты составления протокола об определении участников торгов. Заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.

При этом в соответствии с условиями Сообщения к заявке на участие в торгах должны прилагаться копии следующих документов:

  • выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации

юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя;
  • копия платежного документа об оплате задатка с отметкой банка об исполнении.

Заявителем подана заявка на участие на 6 этапе публичного предложения (с 12.03.23 до 17.03.23).

Согласно протоколу об определении участников по лоту №1 (Публичное предложение №86227) от 17.03.2023 (далее - Протокол) заявка Заявителя (порядковый номер - 95446) отклонена от дальнейшего участия в Торгах по следующему основанию: «Поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов».

В составе заявки Заявителя было представлено   платежное   поручение ПАО «Сбербанк» от 17.03.2023 на сумму 49 523,00 руб. с указанием назначения (Задаток за лот 1, Торги ПП-86227, должника <…>без НДС).

На заседании Комиссии Организатор торгов пояснил, что задаток на момент составления спорного Протокола (17.03.2023 в 10.16) от Заявителя не поступал, что подтверждается представленной в материалы дела справкой ПАО «Совкомбанк», в связи с чем Организатором торгов принято правомерное решение о недопуске заявки.

Согласно справке ПАО «Совкомбанк», платеж Заявителя был проведен в банковской системе 17.03.2023 в 11.32.

Вместе с тем доводы Организатора торгов оцениваются Комиссией критически ввиду следующего.

Согласно пункту 7 Положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества <…> срок внесения задатка - не позднее даты окончания срока приема заявок на участие в торгах.

Кроме того, Сообщение также содержит условие, что задаток должен поступить на указанный счет не позднее даты составления протокола об определении участников торгов.

Частью 12 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

  • заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
  • представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
  • поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

В свою очередь, пунктом 5.1 Порядка предусмотрено, что организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов не позднее пяти календарных дней после окончания срока представления заявок на участие в торгах и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки в день его подписания.

Протокол об определении участников торгов содержит перечень заявителей, допущенных к участию в торгах, а также перечень заявителей, которым отказано в допуске к участию в торгах, с указанием для всех заявителей наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) физического лица, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), а также оснований принятого решения об отказе в допуске заявителя к участию в торгах.

Комиссия считает необходимым отметить, что согласно позиции ВС РФ, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.07.2016 № 305-ЭС16-3457 по делу № А40-117109/2010, поскольку торги являются конкурентной формой определения наиболее лучших условий за продаваемое имущество и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота), при установлении срока внесения задатка должны учитываться банковские правила движения денежных средств (о которых потенциальные участники не обязаны быть осведомлены) в целях обеспечения поступления задатка на специальный счет, используемый для проведения торгов, на момент составления протокола об определении участников торгов.

Следовательно, исполняя возложенную на него обязанность, Организатор торгов должен определить такой срок внесения задатка, чтобы между этой датой и датой составления протокола об определении участников торгов существовал (вызванный объективными факторами) разумный временной разрыв, способствующий получению организатором торгов на дату составления протокола актуальной информации по всем лицам, изъявившим волю принять участие в торгах и внесшим задаток.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота,

учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В гражданском законодательстве добросовестность неразрывно связана требованием разумности.

В настоящем случае, разумным сроком необходимо считать срок, учитывающий сроки для совершения необходимых банковских операций по перечислению денежных средств. В противном случае, сроки на подачу заявок и перечисление задатка сокращаются до двух рабочих дней, что противоречит Положению о реализации имущества должника и целям проведения торгов как способа продажи имущества должника по наиболее выгодной цене с целью удовлетворения требований кредиторов.

Вместе с тем, в настоящем случае Организатором торгов был составлен протокол об определении участников Торгов через 16 минут после окончания срока приема заявок на 6 периоде, в связи с чем Заявитель как лицо, подавшее заявку 17.03.2023 в 09:59 и осуществившее перевод задатка 17 марта 2023 09:38 (согласно данным платежного поручения), был лишен возможности обеспечить наличие необходимых денежных средств на счете на момент составления спорного Протокола.

Комиссия отмечает, что Организатором торгов, несмотря на возможность составления протоколов в срок до пять календарных дней согласно пункту 5.1 Порядка, не был соблюден разумный временной разрыв, способствующий получению на дату составления протокола актуальной информации по всем лицам, поскольку с момента подачи заявок до составления протокола об определении участников прошло менее суток, вследствие чего была создана ситуация, при которой был отклонен участник фактически исполнивший требования Сообщения в части порядка направления задатка.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия, с учетом конкретных фактических обстоятельств дела, представленных доказательств в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о неправомерности действий Организатора торгов по отклонению заявки Заявителя от участия в Торгах по основанию, приведенному в Протоколе, и несоответствии таких действий части 12 статьи 110 Закона о банкротстве.

Таким образом, жалоба Заявитель признана обоснованной.

В свою очередь, Организатором торгов в материалы дела был представлен договор купли-продажи имущества от 22.03.2023 № 3 и акт приема-передачи имущества от 23.03.2023.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления антимонопольного органа торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу, а организатор не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Уведомление о принятии жалобы Заявителя было направлено Управлением 27.03.2023, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для вывода о

заключении договора купли-продажи с нарушением положений Закона о защите конкуренции, в связи с чем такой договор может быть оспорен исключительно в судебном порядке.

Предписание может вменять в обязанность совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом либо допустима с точки зрения законодательства, и не должно возлагать обязательств, приводящих к нарушению закона, что является критерием исполнимости предписания (Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27.08.2021 N Ф05- 20003/2021 по делу № А41-45421/2020).

При таких обстоятельствах, учитывая заключение договора купли-продажи имущества по результатам Торгов с соблюдением требований Закона о защите конкуренции, у Комиссии отсутствуют правовые основания для выдачи Организатору торгов предписания об устранении выявленного нарушения.

Таким образом,   Комиссия,   руководствуясь   частью   20   статьи    18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать  жалобу  Заявителя  на   действия   Организатора торгов  при проведении Торгов обоснованной.
  2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве.
  3. Предписание об устранении выявленных нарушений Организатору торгов не выдавать в связи с заключением договора купли-продажи от 22.03.2023.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны