Решение б/н б/а от 24 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-7991/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.05.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
членов Комиссии:
при участии представителей ООО «Аврора С», АО «ВНИИРТ»,
рассмотрев жалобу ООО «АВРОРА С» (далее - Заявитель) на действия АО «ВНИИРТ» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме ГПБ на поставку средств вычислительной техники (реестровый № 32110209395) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Заявитель считает неправомерным отклонение его заявки, поданной на участие в Закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
30.04.2021 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и на официальном сайте ЭТПЗ был опубликован Протокол рассмотрения заявок и подведения итогов № 32110209395 (далее - Протокол), в соответствии с которым заявка Заявителя была отклонена.
Заявитель считает данное отклонение неправомерным.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Комиссия, заслушав позицию сторон, проанализировав материалы, представленные на заседании Комиссии, приходит к решению о признании жалобы необоснованной на основании следующих фактических обстоятельств дела.
В соответствии с Протоколом заявка Заявителя была отклонена на основании подпункта 3 пункта 15 Извещения Документации (несоответствие предлагаемой продукции требованиям, установленным в документации о закупке).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что часть товара, указанного в спецификации Заявителя (приложение № 4 к заявке) не соответствует характеристикам, установленным техническим заданием, а именно:
1) Заявителем предложен процессор Intel Celeron G4900 вместо процессора Intel Core i5-9500, указанного Заказчиком в техническом задании в составе системного блока (п. 1 технического задания и спецификации Заявителя).
2) Заявителем предложена видеокарта NVidia GT 710 вместо видеокарты GTX 1650, указанной Заказчиком в техническом задании в составе системного блока (п. 1 технического задания и спецификации Заявителя).
3) Заявителем предложен МФУ HP DeskJet 2320 вместо МФУ HP Color LJ Pro MFP M479fdn, указанного Заказчиком в техническом задании (п. 9 технического задания и спецификации Заявителя).
При этом Заказчиком были представлены сравнительные таблицы касательно представленного Заявителем товара и товара, установленного Документацией, из которых следует, что товар, предложенный Заявителем, не соответствует требованиям технического задания:
Процессор
Intel Celeron G4900 (Представлено Заявителем) |
Показатели и характеристики |
Intel Core i5-9500 (Техническое задание) |
3.10 ГГц |
Частота |
3.00 ГГц |
2 |
Процессорные ядра |
6 |
нет |
Режим Турбо |
4.40 ГГц |
2 |
Количество потоков |
6 |
DDR4-2400 |
Оперативная память |
DDR4-2666 |
64 Гб |
Максимальный объём |
128 Гб |
2.00 MB |
Кеш L3 |
9.00 MB |
LGA 1151 |
Процессорный разъём |
LGA 1151-2 |
236 (23%) |
Тест Cinebench R15 |
1016 (100%) |
2018 |
Год начала производства |
2019 |
40 $ |
Рыночная цена |
260 $ |
Видеокарта
GT 710 (Представлено Заявителем) |
Показатели и характеристики |
GTX 1650 (Техническое задание) |
720 |
Место в рейтинге производительности |
129 |
27 марта 2014 |
Начало производства |
23 апреля 2019 |
$36 |
Стоимость |
$159 |
954 МГц |
Тактовая частота |
1485 МГц |
Нет |
Режим Турбо |
1665 МГц |
915 млн |
Количество транзисторов |
4,700 млн |
28 нм |
Технологический процесс |
12 нм |
PCIe 2.0 x8 |
Интерфейс |
PCIe 3.0 x16 |
DDR3 2Gb |
Память |
GDDR5 4 Gb |
64 Bit |
Шина памяти |
128 Bit |
1.8 Гб / с |
Частота памяти |
8000 МГц |
14.4 Гб / с |
Пропускная способность |
128.0 Гб / с |
DVI-DHDMIVGA |
Внешние разъёмы |
1x DVI, 1x HDMI, 1x DisplayPort |
Также Заказчик пояснил, что предложенный Заявителем МФУ не является эквивалентом МФУ HP Color LJ Pro MFP M479fdn, поскольку у предложенного Заявителем более низкая производительность, указанный МФУ не позволяет в полной мере обслуживать офисную работу, а также имеет иную технологию печати – струйная вместо лазерной.
При этом Заявителем не были представлены доказательств обратного.
Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Таким образом, жалоба в данной части признается необоснованной.
Также Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком не предъявлены (не указаны) в документации на закупку параметры эквивалентности.
Комиссия отмечает, что дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 20.04.2021 в 11:00. Жалоба поступила в антимонопольный орган 05.05.2021.
В настоящем случае Заявитель, подавая жалобу в антимонопольный орган обжалует положения документации, с которыми фактически согласился, подав соответствующую заявку на участие в конкурентной процедуре.
Однако заявитель не обращался в антимонопольный орган с жалобой на положения документации до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и обжалует спорные требования лишь после окончания срока подачи заявок на участие в закупке и определения победителя.
Спорные положения документации, которые, по мнению Заявителя, являются незаконными и дискриминационными, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, подавших заявки на условиях документации.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организатора закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом, действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе абсолютно любыми лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке
В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке. Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потенциальных участников закупки.
При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.
В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Также следует отметить, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае заявитель, условия документации были известны заявителю, однако в установленный законом срок он не прибегнул к административному способу обжалования спорных положений. В соответствии ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В связи с чем Комиссия отмечает, что спорные положения документации подлежали обжалованию заявителем до окончания срока подачи заявки на участие в закупке посредством направления соответствующей жалобы в антимонопольный орган.
В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае заявитель, следует отметить, что условия документации были известны заявителю, однако в установленный законом срок он не прибегнул к административному способу обжалования спорных положений.
В соответствии ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В связи с чем Комиссия Управления отмечает, что спорные положения документации подлежали обжалованию заявителем до окончания срока подачи заявки на участие в закупке посредством направления соответствующей жалобы в антимонопольный орган.
Таким образом, Комиссия признает данный довод необоснованным.
На основании вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Аврора С» (ИНН: 7703468980, ОГРН: 5187746025990) на действия АО «ВНИИРТ» (ИНН: 7701315700, ОГРН: 1027701015352) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 07.05.2021 № ЕО/26425/21.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.