Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 077/10/18.1-19882/2020 о нарушении уполном... от 30 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП Медведевой С.С

 

Департамент городского

имущества города Москвы

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/10/18.1-19882/2020 о нарушении уполномоченными органами порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

 

 

30 ноября 2020 года                                                                                                                                        г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение уполномоченными органами порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе <...>

в присутствии:

ИП Медведевой С.С.(далее - Заявитель);

представителя ИП Медведева С.С. <...> по доверенности;

представителя Департамента городского имущества города Москвы <...> по доверенности

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления поступила жалоба ИП Медведевой С.С. от 09.11.2020 б/н, направленная письмом ФАС России от 12.11.2020 № 04/99034/20 (вх. № 85834-ЭП/20 от 13.11.2020), на действия Департамента городского имущества города Москвы (далее   ДГИ г. Москвы), выразившиеся в отказе в приеме документов, необходимых для оказания государственной услуги «Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, государственная собственность на который не разграничена» (далее - Выдача разрешения), в отношении земельного участка, соседнего с земельным участком с адресными ориентирами: г. Москва, п. Марушкинское, дер. Марушкино, уч. 2 с кадастровым номером 77:18:0170907:28, не имеющем подъездных путей (далее   основной земельный участок), для размещения подъездной дороги и тротуаров к строящемуся физкультурно-оздоровительному комплексу на основном земельном участке.

Согласно материалам жалобы между Заявителем и ДГИ г. Москвы заключен договор аренды № И-11-001577 от 13.02.2018 основного земельного участка в целях строительства физкультурно-оздоровительного комплекса. Основной земельный участок не имеет собственного подъездного пути, при этом граничит с земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

В целях обеспечения строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и последующей его эксплуатации Государственным бюджетным учреждением «Главное архитектурно - планировочное управление Москомархитектуры» разработана и утверждена схема транспортного обслуживания для физкультурно-оздоровительного комплекса, согласно которой подъезд планируется осуществлять через участок, прилегающий к арендованному основному земельному участку, государственная собственность на который не разграничена.

Из жалобы Заявителя следует, что планируемая подъездная дорога к основному земельному участку является сооружением вспомогательного использования, не является линейным объектом капитального строительства и функционально обеспечивает один объект капитального строительства. Для её строительства не требуется получения разрешения на строительство, а также утверждения проекта межевания в составе проекта планировки территории линейного объекта и решения Градостроительно - земельной комиссии.

В соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подъездные дороги, для которых не требуется разрешение на строительство, включены в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.

В свою очередь, порядок размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 № 636-ПП (далее - Порядок).

Согласно пункту 31 Порядка без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения на использование земель или земельного участка осуществляется размещение объектов, указанных в пункте 5(1) Порядка. Вместе с тем перечень объектов, указанный в пункте 5(1) Порядка, не содержит подъездную дорогу.

В соответствии с пунктом 4.2 Положения о ДГИ г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП, решения об оформлении разрешений для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и для целей, не связанных со строительством, о заключении в случаях и в порядке, установленных Правительством Москвы, договоров на размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства принимает ДГИ г. Москвы.

Предоставление государственной услуги «Выдача разрешения на использование земель и земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» осуществляется ДГИ г. Москвы в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы» (далее - Административный регламент).

ИП Медведева С.С. 20.10.2020 обратилась в ДГИ г. Москвы с заявлением о Выдаче разрешения для целей размещения подъездной дороги к объекту капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:18:0170907:28.

В ответ на указанное заявление ДГИ г. Москвы принято решение об отказе в приеме документов в связи с тем, что пунктом 5(1) Порядка такой объект как подъездная дорога не предусмотрена. Учитывая изложенное, ДГИ г. Москвы принято решение об отказе в приеме документов в соответствии с пунктом 2.8.1.5 Административного регламента.

По мнению Заявителя, отказ ДГИ г. Москвы в приеме документов, необходимых для Выдачи разрешения, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ИП Медведевой С.С. как участника строительного рынка, устанавливая административные барьеры и препятствуя строительству социально-значимого объекта.

Изучив представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и ДГИ г. Москвы, Комиссия установила следующее.

В порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:

- нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

- предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

- незаконного отказа в приеме документов;

- предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы в антимонопольный орган юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В сфере строительства нежилых объектов перечень административных процедур, проведение которых необходимо на всех этапах строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2017 № 346 (далее - Перечень).

В Перечне отсутствует такая процедура как Выдача разрешения.

Комиссия отмечает, что правовое регулирование выдачи разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вытекает не из градостроительного, а земельного законодательства.

Заявитель подтвердил, что планируемая подъездная дорога к земельному участку не является линейным объектом капитального строительства, не находится в границах «красных линий», а также не входит в улично-дорожную сеть и функционально обеспечивает один объект капитального строительства, не выходя за границы элемента планировочной структуры, и относится к сооружениям вспомогательного использования.

С учетом изложенного, Комиссией установлено, что спорный объект не является объектом капитального строительства, не требует получения разрешения на его строительство. Выдача разрешения не относится к процедурам, включенным Перечень.

Таким образом, у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заявителем обжалуются действия ДГИ г. Москвы по отказу в приеме документов, совершенные в рамках предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на использование земель и земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Предмет обжалования связан с нарушением прав конкретного лица ИП Медведевой С.С. при предоставлении указанной государственной услуги.

Управление осуществляет контроль в рамках полномочий, установленных Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, в соответствии с которым в компетенцию антимонопольного органа не входит проверка иных органов власти при исполнении последними своих полномочий, совершенных вне сферы антимонопольного контроля.

В то же время, Комиссия отмечает, что Заявителем может быть избран иной способ защиты прав в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нарушенные права и законные интересы Заявителя могут быть восстановлены как во внесудебном (обращение в вышестоящий орган) так и судебном (непосредственно через суд) порядке.

Кроме того, на заседании Комиссии Заявитель указал на наличие в действиях ДГИ г. Москвы по отказу в Выдаче разрешения нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Между тем, Комиссия отмечает, что в рамках рассмотрения жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, у антимонопольного органа отсутствует возможность рассмотрения доводов о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции. Заявления, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции. Указанный правовой подход подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 02.10.2017 № 309-КГ17-7502 по делу № А50-9299/2016.

Указанное обстоятельство не лишает права Заявителя обратиться в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции с приложением необходимых документов и описанием существа правонарушения.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Оставить жалобу ИП Медведевой С.С. на действия ДГИ г. Москвы, выразившиеся в отказе в приеме документов, необходимых для оказания государственной услуги «Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, государственная собственность на который не разграничена», в отношении земельного участка, соседнего с земельным участком с адресными ориентирами: г. Москва, п. Марушкинское, дер. Марушкино, уч. 2 с кадастровым номером 77:18:0170907:28, не имеющем подъездных путей, для размещения подъездной дороги и тротуаров к строящемуся физкультурно-оздоровительному комплексу на основном земельном участке без рассмотрения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны