Решение (комиссия) б/н б/а от 11 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-8828/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
08.07.2024 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
рассмотрев жалобу ООО «С-Т-О» (далее — Заявитель) на действия ПАО «Россети Центр» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств малой механизации для нужд ПАО «Россети Центр» (филиалов «Белгородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орёлэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго» и «Ярэнерго») и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиалов «Ивэнерго», «Калугаэнерго», «Кировэнерго», «Мариэнерго», «Нижновэнерго», «Рязаньэнерго», «Тулэнерго» и «Удмуртэнерго») (реестровый № 32413641007, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки от участия в Закупке.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При проведении закупочных процедур Заказчик руководствуется требованиями Единого стандарта закупок Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россети», утвержденного советом директоров ПАО «Россети» (протокол от 30.12.2022 № 604) (далее — Положение).
Извещение о проведении Закупки опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 27.05.2024.
Дата начала срока подачи заявок: 27.05.2024.
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 19.06.2024 12:00.
Дата подведения итогов: 26.06.2024.
Максимальная цена договора (цена лота): 38 153 373,60 рублей.
Согласно протоколу очного заседания Конкурсной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок участников от 26.06.2024 № 0230-ИА-24-2 заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям:
- на основании пункта 3.6.3 и подпункта (б) пункта 6.2.4 части I документации о закупке отклонить заявку ООО «С-Т-О», ИНН 7106525843, КПП 710601001, адрес: 300036, г. Тула, Одоевское ш., д. 57, комн. 2, поскольку заявка не отвечает требованию подпункта (д) пункта 3.6.9 части I документации о закупке:
Требования документации о закупке |
Независимая гарантия от 04.06.2024 № 0РАМ4Х |
Подпункт (д) пункта 3.6.9 части I документации: Бенефициаром в независимой гарантии должен быть указан Организатор ... Пункт 2 части IV документации: Наименование Организатора: ПАО «Россети Центр» |
Полное наименование бенефициара: Публичное Акционерное Общество «Россети Центр и Приволжье» |
По мнению Заявителя, отклонение его заявки по вышеуказанному основанию является неправомерным ввиду того, что им в составе заявки представлено две независимых гарантии, одна из которых содержала корректное наименование бенефициара - ПАО «Россети Центр».
Комиссия отмечает, что согласно части 12 статьи 3.4 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечение заявок на участие в такой конкурентной закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) может предоставляться участниками такой закупки путем внесения денежных средств в соответствии с настоящей статьей или предоставления независимой гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке осуществляется участником такой закупки.
Пунктом 21 Информационной карты установлено, что обеспечение заявок на участие в закупке предусмотрено в размере 2% от начальной (максимальной) цены договора(ов), что составляет 1 508 672 рубля 38 копеек РФ, НДС не облагается.
Порядок предоставления независимой гарантии: копия независимой гарантии, выданной в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, размещается Участником в соответствующем разделе на электронно-торговой площадке.
Согласно подпункту д) пункта 3.6.9 Закупочной документации бенефициаром в независимой гарантии должен быть указан Организатор, принципалом – Участник, гарантом – банк (или иные организации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), выдавший независимую гарантию.
В силу подпункта ж) пункта 3.6.9 Закупочной документации реквизиты Организатора (бенефициара) для указания в независимой гарантии приведены в пункте 22 части IV «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».
Согласно пункта 22 Информационной карты наименование Организатора: ПАО «Россети Центр».
Таким образом, в силу подпунктов «д», «ж» пункта 3.6.9 Закупочной документации в качестве бенефициара в независимой гарантии должен быть указано ПАО «Россети Центр».
В соответствии с пунктом 3.6.3 Закупочной документации непредставление обеспечения заявок на участие в закупке до срока, указанного в пункте 21 части IV «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» либо несоответствие условий и содержания обеспечения обязательств требованиям настоящей документации, приведет к отклонению Заявки.
Согласно подпункту б) пункта 6.2.4 Закупочной документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к продукции, работам, услугам, форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).
В соответствии с пунктом 3 Информационной карты предметом Закупки является право заключения договоров на поставку средств малой механизации для нужд ПАО «Россети Центр» (филиалов «Белгородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орёлэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго» и «Ярэнерго») и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиалов «Ивэнерго», «Калугаэнерго», «Кировэнерго», «Мариэнерго», «Нижновэнерго», «Рязаньэнерго», «Тулэнерго» и «Удмуртэнерго»).
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлено две независимых гарантии от 04.06.2024 № 0РАМ6Х и № 0РАМ4Х, выданные АО «Альфа-Банк».
При этом в независимой гарантии от 04.06.2024 № 0РАМ6Х в качестве бенефициара указано ПАО «Россети Центр», когда как в независимой гарантия от 04.06.2024 № 0РАМ4Х в качестве бенефициара указано ПАО «Россети Центр и Приволжье».
При этом, Заявитель в представленных независимых гарантиях разделил предмет Закупки:
Независимая гарантия от 04.06.2024 № 0РАМ4Х |
Независимая гарантия от 04.06.2024 № 0РАМ6Х |
Информация о закупке для обеспечения заявки на участие в которой предоставляется независимая гарантия |
|
поставка средств малой механизации для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиалов «Ивэнерго», «Калугаэнерго», «Кировэнерго», «Мариэнерго», «Нижновэнерго», «Рязаньэнерго», «Тулэнерго» и «Удмуртэнерго») |
поставка средств малой механизации для нужд ПАО «Россети Центр» (филиалов «Белгородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орёлэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго» и «Ярэнерго») |
В нарушение положения подпункта д) пункта 3.6.9 Закупочной документации в независимой гарантии от 04.06.2024 № 0РАМ4Х бенефициаром указано иное юридическое лицо – ПАО «Россети Центр и Приволжье».
В свою очередь, независимая гарантия от 04.06.2024 № 0РАМ6Х, признанная Заказчиком соответствующей требованиям документации о закупке, обеспечивает только часть закупки.
Комиссия отмечает, что участник самостоятельно принял решение о разделении предмета закупки на две части и предоставлении двух независимых гарантий.
Таким образом каждая из предоставленных Заявителем независимых гарантий должна соответствовать всем требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе и требованию, что бенефициаром должно быть указано ПАО «Россети Центр».
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что представленная Заявителем независимая гарантия от 04.06.2024 № 0РАМ4Х не соответствует требованиям подпункта д) пункта 3.6.9 Закупочной документации, в связи с чем, заявка Заявителя на основании пункта 3.6.3, подпункта б) пункта 6.2.4 Закупочной документации подлежала отклонению от участия в Закупке.
На основании изложенного, Комиссия не усматривает нарушения антимонопольного законодательства со стороны Заказчика, так как при отклонении заявки Заявителя Заказчик действовал в соответствии с требованиями собственной документации, требования которой применялись в равной степени ко всем участникам Закупки.
Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «С-Т-О» (ИНН: 7106525843, ОГРН: 1137154006110) на действия ПАО «Россети Центр» (ИНН: 6901067107, ОГРН: 1046900099498) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 01.07.2024 № ЕИ/26397/24.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.