Постановление №077/04/7.32.3-17172/2023 ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП от 13 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания по делу № 077/04/7.32.3-17172/2023 об административном правонарушении

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «12» декабря 2023 г.
В полном объеме постановление изготовлено «13» декабря 2023 г.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее – Московское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 06.12.2023 и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/7.32.3-17172/2023 в отношении юридического лица - ФГБУ «Росаккредагентство» (ИНН: 1215046871, ОГРН:1021200751296, КПП: 772501001, дата регистрации: 24.05.1996, юридический адрес: г. Москва, Шаболовка ул., д. 33) по факту совершения действий, содержащих признаки административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 4, ч. 5 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии представителей ФГБУ «Росаккредагентство» по доверенностям от 04.12.2023 № 50Д/15, от 05.12.2023 № 49Д/15, от 07.08.2023 № 33Д/15 <...>, посредством видео-конференц-связи с использованием программного обеспечения TrueConf.

УСТАНОВИЛ:

Московским УФАС России рассмотрен акт плановой документарной проверки от 25.09.2023 № 6, проведенной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, в отношении ФГБУ «Росаккредагентство» (вх. от 20.06.2023 2023-60439 2 № 38898/23), согласно которому в действиях ФГБУ «Росаккредагентство» (далее также - Учреждение, Заказчик) установлены следующие нарушения.

Согласно пункту 2 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках) Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства определены Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Положение).

Пунктом 8 Положения установлено, что для осуществления закупок в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения заказчики утверждают перечень товаров, работ, услуг. При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в такой перечень, у любых лиц, в том числе не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 10 Положения предусмотрено, что Заказчик размещает перечень в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) или до ввода в эксплуатацию единой информационной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт), а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Согласно акту проверки перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства, в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 ФГБУ «Росаккредагентство» не утверждался и не размещался, что является нарушением требований, установленных в пунктах 8, 10 Положения.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Актом проверки установлен факт несвоевременного размещения информации об исполнении договора от 05.09.2022 № 32211583081-2 (реестровый номер 81215046871220000030000).

Согласно части 2 статьи 4.1 Закона о закупках в течение трех рабочих дней со дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров.

Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Установлено, что при размещении информации об исполнении договора от 05.09.2022 № 32211583081-2 платежное поручение от 03.03.2023 № 864398 размещено Заказчиком 23.05.2023, т. е. с нарушением установленного срока, что противоречит требованиям, установленным частью 2 статьи 4.1 Закона о закупках, образуя признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Должностное лицо антимонопольного органа отмечает, что законодательством Российской Федерации закреплен принцип двусубъектной ответственности, выразившийся в закреплении в КоАП РФ возможности сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с положениями части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, действия ФГБУ «Росаккредагентство» по неразмещению перечня товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства, в период с 01.01.2022 по 31.12.2022, а также несвоевременному размещению информации об исполнении договора от 05.09.2022 № 32211583081-2 в реестре договоров, образуют признаки составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 4, частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения - г. Москва, Шаболовка ул., д. 33. 

Время совершения административного правонарушения - 09.01.2023, 14.03.2023.

В адрес Московского УФАС России направлены письменные пояснения, поддержанные в ходе рассмотрения дела представителями Учреждения, согласно которым в период 2022 года у Заказчика отсутствовала потребность в закупке товаров, работ и услуг, закупаемых с установлением ограничений, предусмотренных подпунктом «б» пункта 4 Положения, в связи с чем закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, Учреждением не проводились.

Кроме того, согласно доводам представителей ФГБУ «Росаккредагентство» Заказчик руководствовался пунктом 8 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования», утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 09.07.2021 г., в соответствии с которым, если выручка Заказчика по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год не превышает 500 млн руб., в текущем году Заказчик не осуществляет закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящим Положением с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации № 1352.

Пояснив, что объем выручки за предшествующий год не превысил установленный размер, Заказчик не устанавливал ограничения в отношении участия субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении закупок.

В дальнейшем были внесены изменения и утверждена новая редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования», размещенная 30.09.2022 и не содержащая указанного ограничения.

На основании вышеизложенного, представителями ФГБУ «Росаккредагентство» заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Оценивая доводы представителей ФГБУ «Росаккредагентство» об отсутствие обязанности по утверждению перечня товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства, в установленный период, должностное лицо административного органа отмечает, что Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не предусмотрена возможность заказчика установить в положении о закупке ограничения по применению отдельных положений указанного постановления.

Более того, с 30.09.2022 Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» не содержало установленного ограничения, что не препятствовало Заказчику утвердить установленный перечень.

Пунктом 5.1 Положения устанавливается обязанность заказчиков при планировании годового объема закупок осуществить закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, в размере не менее 20 процентов совокупного годового стоимостного объема закупок. Доводы представителей ФГБУ «Росаккредагентство» об отсутствие у Заказчика потребности в проведении закупок с установлением ограничений, предусмотренных подпунктом «б» пункта 4 Положения, должностное лицо административного органа оценивает как несостоятельные, ввиду установленной обязанности по соблюдению годового объема закупок исключительно у субъектом малого и среднего предпринимательства, а также фактической возможности по соблюдению данного объема, исходя из того, что годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществленный Заказчиком в 2022 г., составил 100 %.

Вместе с тем для осуществления закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчиками утверждается перечень таких товаров, работ, услуг. Таким образом, заказчики вправе проводить закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по утвержденному перечня товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с пунктом 8, пунктом 10 Положения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижении физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи), или невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Отсутствие состава административного правонарушения означает отсутствие любой из образующих состав признаков: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. В данном случае нарушение выразилось в несоблюдении Заказчиком требований, установленных в пунктах 8, 10 Положения.

В части нарушения срока размещения информации об исполнении договора от 05.09.2022 № 32211583081-2 представителями Учреждения даны пояснения, согласно которым несвоевременное размещение информации вызвано длительностью оформления электронной цифровой подписи директора Оздарбиева Р.Г., принятого на должность с 28.02.2022, который в соответствии с приказом от 22.03.2023 № 36-2/ОД является лицом Учреждения, наделенным правом электронной подпись в рамках Закона о закупках.

Рассматривая заявленные доводы, должностное лицо административного органа обращает внимание на то, что приказ № 36-2/ОД «О назначении лиц, ответственных за осуществление электронного обмена информацией» датирован 22.03.2023. Вместе с тем информация об исполнении договора подлежала размещению до 13.03.2023.

Таким образом, указанные обстоятельства не препятствовали размещению информации иными сотрудниками Учреждения, доказательств обратного на рассмотрение дела не представлено. Должностное лицо антимонопольного органа отмечает, что законодательством Российской Федерации закреплен принцип двусубъектной ответственности, выразившийся в закреплении в КоАП РФ возможности сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. В соответствии с положениями части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от  административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В рассматриваемом случае в действиях ФГБУ «Росаккредагентство» установлено нарушение пунктов 8, 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, части 2 статьи 4.1 Закона о закупках, что образует составы административных правонарушений, предусмотренных частью 4, частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

При этом, установлены все элементы состава административного правонарушения: субъекта, объекта, объективной стороны, субъективной стороны. В ходе рассмотрения дела представителями ФГБУ «Росаккредагентство» заявлено ходатайство о признании административных правонарушений малозначительными.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

На основании пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

С учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере охраны государственной собственности, нарушение которых препятствует эффективному и рациональному, производимому на основе принципов гласности и прозрачности, использованию бюджетных средств. Следует принимать во внимание, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению формальных требований публичного права.

Должностное лицо антимонопольного органа отмечает, что выявленные актом проверки нарушения содержат составы нескольких административных правонарушений, что указывает на многоэпизодный характер допущенных правонарушения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Заказчиком не были приняты все зависящие от него меры по исполнению требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. На основании изложенного должностное лицо административного органа не находит указанные обстоятельства исключительными и отклоняет заявленные ходатайства о прекращении дела об административном правонарушении на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность ФГБУ «Росаккредагентство», не установлены.

В силу части 6 статьи 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

При этом в данном случае при назначении административного наказания должностное лицо антимонопольного органа руководствуется положениями части 6 статьи 4.4 КоАП РФ, как указано ранее. На основании изложенного, оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается.

Санкцией части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Санкцией части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот 2023-60439 8 тысяч рублей. Таким образом, наиболее строгое административное наказание предусмотрено санкцией части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ. На основании изложенного должностное лицо антимонопольного органа полагает необходимым назначить ФГБУ «Росаккредагентство» административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) руб. 00 коп.

Руководствуясь ч. 4, ч. 5 ст. 7.32.3, ч. 2, 6 ст. 4.4, ст. 23.83, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо - ФГБУ «Росаккредагентство» (ИНН: 1215046871, ОГРН:1021200751296, КПП: 772501001, дата регистрации: 24.05.1996, юридический адрес: г. Москва, Шаболовка ул., д. 33) виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 4, ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

2. Назначить ФГБУ «Росаккредагентство» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) руб. 00 коп.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Таким образом административный штраф может быть оплачен в размере половины суммы от назначенного штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления. В силу указанных положений КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано исполнить обязательство по уплате штрафа за совершенное правонарушение самостоятельно. Законодательством Российской Федерации не установлена возможность уплаты неналоговых платежей иным лицом за лицо, в обязанность которого входит уплата данных платежей.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администратор доходов бюджета осуществляет бюджетные полномочия по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, в случае уплаты административного штрафа не являющимся обязанным в соответствии с настоящим постановлением уплатить штраф лицом, Московским УФАС России будет осуществлен возврат указанного платежа плательщику как излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд оплачиваются по следующим реквизитам:

Назначение платежа: Административный штраф по делу № 077/04/7.32.3-17172/2023 об административном правонарушении QR-код для оплаты:

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа должностному лицу надлежит представить в Московское УФАС России копии платежных документов.

В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного срока, материалы постановления о привлечении к административной ответственности направляются в Федеральную службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы штрафа. Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны