Решение б/н Решение от 14 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Яндекс»
<...>
ООО «Клик.ру»
<...>
ООО «ИНТЕРСТАНКОСЕРВИС»
<...>
<...>
ООО «ПРОМОГРУПП»
<...>
РЕШЕНИЕ
по делу №077/05/5-11872/2023
«10» января 2024 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по
рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в
составе:
председателя Комиссии: <...>ой,
членов Комиссии: <...>ой, <...>ой,
рассмотрев дело №077/05/5-11872/2023 по признакам нарушения
2024-6296
2
ООО «ИНТЕРСТАНКОСЕРВИС», Клепченко А.Б., ООО «ПРОМОГРУПП» части 7
статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее —
Закон о рекламе), выразившегося в распространении на Интернет-портале «Пикабу»
03.07.2023 рекламы:
«Реклама… Внесены поправки в закон о списании долгов населения. Банки
спишут все как миленькие после этих действий. Раз в 5 лет каждый гражданин
имеет право списать долги по кредитам, МФО, ЖКХ и т.д.»,
в присутствии представителей ООО «ИНТЕРСТАНКОСЕРВИС»,
в отсутствие представителей ООО «ПРОМОГРУПП», <...>.,
ООО «Клик.ру», ООО «Яндекс» (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Дело №077/05/5-11872/2023 возбуждено в отношении Клепченко А.Б.
ООО «ИНТЕРСТАНКОСЕРВИС», ООО «ПРОМОГРУПП» на основании заявления
физического лица относительно распространения на Интернет-портале «Пикабу»
03.07.2023 рекламы:
«Реклама… Внесены поправки в закон о списании долгов населения. Банки
спишут все как миленькие после этих действий. Раз в 5 лет каждый гражданин
имеет право списать долги по кредитам, МФО, ЖКХ и т.д.».
Распространение указанной рекламы подтверждается cкриншотами,
представленными в материалы.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения
дела, выслушав доводы представителей сторон по делу, оценив в совокупности и
взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства
Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к
следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование
или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть
заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной
стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта
рекламирования.
Такой признак рекламной информации как предназначенность для
неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице
или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама
2024-6296
3
направлена.
Предметом рассмотрения настоящего дела является реклама распространяемая
на Интернет-портале «Пикабу».
Таким образом, сведения были распространены широкому заранее
неопределенному кругу лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом
рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и
(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной
деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт,
конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к
которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,
обмена или иного введения в оборот.
На основании изложенного объектом рекламирования в настоящем случае
являются финансовые услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама
в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об
условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл
информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно представленным материалам, 03.07.2023 на Интернет-портале
«Пикабу» размещалась реклама «Реклама… Внесены поправки в закон о списании
долгов населения. Банки спишут все как миленькие после этих действий. Раз в 5 лет
каждый гражданин имеет право списать долги по кредитам, МФО, ЖКХ и т.д.».
Исходя из содержания спорной рекламы представляется очевидным, что она
преследует цель привлечения внимания потребителей к услуге списания долгов
физических лиц. При этом, использование в спорной рекламе фраз «Банки спишут
все как миленькие», «Раз в 5 лет каждый гражданин имеет право списать долги»
создает впечатление о гарантированном освобождении от долгов без указания на
последствия такой процедуры, а также иные существенные условия, при которых
предоставляется такая услуга.
Например, решение о введении в отношении гражданина процедуры
банкротства в соответствии с положениями Федерального закона от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве)
принимает суд, который также может и отказать во введении процедуры
банкротства.
Использованные в рекламе слова в утвердительной форме в отсутствие
указания каких-либо условий создают впечатление, что гражданин точно
освободится от долгов и не потеряет свое имущество. Кроме того, из текста рекламы
2024-6296
4
следует, что подав на банкротство, каждому гражданину гарантировано
освобождение от долгов, в то время, как решающее значение имеет суд.
Вместе с тем, согласно Закону о банкротстве освобождение от долгов и
требований кредиторов возможно только после завершения расчетов с кредиторами.
Все имущество гражданина, признанного судом банкротом, включается в
конкурсную массу для его последующей реализации и расчетов с кредиторами,
гражданин не вправе распоряжаться своим имуществом лично.
Исходя из документов и материалов, представленных ООО «Клик.ру», реклама
размещалась и оплачивалось за спорный период ООО «ИНТЕРСТАНКОСЕРВИС».
Согласно сведениям из Единого реестра интернет-рекламы, заказчиком
рекламы является <...>
В соответствии со сведениями<...>, реклама размещалась на
основании договора № 18 от 24.05.2023, заключенного с ООО «ПРОМОГРУПП».
Распространение рекламы, согласно сведениям ООО «ПИКАБУ», размещалось
силами ООО «Яндекс».
Согласно представленным пояснениям ООО «ЯНДЕКС» рекламное
объявление размещалась в рамках договора возмездного оказания услуг № 32246/15
от 01.03.2015 г., заключённого между Яндексом и ООО «КЛИК.РУ» (ИНН:
7743771327).
Вместе с тем, согласно представленным в материалы дела сведениям
ООО «КЛИК.РУ» - это интернет-сервис, позволяющий вести рекламные кампании в
контекстной и таргетированной рекламы, используя единый интерфейс и единую
точку оплаты.
При регистрации в сервере Клиент получает возможность создавать
рекламные кампании на различных площадках, а также иные условия создания и
размещения рекламной кампании Клиент устанавливает самостоятельно.
Так, на основании платежных документов за спорный период, размещение
рекламы было осуществлено именно ООО «ИНТЕРСТАНКОСЕРВИС».
Согласно представленным пояснениям ООО «ИНТЕРСТАНКОСЕРВИС»,
Общество также подтвердило факт распространения спорной рекламы.
Таким образом, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о
том, что рекламодателем спорной рекламы является
ООО «ИНТЕРСТАНКОСЕРВИС».
Таким образом, в действиях ООО «ИНТЕРСТАНКОСЕРВИС» установлено
нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении на
Интернет-портале «Пикабу» 03.07.2023 рекламы:
«Реклама… Внесены поправки в закон о списании долгов населения. Банки
спишут все как миленькие после этих действий. Раз в 5 лет каждый гражданин
имеет право списать долги по кредитам, МФО, ЖКХ и т.д.», в которой отсутствует
2024-6296
5
часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его
приобретения или использования, при котором искажается смысл информации и
вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
24 ноября 2020 года № 1922 (далее — Правила), при установлении факта нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях
прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному
(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия,
направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы
(пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект
рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение
добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33,
36 Закона о рекламе.
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных
при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны,
исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных
отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав
потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к
выводу о необходимости выдачи ООО «ИНТЕРСТАНКОСЕРВИС» предписания о
прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе с
нарушением пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе, в том числе в печатных изданиях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о
рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Московского УФАС
России,
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «ИНТЕРСТАНКОСЕРВИС» нарушившими положения
части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»
(далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении на Интернет-портале
«Пикабу» 03.07.2023 рекламы:
«Реклама… Внесены поправки в закон о списании долгов населения. Банки
спишут все как миленькие после этих действий. Раз в 5 лет каждый гражданин
2024-6296
6
имеет право списать долги по кредитам, МФО, ЖКХ и т.д.».
2. Выдать ООО «ИНТЕРСТАНКОСЕРВИС» предписание о прекращении
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. В отношении ООО «ПРОМОГРУПП», <...>
ООО «Клик.ру», ООО «Яндекс» рассмотрение дела прекратить.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
Московского областного УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об
административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,
предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.
Председатель комиссии <...>а
Члены комиссии:<...>а
<...>а

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны