Решение б/н б/а от 24 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-10062/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.06.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
Председательствующего:
Членов Комисии:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей ФГБУ НИЦ «Курчатовский институт»,
в отсутствии представителей <...>, уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 18.06.2021 № ЕО/35256/21,
рассмотрев жалобу <...> (далее — Заявитель) на действия ФГБУ НИЦ «Курчатовский институт» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сушилок для рук (реестровый № 32110364158) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, закупочная документация составлена с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Комиссия отмечает ,что согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.
Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.
В уведомлении о принятии жалобы к рассмотрению содержалась информация о том, что в случае отсутствия технической возможности, а также при наличии иных объективных причин невозможности рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи, стороны вправе подать ходатайство об очном рассмотрении жалобы, оформленное надлежащим образом. Указанное ходатайство должно быть направлено не позднее 15:00 (по московскому времени) рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы на электронные почты to77@fas.gov.ru, to77-torgi.mufas@fas.gov.ru.
Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от лиц, которым направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (Заявителем и Заказчиком), в Управление не поступало.
Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в его отсутствие.
Комиссия отмечает, что при осуществлении конкурентных процедур заказчики должны руководствоваться принципами, поименованными в части 1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе указанный Закон возлагает на заказчиков при проведении процедур обязанность руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
08.06.2021 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) и на официальном сайте АО «Сбербанк-АСТ» было опубликовано извещение о проведении Закупки.
Заявитель обжалует Закупочную документацию Заказчика.
По мнению Заявителя, Заказчик нарушает часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках, а именно: технические характеристики, указанные в техническом задании Закупочной документации, влекут за собой ограничения круга потенциальных участников размещения заказа, поскольку требуемые характеристики к товару подходят только к 1 определенную модель.
Заказчик с данным доводом не согласен, предоставил возражение на жалобу.
Заказчик утверждает, что требования к техническим характеристикам товара установлены им исходя из его собственных потребностей.
Более того, по мнению Заказчика, антимонопольное законодательство и законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц содержит указание не недопустимость необоснованного ограничения конкуренции, а не на необходимость наличия на рынке минимум 2 брендов (производителей) товара.
Заказчик также заявляет, что самостоятельный анализ рынка Заявителем сам по себе не может являться основанием для признания соответствия установленным документацией о закупке требованиям только одного производителя.
Комиссия, изучив доводы обеих сторон, приняла решение о переносе заседания, чтобы дать возможность Заказчику предоставить доказательство, что существует несколько моделей, подходящих под требования Закупочной документации.
Заказчик после объявления переноса заседания решил самостоятельно изменить документацию, добавив новые требования к поставляемому товару, после чего смог предоставить документы, подтверждающие, что теперь другие модели также подходят под характеристики Закупочной документации.
Комиссия, проанализировав предоставленные документы, приходит к следующему.
Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».
На заседании Комиссии установлено, что Заказчик нарушил своими действиями указанные выше положения Закона о закупках, а именно 2 пункт, поскольку он установил требования, под которые подходит только 1 модель. Более того, Заказчик не смог самостоятельно найти и предоставить Комиссии другие модели, подходящие под требования Закупочной документации, и изменил ее, тем самым подтвердив доводы Заявителя.
Учитывая изложенное, с учетом конкретных фактических обстоятельств исходя из имеющихся в настоящее время документов и сведений, Комиссией принято решение о признании жалобы на проводимую Закупку обоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной
- Обязательное для выполнения Предписание Заказчику не выдавать, поскольку Заказчиком уже устранены допущенные нарушения.
- Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 10.06.2021 № ЕО/33840/21, от 18.06.2021 № ЕО/35256/21.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.