Решение б/н б/а от 28 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Конкурсному управляющему

Цыбырны Д.В.

 

107078, Москва-78, а/я-286

 

 

ООО «Сирин»

 

Москва, а/я 95, 111116

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12034/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

23.07.2020 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

заместителя председателя Комиссии:

 

при участии представителей посредством видеоконференцсвязи:

от Конкурсного управляющего Цыбырны Д.В.

от .: ,

рассмотрев в жалобу (далее также — Заявитель) на действия Конкурсного управляющего Цыбырны Д.В. (далее также — Организатор торгов) при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника (сообщение № 4938073) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов, мотивированная неправомерным отказом от проведения Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу пунктов 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органом.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3-19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Сообщение о проведении Торгов опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее — ЕРФСБ) 24.04.2020 (сообщение № 4938073).

В соответствии с указанным сообщением прием заявок проходил поэтапно со следующим интервалом снижения цены:

1 Этап. 25.05.2020 09-00 – 27.05.2020 12-00. Цена предложения –
369 326 002.29 рублей.

2 Этап. 28.05.2020 09-00 – 01.06.2020 12-00. Цена предложения –
184 663 001.14 рублей.

3 Этап. 02.06.2020 09-00 – 04.06.2020 12-00. Цена предложения –92 331 500,57 рублей.

4 Этап. 05.06.2020 09-00 – 09.06.2020 12-00. Цена предложения – 46 165 750,28 рублей.

5 Этап. 10.06.2020 09-00 – 15.06.2020 12-00. Цена предложения – 23 082 875,14 рублей.

6 Этап. 16.06.2020 09-00 – 18.06.2020 12-00. Цена предложения – 11 541 437,57 рублей.

7 Этап. 19.06.2020 09-00 – 23.06.2020 12-00. Цена предложения – 5 770 718,78 рублей.

8 Этап. 24.06.2020 09-00 – 26.06.2020 12-00. Цена предложения – 2 885 359,39 рублей.

9 Этап. 29.06.2020 09-00 – 01.07.2020 12-00. Цена предложения – 1 442 679,69 рублей.

10 Этап. 02.07.2020 09-00 – 06.07.2020 12-00. Цена предложения – 721 339,84 рублей.

11 Этап. 07.07.2020 09-00 – 09.07.2020 12-00. Цена предложения – 360 669,92 рублей.

12 Этап. 10.07.2020 09-00 – 14.07.2020 12-00. Цена предложения – 180 334,96 рублей.

13 Этап. 15.07.2020 09-00 – 17.07.2020 12-00. Цена предложения – 90 167,48 рублей.

14 Этап. 20.07.2020 09-00 – 22.07.2020 12-00. Цена предложения – 45 083,74 рублей.

15 Этап. 23.07.2020 09-00 – 27.07.2020 12-00. Цена предложения – 22 541,87 рублей.

Как указывает в своей жалобе Заявитель, им на 8 этапе (24.06.2020 09-00 – 26.06.2020 12-00) была подана заявка на участие в Торгах с ценовым предложением в размере 2 885 359,39 руб., однако Организатором торгов не были сформированы список лиц, подавших заявки на участие в Торгах, протокол участников Торгов, а также публикация о результатах Торгов.

Вместе с тем Организатором торгов 26.06.2020 в 18:44 на электронной торговой площадке было опубликовано сообщение о отмене торгов в связи с изменением номинального размера права требования (дебиторской задолженности).

С указанными действиями Организатора торгов Заявитель выражает несогласие, считая, что Организатор торгов неправомерно отменил процедуру реализации имущества банкрота и обязан заключить с ним договор купли-продажи.

Комиссия, заслушав возражения Организатора торгов, оценив представленные документы и сведения в совокупности и взаимосвязи, установила следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

В Законе о банкротстве нет императивного запрета на отказ организатора торгов (конкурсного управляющего) от продажи имущества должника посредством публичного предложения. Данный Закон также не устанавливает иных сроков для реализации указанного права, а также последствий их несоблюдения.

В этой связи следует исходить из того, что если решение об отказе от проведения торгов в форме публичного предложения принято с нарушением установленного трехдневного срока до даты их проведения, то организатор торгов должен возместить его участникам реальный ущерб. Вместе с тем отказ от торгов в данном случае является юридически действительным.

По смыслу положений пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве при проведении торгов в форме публичного предложения происходит пошаговое снижение цены до тех пор, пока заинтересованное лицо не представит организатору торгов надлежаще оформленную заявку с указанием цены приобретения, равной цене соответствующего этапа публичного предложения либо превышающей ее (определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.05.2017 № 305-КГ16-20917). Соответственно, если такая заявка поступила, дальнейшее снижение цены не происходит, а организатор торгов должен подвести итоги торгов.

Торги проводятся непосредственно после того как завершен прием заявок в соответствующем периоде. Организатор торгов после окончания срока на подачу заявок рассматривает поступившие заявки, по результатам чего в порядке части 12 статьи 110 Закона о банкротстве принимает решение о допуске заявителей к участию в торгах. В последующем им в порядке части 15 статьи 110 данного Закона принимается решение об определении победителя торгов. В этой связи датой проведения торгов следует считать дату подведения их итогов в соответствующем периоде, в котором поступила релевантная заявка.

Соответственно, организатор торгов вправе отказаться от проведения торгов до того как подведены их итоги. Если такой отказ имеет место с нарушением установленного ГК РФ трехдневного срока, то организатор обязан возместить участникам торгов реальный ущерб.

Данные правовые выводы корреспондируют правовым подходам, сформированным в судебной практике при рассмотрении дел с аналогичными обстоятельствами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2018 № 302-ЭС18-1871).

Материалами дела установлено, что в соответствии с пунктом 3.4 Положения о порядке, о срока, об условиях и о цене продажи имущества — права требования (дебиторской задолженности) АО «МКК» если в период проведения торгов организация-дебитор исполнит свои обязательства перед АО «МКК» в полном объеме или исполнит свои обязательства в части в результате чего номинальный размер стоимости имущества изменится на сумму более чем 20% или буду выявлены обстоятельства (в том числе, если организация дебитор будет исключена из единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации), влекущие изменение номинального размера стоимости имущества более чем на 20% , конкурсный управляющий прекращает торги.

Если после завершения торгов и определения победителя торгов будет установлено, что номинальный размер стоимости имущества изменился на сумму более чем 20%, то конкурсный управляющий признает подписанные протоколы по результатам торгов недействительными и отказывает победителю торгов в заключении договора купли-продажи. Указанная информация доводится до сведений заинтересованных лиц путем публикации в ЕФРСБ, опубликовывается в официальном издании, определенному регулирующим органом (газета «КоммерсантЪ», и печатном издании по месту нахождения должника.

В случае прекращения торгов по обстоятельствам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, или признания протокола (протоколов) недействительным (недействительными) в соответствии с абзаце вторым настоящего пункта конкурсный управляющий формирует новый состав имущества — прав требования (дебиторская задолженность) АО «МКК».

Как пояснил представитель Организатора торгов на заседании Комитета кредиторов были утверждены изменения в Положение о порядке, о сроках, об условиях, о цене продажи имущества — права требования (дебиторской задолженности) АО «МКК» (сообщения ЕФРСБ № 5150736, № 5181839) в связи с изменением номинального размера права требования более чем на 20 %, а именно с 2 029 564 974,25 руб. до 382 519 545,38 руб.

На основании вышеизложенного Организатор торгов в соответствии с пунктом 3.4 Положения о порядке, о срока, об условиях и о цене продажи имущества — права требования (дебиторской задолженности) АО «МКК» обязан был отменить процедуру для дальнейшего и объявить процедуру повторно с измененным номинальным размером права требования.

Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Организатора торгов по отмене оспариваемой процедуры нарушений порядка проведения торгов и признает довод жалобы необоснованным.

При этом, учитывая, что спорная процедура подлежала отмене на основании решения Комитета кредиторов, Комиссия полагает, что у Организатора торгов отсутствовала необходимость публикования соответствующих протоколов об определении участников Торгов, о результатах Торгов.

Вместе с тем относительно довода Заявителя об отсутствии документов, подтверждающих оплату дебитором (дебиторами) частичной или полной суммы своей задолженности, Комиссия отмечает следующее.

Фактически рассматриваемый довод сводится к оспариванию действий комитета кредиторов.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу пунктов 4 и 7 статьи 110 Закона о банкротстве реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органом.

Таким образом, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов и порядок заключения договоров.

В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.

Организатор торгов выполняет следующие функции:

– опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов;

– принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия;

– определяет участников торгов;

– осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия;

– определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;

– уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.

Из положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что в Закона о защите конкуренции антимонопольным органом рассматриваются жалобы на действия (бездействие) организатора торгов.

С учетом изложенного, оценка действий комитета кредиторов не относится к компетенции антимонопольного органа и не подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной в части отмены торгов, в части отсутствия доказательств оплаты задолженности оставить без рассмотрения.

2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от от 22.07.2020 № ПО/40970/20.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны