Решение №30984/23 223 РАСТ РЕКОМ от 20 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «НИКИМТ-Атомстрой»

ш. Алтуфьевское, д. 43, к. 2, 
г. Москва, р-н Алтуфьевский, 127410

zakupki@atomrus.ru 
post@atomrus.ru 
LozinskiyPO@atomrus.ru

ООО «МИР ДОРОГ»

пр-кт Труда, д. 48А, оф. 401, 
г. Воронеж, 394026

mirdorog36@mail.ru

Федеральная антимонопольная служба

ул. Садовая-Кудринская, д. 11, 
г. Москва, Д-242, ГСП-3, 125993

delo@fas.gov.ru

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по делу №077/10/5-9326/2023 о проверке сведений необходимости включения в реестр недобросовестных поставщиков
20.07.2023                                                                                                              г. Москва

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее – Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления — заместителя начальника отдела проверок государственных закупок Д.А.А.,
Членов Комиссии Управления:
И.А.П. — специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
С.Р.Г. — специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченного представителя АО «НИКИМТ-Атомстрой»:
Л.П.О. (доверенность №039/80/2023-ДОВ от 12.05.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО «МИР ДОРОГ»: З.И.Г. (доверенность №20/07 от 20.07.2023),
рассмотрев обращение АО «НИКИМТ-Атомстрой» о включении сведений в отношении ООО «МИР ДОРОГ» в реестр недобросовестных поставщиков (далее – Обращение, Реестр),

УСТАНОВИЛА:

АО «НИКИМТ-Атомстрой» (далее – Заказчик) представило в Московское УФАС России (далее – Управление) в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1211) сведения в отношении ООО «МИР ДОРОГ» (далее – Общество, Исполнитель) для включения в Реестр.
Комиссия Московского УФАС России в результате осуществления проверки сведений, посредственных АО «НИКИМТ-Атомстрой», установила следующее. 
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «НИКИМТ-Атомстрой» (далее — Положение).
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в Реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
В соответствии с пунктом 9(1) Правил ведения Реестра, установленных Постановлением № 1211, сведения о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) не включаются в реестр в случае, если в результате проведения проверки, выявлено, что надлежащее исполнение договора оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (исполнителя, подрядчика) от исполнения договора по причине введения в отношении заказчика указанных санкций и (или) мер ограничительного характера.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком проведен открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку трёхслойных панелей типа «сэндвич» для строительства временного цеха АЭС «Эль-Дабаа» АО «НИКИМТ-Атомстрой» (реестровый №32211706785), по результатам которого между Заказчиком и Обществом заключен договор от 28.12.2022 039/25340-Д на поставку трёхслойных панелей типа «сэндвич» для строительства временного цеха АЭС «Эль-Дабаа» АО «НИКИМТ-Атомстрой» (далее — Договор).
Согласно п. 6.3 Технического задания Контракта поставка товара осуществляется в течение 60 календарных дней с даты подписания договора с правом досрочной поставки.
Как пояснил представитель Заказчика, 16.01.2023 Заказчик со стороны Исполнителя получил обращение №16/01 с просьбой о заключении дополнительного соглашения к договору.
Согласно содержанию вышеуказанного письма изначально размещенная информация на Официальном сайте о размещении заказов на закупки товаров, работ и услуг для нужд Госкорпорации «Росатом» по адресу: https://zakupki.rosatom.ru/22092106681293 содержала информацию о Начальной (максимальной) цене (НМЦ) договора в рублях РФ, равную 21 913 908,08 рублей.
Начальная (максимальная) стоимость договора в рублёвом эквиваленте при формировании закупочной документации составляла 22 914 337,28 рублей в составе документации к Запросу предложений № 3102741, являясь отражением комбинации курсов валют при формировании Ценового Анализа от 06.06.2022 года (здесь американский доллар – USD; российский рубль — RUB; египетский фунт — EGP):
1 USD = 15,7350 EGP;
1 USD = 61,5750 RUB;
В результате чего расчётный курс египетского фунта к рублю составил:
1 EGP = 3,9132 RUB.
При этом, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/contractfz223/card/contract-subject.html?id=15236506 размещена следующая информация о предмете настоящего Договора:
- Цена договора в рублевом эквиваленте 21 129 131,65 рублей;
- Курс валюты 3.9132.
С момента размещения Заказчиком запроса предложений №3102741 от 21.09.2022 до размещения итогового протокола и выбора победителя запроса предложений и подписания договора произошли существенные изменения, в связи со сложившейся непростой экономической ситуацией в мировой экономике и резким падением курса египетского фунта к курсу американского доллара и курсу российского рубля.
Курс египетского фунта на 21.09.2022 составлял:
1 USD = 19,4419 EGP (курс «Buy» Центрального банка Египта) что соответствует падению курса EGP к USD относительно курса, взятого для расчёта НМЦ в 23,56% (https://www.cbe.org.eg/en/EconomicResearch/Statistics/Pages/ExchangeRateshistorical.aspx).
К дате заключения договора, 28.12.2022, курс египетского фунта составлял:
1 USD = 24,6889 EGP (курс «Buy» Центрального банка Египта) что соответствует падению курса EGP к USD относительно курса от 21.09.2022 на 26,99%, и относительно курса, взятого для расчёта НМЦ — 56,90%.
По состоянию на 11.01.2023 г. курс египетского фунта EGP составлял:
1 USD = 29,6536 EGP (курс «Buy» Центрального банка Египта) что соответствует падению курса EGP к USD:
- относительно курса от 28.12.2022 г (дата заключения контракта) – на 20,11%;
- относительно курса от 21.09.2022 г – на 52,52%;
- относительно курса, взятого для расчёта НМЦ – на 88,46%.
По состоянию на 11.01.2023 г. расчётный курс египетского фунта EGP к российскому рублю RUB составил: 1 EGP = 2,3474 RUB. При таком курсе валют цена Договора составит 12 674 671,28 рублей, что на 40,01 % менее цены договора в рублёвом эквиваленте, указанной в настоящее время на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Курс доллара к египетскому фунту на 11.01.2023 в пике достигал значения 31,9375 – абсолютный максимум (без учета краткосрочного взлета USD/EGP до 38,625, от 20.01.2015). При этом девальвация национальной валюты Египта за год составила 95%.
Основываясь на вышеуказанных данных, фактах и обстоятельствах, Исполнителем наблюдалась волатильность курса египетского фунта. Вследствие неё нестабильная динамика курса валют оказывала существенное влияние на возможность планирования поставки товара по договору. Учитывая условие договора о фиксации курса валют на дату подписания Акта сдачи-приемки Товара и ввиду выше перечисленных обстоятельств исполнение договора для Исполнителя представлялось  крайне затруднительным или невозможным в целом.
На основании вышеуказанной информации, а также руководствуясь Изменениями в закупочной деятельности ГК «Росатом», обусловленными особой экономической ситуацией, а именно ст. 9.6 часть 2 Приказа ГК «Росатом» от 10.03.2022 №1/271-П-дсп «О применении особых условий осуществления закупочных процедур», регламентирующей возможность изменения цены Договора и ввиду того, что ООО «МИР ДОРОГ», являясь резидентом Россий
предлагает к поставке по настоящему Договору Товар, произведённый в Российской Федерации – просим Вас рассмотреть возможность заключения Дополнительного соглашения к настоящему Договору с целью фиксации цены договора в российских рублях согласно представленного текущего расчёта цены договора в рублёвом эквиваленте, приведённого на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/contractfz223/card/contract-subject.html?id=15236506, составляющим  составляющем 21 129 131,65 рублей.
20.01.2023    Заказчик со стороны Исполнителя получил обращение №20/01 с аналогичным по содержанию письму №16/01.
25.01.2023    Заказчик в адрес Исполнителя направил ответное письмо  №39-001/888,  согласно которому информация от Исполнителя о падении курса EGP к USD была актуальна именно к дате заключения договора и являлась несостоятельной в силу уже имевшего факта изменения курса валюты до признания Общества победителем закупки. В связи с вышеизложенным Заказчик не усмотрел объективность обстоятельств, влекущих возможность внесения предлагаемых Обществом  изменений в договор.
Также, описанные в письме Общества обстоятельства невозможно квалифицировать как обстоятельства непреодолимой силы. При этом страхование предпринимательского риска предусмотрено, например, ст. 933 ГК РФ, однако Общество такую возможность не использовало.
Таким образом, Общество, приняв участие в процедуре, подало заявку о соответствии со всеми положениями закупочной документации, с условиями которой согласилось.
31.01.2023    Заказчиком со стороны Общества получено письмо вх.№1-1/10869 (исх.№30/01 от 30.01.2023), согласно которому Закон о закупках не только не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения сторонами условий заключенных договоров (в отличие, например, от положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), но прямо указывает на допустимость изменения условий соответствующих договоров (ч. 5 ст. 4 Закона о закупках). Более того, ч. 5 ст. 4 Закона о закупках предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе, подлежит размещению в единой информационной системе. Кроме того, в п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, прямо указано, что не допускается такое изменение договора, заключенного по правилам Закона о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора.
Общество в данном письме указало Заказчику, что заключением дополнительного соглашения об указании цены договора в рублях, в договор, по факту не будут внесены изменения, наоборот, установление рублевого эквивалента будет способствовать установлению соответствия информации, указанной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по данной закупочной процедуре.
Также Общество указало Заказчику, что Общество заключило договор на производство трёхслойных панелей типа «сэндвич», а так же заключило договор с логистической компанией. Было детально проработана и утверждена логистическая схема комплексной оперативной поставки сэндвич-панелей на строительную площадку Эль-Дабаа в адрес филиала Никимт-Атомстрой не позднее 25.02.2023 Однако, в случае отказа от заключения дополнительного соглашения по указанию цены договора в рублях в размере 21 129 131,65 (двадцать один миллион сто двадцать девять тысяч сто тридцать один рубль 65 копеек) к договору, Общество будет поставлено в обстоятельства, при которых будет рассматриваться вопрос об отказе от исполнения Договора ввиду его экономической нецелесообразности и существенных изменений обстоятельств, в порядке ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь изложенным выше Общество просило Заказчика подписать приложенное к письму Общества исх.№30/01 Дополнительное соглашение в течение 5 (пяти) дней с даты получения вышеуказанного письма.
16.02.2023 Заказчик в адрес Общества направил письмо №007-268-12617, согласно которому заключение дополнительных соглашений является правом сторон договора и решение о подписании. Зависящее от экономической эффективности и совокупности иных обстоятельств, находится в полномочиях Заказчика.
Заказчик также указал Обществу, что стороны договора должны добросовестно исполнять свои договорные обязательства в соответствии с условиями закупочной документации, учитывая то, что договор заключался на основании открытой конкурентной процедуры.
20.02.2023    Заказчик со стороны Общества получил письмо исх.№20/02, согласно которому в связи со сложившейся экономической ситуацией в мире и с критическим падением курса египетского фунта к курсу американского доллара более чем на 80% Общество в адрес Заказчика было отправлено письмо о фиксации курса египетского фунта к курсу американского доллара на момент формированием НМЦК. В ответ на вышеуказанное письмо Общества Заказчик указал на неготовность зафиксировать курс египетского фунта к курсу американского доллара.
Вследствие критического падением курса стоимость договора в российской валюте уменьшилась более чем на 40% от первоначальной стоимости, в силу сложившихся обстоятельств исполнение договора экономически нецелесообразно для Общества.
На основании п. 12.2 договора Общество предложило предлагаем Заказчику расторгнуть договор по обоюдному соглашению.
29.03.2023 Заказчик в адрес    Общества направил претензию №/25/2023-ПРЕТс требованием оплатить неустойку за просрочку Обществом поставки товара и причиненных убытков вследствие неисполнения обязательств по договору.
18.04.2023    Заказчик в адрес Общества направил проект соглашения о расторжении договора. Согласно информации с официального сайта АО «Почта России» 25.04.2023 проект соглашения о расторжении договора был вручен адресату. Представитель Заказчика указал, что по истечению 20 календарных дней (до 16.05.2023) подписанное Обществом соглашение о расторжении договора не было направлено в адрес Общества (п.12.2 Договора).
01.06.2023    Заказчик в адрес Общества направил уведомление о расторжении в одностороннем порядке от 30.05.2023 №39-001/7438. Согласно информации с официального сайта АО «Почта России» 07.06.2023 была произведена неудачная попытка вручения уведомления получателю.
По состоянию на 07.07.2023 Заказчик признал договор расторгнутым, сведения о расторжении договора были размещены Заказчиком в ЕИС 12.07.2023.
Представитель Общества пояснил и указал, что не смотря на сложившиеся обстоятельства в мире и Российской Федерации Общество намеревалось исполнить договор, о чём неоднократно уведомляло Заказчика и предлагало варианты.
Так, со стороны Общества Заказчику предлагалось не увеличение цены договора, а ее закрепление в рублевом эквиваленте, в соответствии с размером, указанном на сайте закупок, а именно в размере 21 129 131,65 (двадцать один миллион сто двадцать девять тысяч сто тридцать один рубль 65 копеек). Однако Заказчик отказался от данного предложения
Кроме того, после принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения договора 20.06.2023 Общество в адрес Заказчика направило письмо исх.№20/06, согласно которому ранее Общество в адрес Заказчика неоднократно были направлены письма с просьбой о фиксации цены, в связи со сложившейся непростой экономической ситуацией в мировой экономике и резким падением курса египетского фунта к курсу американского доллара и курсу российского рубля. Однако Обществом был получен отказ от Заказчика.
Общество было поставлено в обстоятельства, при которых нами было принято решение об отказе от исполнения договора ввиду его экономической нецелесообразности для Общества, а также направить в адрес Заказчика проекта соглашение о расторжение договора поставки по обоюдному согласию.
Обществом со стороны Заказчика было получено письмо с соглашением о расторжении договора с наличием требований об оплате убытков и неустойки. Общество указало, что применение таких санкций в его адрес неприемлемым, так как вины Общества в неисполнении условий договора отсутствовали.
На основании имеющихся фактов, данных и сложившихся обстоятельств в качестве решения ситуации Общество предложило следующие варианты:
- Общество гарантирует Заказчику выполнение всех условий договора поставки с заключением дополнительного соглашения о фиксации цены к договору;
- расторжение договора по обоюдному согласию сторон, без применения штрафных санкции в адрес Общества ввиду отсутствия у него вины.
Комиссия Управления считает необходимым отметить, что в течение 2022 года наблюдались значительные изменения в курсах иностранной валюты, что имело непосредственное влияние на уровень цен, тем самым влияя на экономическую эффективность и целесообразность заключаемых договоров, осуществляемых проектов, оказываемых услуг и выполняемых работ, что было отражено в новостных сводках, в том числе:
- https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.dc9ac31e-64b93c3f-2396ef2e-74722d776562/https/www.bloomberg.com/news/articles/2022-12-05/egypt-devaluation-sends-business-conditions-into-deeper-declines;
- https://quote.rbc.ru/news/article/635a40789a794784f82f139b;
- https://dzen.ru/a/Y8AQqla2vzil4s7N
Кроме того, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 4 Закона о закупках допускаются изменения условий договоров, в связи с чем Комиссия Управления усматривает наличие возможностей у Заказчика оказать содействие Обществу в части рассмотрения и утверждения существенных условий заключенного между сторонами договора.
На основании вышеуказанной информации, а также на основании представленных сторонами к материалам дела документов и письменных пояснений Комиссия Управления делает вывод совершении Обществом активных действий, направленных на исполнение договора и отсутствии у него намерений уклониться от исполнения заключенного договора.
Для признания Исполнителя недобросовестным поставщиком, уклонившимся от заключения договора, Комиссия не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоответствия действий лица положениям законодательства (документации), а обязана выяснить все обстоятельства дела, установить недобросовестность лица в совершении действий или бездействия, осуществленных намеренно с целью неисполнения Договора, так и в их совершении по неосторожности, когда участник по небрежности или ненадлежащей осведомленности не принимает необходимых мер по выполнению обязательств по Договору, то есть создает условия, влекущие невозможность надлежащего выполнения условий Контракта. 
Таким образом, руководствуясь ст. 5 Закона о закупках, постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе», от 22.11.2012 № 1211
«О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках», приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках», Комиссия Управления

ЗАКЛЮЧИЛА:
Не рекомендовать включение сведений об ООО «МИР ДОРОГ» в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Связанные организации

Связанные организации не указаны