Решение б/н Б/А от 27 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-18087/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
22.10.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Хатман Групп», ФГБУ «ФЦМН» ФМБА России, АНО «Доверие»,

рассмотрев жалобу ООО «Хатман Групп» (далее — Заявитель) на действия ФГБУ «ФЦМН» ФМБА России (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по дополнительному медицинскому уходу за пациентами для нужд стационара ФГБУ «ФЦМН» ФМБА России (реестровый № 32110655381) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 


 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная ненадлежащим формированием закупочной документации, которая приводит к ограничению конкуренции.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника медицинской лицензии, поскольку установленные в Техническом задании требования к оказываемым услугам не попадают под определение медицинской деятельности.

Заявитель также указывает, что порядок оценки, установленный Заказчиком по показателю «Квалификация трудовых ресурсов» не носит объективный характер и вводит участников закупки в заблуждение относительно применения Заказчиком установленного в документации порядка оценки по данному показателю, поскольку Заказчиком не установлено каким образом будет производиться расчет сотрудников, привлеченных на основе гражданско-правовых договоров.

Также, согласно доводам жалобы установленный Заказчиком критерий оценки по показателю «Наличие аккредитации» не носит объективный характер, ограничивает конкуренцию и заведомо применяется не равно ко всем участникам в конкурсе, поскольку Заказчик фактически обременяет участника закупки пройти платную аккредитацию у негосударственных организаций.

По мнению Заявителя, порядок оценки заявок, установленный Заказчиком, представляется субъективным, ставит участников в неравное положение, не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному показателю.

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что не поддерживает доводы жалобы в части не установления в документации даты подачи заявок, а также довод, относительно противоречий относительно цены ТРУ в документации закупки и на сайте ЭТП.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

АНО «Доверие» поддержал позицию Заказчика.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Комиссией установлено, что 20.09.2021 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по дополнительному медицинскому уходу за пациентами для нужд стационара ФГБУ «ФЦМН» ФМБА России (реестровый № 32110655381) (далее – конкурс, процедура).

Пунктом 1.5.1 конкурсной документации установлено требование о наличии медицинской лицензии (паллиативное и сестринское дело).

В соответствии с Техническим заданием оказываемые услуги медицинского персонала включают в себя индивидуальный круглосуточный дополнительный уход за пациентами Заказчика по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1, стр. 10 с даты заключения Договора по 31.12.2021 года.

Для оказания Услуг в полном объеме предоставляемый Исполнителем медицинский персонал обязан:

  1. Иметь опыт работы с больными, требующими ухода, быть чисто и аккуратно одет, иметь медицинский костюм и сменную обувь.

  2. Точно в указанное время прибыть на заказ, категорически запрещается покидать больного, находящегося на круглосуточном обслуживании до прибытия сменного специалиста.

  3. Немедленно сообщить на медицинский пост в случаях: отсутствия сменной сестры, выписки больного домой, смерти больного.

  4. Находится около больного и следит за его состоянием на протяжении всего своего дежурства. Отлучаться возможно не более чем на 15 мин. для гигиенических процедур, с обязательным предупреждением персонала отделения.

  5. Выполнять рекомендации врачей совместно со средним медицинским персоналом и под его контролем, касающиеся ухода за больным. Не обсуждать назначения лечащего врача и состояние больного с родственниками и третьими лицами.

  6. При ухудшении в состоянии больного сообщать первично среднему медицинскому персоналу отделения или врачам.

  7. Выполнять следующие мероприятия по уходу за больным строго в соответствии с рекомендациями врачей, совместно со средним медицинским персоналом и под его контролем:

- Кормление больного/тяжелобольного пациента приготовленной пищей, в том числе через зонд или гастростому, число кормлений определяется персоналом лечебного учреждения.

- Уход за интестинальным зондом

- Кормление тяжелобольного пациента через интестинальный зонд

- По назначению лечащего врача проведение правильного позиционирования в постели, комплекс дыхательной гимнастики, выполнение элементов массажа по назначению лечащего врача.

- Проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику пролежней.

- Содержание в чистоте места нахождения больного и предметов ухода за больным.

- Осуществление гигиенического ухода за больным:

- Мытье и/или обтирание больного на месте моющим раствором или средствами по уходу.

- Подача и забор судна и/или утки, подмывание больного, при необходимости осуществление смены калоприемника

- Осуществление смены белья и одежды пациенту/тяжелобольному пациенту постельных принадлежностей и нательного белья. Белье предоставляется Заказчиком, в стационаре по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

- Чистка ушей.

- Уход за наружным слуховым проходом

- Уход за глазами тяжелобольного пациента

- Уход за мочевым катетером

- Чистка зубов, языка

- Подстригание ногтей на ногах и руках.

- Бритье больного.

- Дважды в день измерение температуры и артериального давления больного.

- С учетом диуреза больного, записывание количества выпитой и потребленной жидкости с пищей, записывание количества выделенной мочи, в том числе взвешивая подгузник.

- Отсасывание слизи из ротоглотки и/или носа

- Пособие при трахеостоме

- Уход за назогастральным зондом, носовыми канюлями и катетером

- Отсасывания слизи из верхних дыхательных путей

- Введение лекарственных препаратов интраназально

- Пособие при гастростомах

- Пособие при илеостоме

- Пособие при стомах толстой кишки

- Вынос предметов ухода за больными с биологическими жидкостями

- Уборка прикроватных столиков после каждого приема пищи

- Гигиенические мероприятия перед и после приема пищи (мытье рук, гигиена полости рта)

- Прогулки по улице, при наличии пандуса и грузового лифта.

Как пояснил на заседании Комиссии Заказчик, дополнительный медицинский уход осуществляется за пациентами, перенесшими инсульт с нарушением мозгового кровообращения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852
«О лицензировании медицинской деятельности» (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, указан следующий перечень (услуг), составляющих медицинскую деятельность Работы (услуги) по: авиационной и космической медицине, акушерскому делу, акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий), акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), аллергологии и иммунологии, анестезиологии и реаниматологии, вакцинации (проведению профилактических прививок), водолазной медицине, военно-врачебной экспертизе, врачебно-летной экспертизе, гастроэнтерологии, гематологии, генетике, гериатрии, гистологии, дерматовенерологии, детской кардиологии, детской онкологии, детской урологии-андрологии, детской хирургии, детской эндокринологии, диетологии, забору гемопоэтических стволовых клеток, забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов, заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов, изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации, инфекционным болезням, кардиологии, клинической лабораторной диагностике, клинической фармакологии, колопроктологии, косметологии, лабораторной генетике, лабораторной диагностике, лечебной физкультуре, лечебному делу, мануальной терапии, медико-социальной экспертизе, медико-социальной помощи, медицинской микробиологии, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным), медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым), медицинским осмотрам профилактическим, медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители, медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции, медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), медицинской оптике, медицинской статистике, медицинскому массажу, медицинской реабилитации, неврологии, нейрохирургии, неонатологии, нефрологии, общей врачебной практике (семейной медицине), общей практике, онкологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии, ортодонтии, остеопатии, оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации), оториноларингологии (кохлеарной имплантации), офтальмологии, патологической анатомии, педиатрии, пластической хирургии, профпатологии, психиатрическому освидетельствованию, психиатрии, психиатрии-наркологии, пульмонологии, радиологии, радиотерапии, реабилитационному сестринскому делу, реаниматологии ревматологии, рентгенологии, рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению, рефлексотерапии, санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, сердечно-сосудистой хирургии, сестринскому делу, сестринскому делу в косметологии, сестринскому делу в педиатрии, скорой медицинской помощи, спортивной медицине, стоматологии, стоматологии детской, стоматологии общей практики, стоматологии ортопедической, стоматологии профилактической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической, судебно-медицинской экспертизе, амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе, стационарной судебно-психиатрической экспертизе, сурдологии-оториноларингологии, терапии, токсикологии, торакальной хирургии, травматологии и ортопедии, трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, транспортировке гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга, транспортировке половых клеток и (или) тканей репродуктивных органов, транспортировке органов и (или) тканей человека для трансплантации, трансфузиологии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, фтизиатрии, функциональной диагностике, хирургии, хирургии (комбустиологии), хирургии (трансплантации органов и (или) тканей), хранению гемопоэтических стволовых клеток, челюстно-лицевой хирургии, экспертизе временной нетрудоспособности, экспертизе качества медицинской помощи, экспертизе профессиональной пригодности, экспертизе связи заболевания с профессией, эндокринологии, эндоскопии.
Указанные в техническом задании функции могут выполняться следующими специалистами, соответствующими профессиональному стандарту:
1. Медицинская сестра по реабилитации (Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 № 476н),

2. Медицинская сестра/медицинский брат" (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 475н),

3. Младший медицинский персонал (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.01.2016 № 2н).

В соответствии с Приказом Минздрава России от 11.12.2020 № 1317н «Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) по сестринскому делу» перечислены следующие услуги по сестринскому делу включают выполнение следующих функций: оказание медицинской помощи, в том числе в экстренной форме; осуществление наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях; проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни; осуществление сестринского ухода; ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала, может создаваться кабинет доврачебной помощи, процедурный кабинет, прививочный кабинет, перевязочная, манипуляционная.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях; медицинской услугой - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; медицинским вмешательством - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинские услуги представляют собой медицинские вмешательства или их комплекс, выполняемые для лечения, диагностики заболеваний, профилактики, медицинской реабилитации. Медицинские услуги оказываются медицинскими работниками, имеющими соответствующую квалификацию, в медицинских организациях (а также индивидуальными предпринимателями), имеющими соответствующую лицензию на медицинскую деятельность. При этом медицинская деятельность осуществляется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

Полный перечень медицинских услуг дан в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг".

Сестринский уход за пациентом входит в номенклатуру медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что 80% услуг, указанных в Техническом задании являются лицензируемым видом деятельности.

При этом Комиссия также принимает во внимание, что Заявитель подтвердил, что виды оказываемых услуг, указанных в Техническом задании, такие как: пособие при трахеостоме, уход за назогастральным зондом, носовыми канюлями и катетером, пособие при гастростомах, пособие при илеостоме, пособие при стомах толстой кишки, действительно относятся к сестринскому уходу.

В свою очередь Комиссия отмечает, что перечисленные в техническом задании детализированные пункты, в целом составляют сестринский уход, медицинскую реабилитацию, оказываются в отношении госпитализированных пациентов, что в целом относится к осуществлению медицинской деятельности, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

На заседании Комиссии Заказчик также пояснил, что в организации отсутствует паллиативное отделение и соответственно отсутствуют требования по паллиативной помощи, но при этом перечислены медицинские услуги по реабилитации и сестринскому уходу.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что при установлении требования о наличии медицинской лицензии, Заказчик руководствовался действующим законодательством, а равно требование о наличии медицинской лицензии установлено правомерно.

Относительно довода Заявителя об установленном порядке оценки по показателю «Квалификация трудовых ресурсов», Комиссия отмечает следующее.

В обоснование данного довода Заявитель указывает, что сотрудника, находящегося в штате организации на полставки, Заказчик будет считать, как половину специалиста, однако Заказчиком не указано как будет считаться сотрудники, привлеченные на основе гражданско-правовых договоров.

Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок по указанному показателю.

Так, оценка показателя производится по шкале предельных величин значимости показателя, т.е. начисление баллов осуществляется в зависимости от того, в какой интервал требований попадает участник открытого конкурса:

- отсутствие информации о квалификации младшего и среднего медицинского персонала – 0 баллов;

- от 10 до 20 специалистов, имеющих квалификацию – 5 баллов;

- от 21 до 30 специалистов, имеющих квалификацию – 10 баллов;

- от 31 до 50 специалистов, имеющих квалификацию – 30 баллов;

- 51 и более специалистов, имеющих квалификацию – 100 баллов;

С учетом коэффициента значимости показателя, шкала предельных величин значимости показателей рассчитывается следующим образом:

- от 10 до 20 специалистов, имеющих квалификацию – 5 х 0,20 = 1 балла;

- от 21 до 30 специалистов, имеющих квалификацию – 10 х0,20 = 2 балла;

- от 31 до 50 специалистов, имеющих квалификацию – 30 х0,20 = 6 баллов;

- 51 и более специалистов, имеющих квалификацию – 100 х0,20 = 20 баллов.

Специалист, работающий не на полную ставку учитывается с коэффициентом ставки, т.е. для расчета принимается ставка специалиста. Специалист на 0,5 ставки=0,5 специалиста, специалист на 1,5 ставки =1,5 специалиста, 0,75 ставки=0,75 специалиста.

Количество округляется в большую сторону до целого числа.

Наличие у исполнителя сотрудников, прошедших профессиональную подготовку необходимую для оказания услуг по предмету открытого конкурса подтверждается:

- штатные сотрудники: выписка из штатного расписания + копии трудовых книжек, трудовых договоров + копии действующих медицинских книжек + копия диплома о среднем профессиональном образовании по специальности "Сестринское дело" с приложением действующего сертификата или "Лечебное дело" с приложением действующего сертификата или "Акушерское дело" с приложением действующего сертификата, или копии свидетельств государственного образца о профессии рабочего, должности служащего с присвоенной квалификацией «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» подтверждающих прохождение обучения в соответствии с профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2016 г. №2н.

- привлеченные сотрудники: копии гражданско-правовых договоров + копии действующих медицинских книжек + копия диплома о среднем профессиональном образовании по специальности "Сестринское дело" или "Лечебное дело" или "Акушерское дело", или копии свидетельств государственного образца о профессии рабочего, должности служащего с присвоенной квалификацией «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» подтверждающих прохождение обучения в соответствии с профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2016 г. №2н;

Суммируется количество сотрудников для которых предоставлен полный пакет документов: для штатного сотрудника это выписка из штатного расписания + копия трудовой книжки, трудового договора + копия действующей медицинской книжки + копия диплома о среднем профессиональном образовании по специальности "Сестринское дело" или "Лечебное дело" или "Акушерское дело", или копия свидетельства государственного образца о профессии рабочего, должности служащего с присвоенной квалификацией «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» подтверждающих прохождение обучения в соответствии с профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2016 г. №2н;

для привлеченного сотрудника это копия гражданско-правового договора + копия действующей медицинской книжки + копия диплома о среднем профессиональном образовании по специальности "Сестринское дело" или "Лечебное дело" или "Акушерское дело", или копия свидетельства государственного образца о профессии рабочего, должности служащего с присвоенной квалификацией «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» подтверждающих прохождение обучения в соответствии с профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2016 г. №2н.

Заявителем не представлено доказательств, каким образом установление порядка оценки подобным образом влечет нарушение его прав и законных интересов.

Комиссия принимает во внимание, что Заявитель заявку на участие не подавал, следовательно указанный порядок не может быть к нему применен, а равно не представлено доказательств того, что подобный порядок оценки применен не в равной мере ко всем участникам закупки.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, считает необходимым отметить, что Заявителем не представлено доказательств того, оспариваемый порядок влечет ограничение конкуренции.

Относительно довода Заявителя о том, что критерий оценки по показателю «Наличие аккредитации» не носит объективный характер, ограничивает конкуренцию и заведомо применяется не равно ко всем участникам в конкурсе, поскольку Заказчик фактически обременяет участника закупки пройти платную аккредитацию у негосударственных организаций, Комиссия отмечает следующее.

Согласно Конкурсной документации, порядок оценки показателя С2: «Наличие аккредитации» - коэффициент значимости показателя (КЗ) = 0,70.

- наличие аккредитации в Союзе Реабилитологов России и Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи=100 баллов.

Как пояснил на заседании Комиссии Заказчик, ассоциация Союз Реабилитологов России, создана для профессионального решения вопросов медицинской реабилитации, в том числе по профилю реабилитация после ОГМК (острое нарушения мозгового кровообращения», постковидный инсульт и т.д).

Члены ассоциации, участвуют в программах реабилитации по профилю нашего учреждения, в рамках нахождения в ассоциации получают необходимое обучение и информационные материалы.

Ассоциация не является государственной организацией, но создана в рамках поддержки государственных учреждений медицинской направленности, работающих по направлению реабилитация.

Ассоциация не ограничивает право вступления в ассоциацию, но при этом, в рамках проводимых конференций, обучений повышает квалификацию членов ассоциации, что особенно важно для ФГБУ ФЦМН ФМБА России, являющимся ведущим Центром по реабилитации пациентов.

Заказчик также пояснил, что профильные специалисты ФГБУ ФЦМН ФМБА России, также состоят в данной ассоциации.

Как пояснил Заказчик, любой участник закупки имеет возможность вступить в ассоциацию и иметь постоянный доступ к методическим пособиям и информационным материалам в части медицинской реабилитации, оказывать услуги на более профессиональном уровне, что необходимо Заказчику.

Комиссия Управления оценив оспариваемый Заявителем критерий оценки, приходит к выводу о том, что Заказчиком в Конкурсной документации о закупке сформулированы требования, которые основаны на представлении Заказчика о потребности в услугах определенного качества и количества, о потенциальном исполнителе с определенной квалификацией, опытом, ресурсами и т.д.

Спорное требование предъявлено ко всем участникам закупки, что не может рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию.

При этом указанный критерий не является условием допуска к участию в Конкурсе, а учитывается только при оценке заявок участников.

При этом непредставление участником в составе заявки сведений о наличие аккредитации в Союзе Реабилитологов России и Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи, не является основанием отклонения такой заявки.

Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона
о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

При этом, согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленный Заказчиком критерий оценки «Наличие аккредитации», в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Заявителем действительных доказательств, подтверждающих нарушение своих прав, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности подачи заявки Комиссии не представлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения, которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Хатман Групп» (ОГРН: 1135012009494, ИНН: 5012081170) на действия ФГБУ «ФЦМН» ФМБА России (ОГРН: 1187746642302, ИНН: 7728434750) при проведении Закупки необоснованной.

     

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 07.10.2021 № ЕО/61339/21, от 13.10.2021 № ЕО/62834/21 и от 20.10.2021 № ЕО/64163/21.

Связанные организации

Связанные организации не указаны