Решение б/н б/а от 20 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7696/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
17.06.2024                                                                                           г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<......>

членов Комиссии:

<......>

<......>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей <......>,

в отсутствие представителей <......>, извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.06.2024 № ЕП/22773/24,

рассмотрев жалобу <......> (далее — Заявитель) на действия <......> (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов <......> операционной зоны Филиала <......>(3665120) (реестровый № 32413590313) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с решением закупочной комиссии об отклонении заявки, поскольку представленные в составе заявки документы полностью соответствуют требованиям, установленным в Закупочной документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При организации и проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд <......>, утвержденным решением Совета директоров <......> от 27.12.2018 (протокол № 226) (в редакции с учетом изменений № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 13 утвержденных решениями Совета директоров <......> от 21.06.2019 (протокол № 240), от 31.01.2020 (протокол № 257), от 17.07.2020 (протокол № 268), от 28.06.2021 (протокол № 294), от 07.04.2022 (протокол № 307), от 25.05.2022 (протокол № 308), от 05.08.2022 (протокол № 312), от 28.09.2022 (протокол № 315), от 27.12.2022 (протокол № 319), от 27.01.2023 (протокол № 322), от 30.10.2023 (протокол № 335), от 20.03.2024 (протокол № 339) и от 17.05.2024 (протокол № 340) (далее — Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Информация о проведении Закупки размещена Заказчиком на сайте электронной торговой площадки АО «Центр развития экономики» (https://www.b2b-center.ru), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) – 13.05.2024.

Начальная (максимальная) цена договора: 339 000 000,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 13.05.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 29.05.2024 в 09:00.

Дата подведения итогов: 06.06.2024.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 05.06.2024 № 49-цзк-8-2 заявка Заявителя отклонена по следующему основанию:

«(согласно подпункту «б» пункта 6.8.2.4. Конкурсной документации «несоответствие Участника конкурса требованиям, установленным в Конкурсной документации» в связи с отсутствием у <......> трехлетнего опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливноэнергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности, согласно подпункту «в» пункта 6.8.2.4. Конкурсной документации «несоответствие Конкурсной заявки требованиям Конкурсной документации» в связи с тем, что не подтверждено наличие в штате минимально необходимого количества охранников).

* - <......> подана заявка от имени коллективного участника, действующего на основании договора о совместной деятельности от 17.05.2024 между <......> (Лидер, Участник 1) и <......> (Участник 2). В соответствии с письмом Минфина России от 12.01.2017 № Д28и-1034, если победителем закупочной процедуры признан участник, на стороне которого выступали несколько лиц, заказчик обязан заключить договор со всеми юридическими лицами, выступавшими на стороне победившего участника. Юридические лица, выступающие на стороне участника закупки, солидарно отвечают перед заказчиком, за исполнение обязательств, предусмотренных договором, заключаемым по результатам закупки. Условия представленного договора о совместной деятельности от 17.05.2024, заключенного между <......> (Участник 1) и <......>(Участник 2), не соответствуют разъяснениям Минфина России, поскольку: договор по результатам закупки будет заключен только от имени <......>(п 2.1);<......> не участвует в исполнении договора, заключаемого с заказчиком (п. 2.2); ответственность за своевременное и полное исполнение договора на оказание охранных услуг несет только <......>, в связи с чем к рассмотрению принимаются документы, представленные только в отношении Лидера коллективного участника – <......>».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2022 № 2258 (далее — Постановление № 2258) утверждены обязательные специальные требования к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса (далее — Требования).

Так, пунктами 2, 3 Постановления № 2258 установлены требования о наличии у частной охранной организации не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности и о наличии у частной охранной организации охранников 5 и (или) 6 разрядов в количестве, определенном в соответствующем разделе паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

Указанные требования предусмотрены пунктом 21 Извещения, а также пунктом 5.1.1.1 Закупочной документации, согласно которым претендовать на победу в конкурсе могут Участники конкурса, предложившие лучшие условия для исполнения Договора и отвечающие следующим требованиям:

а) соответствие Участника конкурса требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим исполнение обязательств, являющихся предметом Договора, в том числе:

- для частной охранной организации:

- наличие у частной охранной организации не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности;

- наличие у частной охранной организации охранников 5 и (или) 6 разрядов в количестве, определенном в Таблице пункта 3.4. Технического задания (Приложение №1 к Договору) (раздел 4 Конкурсной документации).

Пунктом 3.4 Технического задания установлена общая численность персонала Исполнителя для организации охраны Объектов, определенная разделом 5 паспорта безопасности Объектов, согласно которой общая численность работников должна составлять 102 человека.

Согласно пункту «б» пункта 5.1.1.1 Закупочной документации частная охранная организация должна соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2022 года № 2258 «Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Таким образом, исходя из вышеизложенных требований Закупочной документации участнику необходимо иметь не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, а также охранников в количестве 102 человека.

На основании подпунктов «б», «в» пункта 6.8.2.4 Закупочной документации при рассмотрении Конкурсной заявки Центральная закупочная комиссия отказывает в допуске к участию в конкурсе Участникам конкурса в случае:

- несоответствия Участника конкурса требованиям, установленным в Конкурсной документации;

- несоответствия Конкурсной заявки требованиям Конкурсной документации, в том числе в части предмета конкурса, превышения цены, указанной в Конкурсной заявке, над начальной (максимальной) ценой, указанной в Конкурсной документации, ухудшения для Заказчика условий исполнения Договора по срокам оказания Услуг по Договору, форме, срокам и порядку оплаты или иным условиям.

В соответствии с пунктом 20 Извещения участником конкурса является юридическое лицо (подразделения и (или) организации войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Росгвардия), частная охранная организация, которая соответствует установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2022 № 2258 специальным требованиям к частным охранным организациям (далее – частная охранная организация)) или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника конкурса, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Комиссией установлено, что Заявителем подана коллективная заявка совместно с <..........> на основании договора о совместной деятельности от 17.05.2024.

Как следует из пояснений Заказчика, в качестве подтверждения наличия опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса Заявителем в составе коллективной заявки представлены сведения и документы о наличии опыта в течение 31 месяца, из которых:

у Заявителя 1 – 2 месяца (договор с <......> от 26.12.2023 № 127/1000/23/18237);

у <......> 2 – 29 месяцев (договор с <......> от 29.06.2020 № 181/20 – 13 месяцев и договор с <......>от 25.08.2022 № 47/2100/22/16475 – 16 месяцев).

В качестве подтверждения наличия охранников 5 и (или) 6 разрядов в составе заявки представлены сведения и документы на 79 охранников, из них в составе заявки представлены документы на 65 человек.

Также Заказчик пояснил, что Заявителем (Участник 1) в составе заявки представлен договор о совместной деятельности от 17.05.2024, заключенный с <......> (Участник 2), согласно которому:

- договор по результатам закупки будет заключен только от имени Участника 1 (пункт 2.1 договора);

- Участник 2 не участвует в исполнении договора, заключаемого по результатам конкурса (пункт 2.2 договора);

- ответственность за своевременное и полное исполнение договора, заключаемого по результатам закупки, несет только Участник 1 (пункт 6.1 договора).

При этом, как отметил Заказчик, объемы участия в совместной деятельности по договору, заключаемому по результатам закупки, распределяются следующим образом: Участник 1 в размере 80 %, Участник 2 в размере 10 % (пункт 2.4 договора), оставшийся объем в размере 10 % не распределен.

В связи с изложенным, как пояснил Заказчик, учитывая, что договор от 17.05.2024 содержит неопределенные и противоречивые условия, закупочная комиссия принимала к рассмотрению документы, представленные только в отношении Заявителя.

Таким образом, Комиссия отмечает, что из положений представленного Заявителем в составе заявки договора о совместной деятельности от 17.05.2024 следует, что <......> не будет принимать участие в исполнении договора, заключенного по результатам проведения Закупки, о чем прямо указано в пункте 2.2 Договора.

Следовательно, в данном случае Заказчиком рассматривались только те документы, которые были представлены Заявителем в качестве подтверждения наличии опыта не менее 3 лет в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности и охранников 5 и (или) 6 разрядов в количестве 102 человека.

Вместе с тем в ходе изучения заявки Заявителя, Комиссией установлено, что в составе коллективной заявки Заявителем совместно с <......> представлены сведения о наличии 79 охранников.

Таким образом, учитывая, что Заявителем составе не подтверждено наличие охранников в количестве 102 человека, определенного пунктом 3.4 Технического задания, заявка Заявителя не соответствовал обязательным требованиям, предъявляемым к частным охранникам в соответствии с требованиями Закупочной документации и Постановления № 2258 и в данном случае подлежала отклонению.

В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих соответствие заявки требованиям Закупочной документации.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае заявка Заявителя не соответствовало требованиям, установленным Закупочной документацией, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.

В соответствии с пунктом 2.5.2 Закупочной документации конкурсная заявка Участника конкурса имеет правовой статус оферты и в соответствии с этим рассматривается Организатором конкурса.

Кроме того, Комиссия отмечает, что в силу статьи 8 ГК РФ Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких требований.

В этой связи у Комиссии также отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке и с условиями которой Заявитель согласился при подаче заявки на участие в процедуре.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом, как было установлено Комиссией Управления, Заявителем не были соблюдены требования к заявке, установленные Закупочной документацией, в связи с чем у Заказчика имелись правовые основания для отклонения такой заявки от дальнейшего участия в Закупке.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <......> на действия <......> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенное письмом Московского УФАС России от 07.06.2024 № ЕП/22773/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны