Определение б/н определение о прекращении от 13 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Яндекс»
119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д.16
ЗАО «Московская Фармацевтическая Фабрика»
125239, г. Москва, Фармацевтический пр-д, д. 1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу № 077/05/24-11658/2023
«21» ноября 2023 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <…>,
членов Комиссии: <…>, <…>,
рассмотрев дело № 077/05/24-11658/2023 по признакам нарушения ЗАО «Московская Фармацевтическая Фабрика», ООО «Яндекс» части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), при распространении на сайте https://www.kp.ru/ рекламы следующего содержания: «При пародонтите – ПАРОДОНТОЦИД® спрей Уникальный комбинированный состав. Натуральные… PARODONTOCID.RU», в том числе изображенное в рекламе средство «ПАРОДОНТОЦИД», без предупреждения о необходимости перед применением ознакомиться с инструкцией и проконсультироваться со специалистом,
в присутствии представителей ЗАО «Московская Фармацевтическая Фабрика» в лице <…> и <…> (по доверенности),
в отсутствие ООО «Яндекс» (заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 077/05/24-11658/2023 возбуждено на основании заявления физического лица по факту распространения 22.04.2023 на сайте https://www.kp.ru/ рекламы следующего содержания: «При пародонтите – ПАРОДОНТОЦИД® спрей Уникальный комбинированный состав. Натуральные… PARODONTOCID.RU», в том числе изображенное в рекламе средство «ПАРОДОНТОЦИД», без предупреждения о необходимости перед применением ознакомиться с инструкцией и проконсультироваться со специалистом.
В составе названной рекламы использована гиперссылка для перехода на сайт в сети Интернет по адресу: https://parodontocid.ru/zabolevaniya.php?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=85061848&utm_content=13727180221&utm_term=%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B7&yclid=3499519292738176106.
Распространение указанной рекламы подтверждается скриншотами, представленными заявителем.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Спорная реклама направлена на привлечение внимания к товару «Пародонтоцид спрей».
Согласно данным из Государственного реестра лекарственных средств Пародонтоцид является лекарственным препаратом, зарегистрированным под номером Р N002453/01-2003.
Указанное подтверждает также инструкция по медицинскому применению препарата Пародонтоцид, которая доступна по кнопке «Показать инструкцию» по адресу в сети Интернет https://grls.rosminzdrav.ru/Grls_View_v2.aspx? routingGuid=d71e1b1b-15cd-4da7-bab6-518261be4ba8.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что объектом рекламирования является «Пародонтоцид спрей». Спорная реклама на интернет-странице https://www.kp.ru/ не содержит ни одного из предусмотренных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе видов предупреждений.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в рекламе товаров, без обязательного предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с документами и сведениями, представленными АО «ИД «Комсомольская правда» в ответ на запрос Московского УФАС России, сайт https://www.kp.ru/ используется как информационное пространство для размещения рекламы сервисом «Яндекс.Директ» в соответствии с Договором № РС-110807-09/19 от 28.09.2019 г., заключенным между АО «ИД «Комсомольская правда» и ООО «Яндекс» (ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543).
Согласно документам и сведениям, представленным ООО «Яндекс» в ответ на запрос Московского УФАС России, спорное рекламное объявление размещалась в период с 22.03.2023 по 04.08.2023 в рамках Договора, заключённого между ООО «Яндекс» и ЗАО «Московская Фармацевтическая Фабрика» (ИНН 7711049567, ОГРН 1027700052786, адрес: 125239, г. Москва, Фармацевтический пр-д, д. 1, адрес электронной почты <…>) на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/.
Комиссией Московского УФАС России в рамках рассмотрения дела установлено, что «Пародонтоцид спрей» является не лекарственным средством, а средством для гигиены полости рта и относится к парфюмерно-косметической продукции, что подтверждается декларацией о соответствии (регистрационный номер ЕАЭС N RU Д-RU.АГ82.В.04973/19 от 09.09.2014).
Между тем Комиссией также установлено, что по гиперссылке из рекламы происходит переход на официальный сайт ЗАО «Московская Фармацевтическая Фабрика», где представлена вся линейка средств «Пародонтоцид», в том числе «Пародонтоцид спрей» и «Пародонтоцид раствор».
ЗАО «Московская Фармацевтическая Фабрика» (далее также – Общество) в материалы дела представлены пояснения, согласно которым Обществом действительно производился и реализовывался товар «Пародонтоцид раствор», являющийся лекарственным средством. Однако данный препарат не выпускается с 2018 года по причинам нехватки сырья, в связи с чем рекламные кампании в отношении него не проводятся.
Из пояснений ЗАО «Московская Фармацевтическая Фабрика» также следует, что товар «Пародонтоцид раствор», реализуемый Обществом в настоящее время, также является средством для гигиены полости рта и относится к парфюмернокосметической продукции, что подтверждается декларациями о соответствии, представленными в материалы дела (регистрационный номер TC N RU ДRU.AB07.B.00386 от 19.05.2014 и ЕАЭС N RU Д-RU.HB32.B.01525/19 от 11.12.2019).
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что объектом рекламирования в данном случае выступают не лекарственные средства, а парфюмерно-косметическая продукция, в рекламе которой не требуется наличие предупреждения о необходимости перед применением ознакомиться с инструкцией и проконсультироваться со специалистом.
В соответствии с пунктом 18 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган устанавливает наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению.
В соответствии с пунктом 40 Правил рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с изложенным Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу, что реклама следующего содержания: «При пародонтите – ПАРОДОНТОЦИД® спрей Уникальный комбинированный состав. Натуральные… PARODONTOCID.RU», в том числе изображенное в рекламе средство «ПАРОДОНТОЦИД», не является рекламой лекарственного средства, а потому не требует наличия обязательного предупреждения о необходимости перед применением ознакомиться с инструкцией и проконсультироваться со специалистом.
Резюмируя изложенное, по решению Комиссии Московского УФАС России дело № 077/05/24-11658/2023 подлежит прекращению. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 40 Правил,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу № 077/05/24-11658/2023 в отношении ООО «Яндекс», ЗАО «Московская Фармацевтическая Фабрика» прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>