Решение (комиссия) №НП/37995/23 по делу № 077/01/10-4039/2023 о нарушении антимонопольного з... от 7 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 05 сентября 2023 года.

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее - Комиссия):

председателя Комиссии - <...>, заместителя руководителя;

членов Комиссии: 

<...>, начальника отдела антимонопольного контроля;

<...>, заместителя начальника отдела антимонопольного контроля;

<...>, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля;

<...>, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля,

в присутствии представителей:

АО «Военторг-Москва» <...>,

рассмотрев дело № 077/01/10-4039/2021 по признакам нарушения АО «Военторг-Москва» (адрес: 109428, г. Москва, 2-ой Вязовский пр., д. 4А, стр. 1) пунктов 1,6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступило обращение Главной военной прокуратуры по вопросу рассмотрения материалов проверки АО «Военторг-Москва» в связи с информацией о реализации АО «Военторг-Москва» военнослужащим на территории закрытых военных объектов по завышенной стоимости продуктов питания, питьевой воды, товаров первой необходимости и хозяйственно-бытового назначения.

АО «Военторг-Москва» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1167847246819, поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП 9721002000/772101001. Место нахождения юридического лица: 109428, г. Москва, 2-ой Вязовский пр., д. 4А, стр. 1.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 155-р АО «Военторг» определено единственным исполнителем, оказывающим услуги по питанию, хлебопечению, поставке хлеба, баннопрачечному обслуживанию и индивидуальному пошиву предметов военной формы одежды для нужд Минобороны России, в том числе организаций, подведомственных Минобороны России.

Согласно материалам, проверки, представленным Главной военной прокуратурой, в существующих на территории г. Москвы режимных объектах — воинских частях (воинская часть № 61899 по адресу: г. Москва, п. Мосрентген; воинская часть № 75384 по адресу: г. Москва, Большая Серпуховская ул., д. 35, стр. 3; воинская часть № 83466 по адресу: г. Москва, Рублевское шоссе, д. 68/2), военных госпиталях (ФКУ «Центральный военный клинический госпиталь им. П.В. Мандрыка» по адресу: г. Москва, ул. Большая Оленья, д. 8; ФГБУ «НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского» по адресу: г. Москва, ул. Левобережная, д. 11; ФГАУ НМИЦ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко» по адресу: г. Москва, Госпитальная площадь, д. 3, корп. 70А (далее — воинские части, военные госпитали, Объекты) возможна реализация продовольственных товаров лишь одним хозяйствующим субъектом – АО «Военторг-Москва».

В соответствии с пунктом 4.2 Устава АО «Военторг-Москва», утвержденного решением внеочередного общего собрания акционеров АО «Военторг-Запад» 15.02.2016, АО «Военторг-Москва» осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: посредническая, торгово-закупочная и снабженческо-сбытовая деятельность.

Московским УФАС России в целях установления доминирующего положения АО «Военторг-Москва» был проведен опрос покупателей товаров о возможности выхода за территорию Объектов (тест гипотетического монополиста).

По результатам данного исследования установлено, что в воинских частях выход за территорию для большинства покупателей невозможен, также покупатели не могут воспользоваться службами курьерской доставки в целях покупки товаров.

Так, пропускной режим военнослужащих по призыву за территорию воинской части организован в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным указом президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495 (далее - Устав), приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2001 № 541 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации», Инструкцией по обеспечению режима секретности в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Исходя из вышеуказанных актов в границах воинских частей возможность покупателей товаров покинуть территорию и приобрести товары ограничена.

По результатам исследования возможности выхода за территорию военных госпиталей установлено, что для покупателей также выход ограничен.

В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 59588-2021 охрану объектов медицинских организаций и их имущества следует организовывать совместно с обеспечением пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах.

Согласно локальным нормативным правовым актам, принятым ФКУ«Центральный военный клинический госпиталь им. П.В. Мандрыка»; ФГБУ «НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского»; ФГАУ НМИЦ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко» на территории военных госпиталей действует пропускной режим.

Так, пропускной режим на территорию Госпиталя военнослужащих и лиц, находящихся на лечении в ФГАУ НМИЦ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко», осуществляется в соответствии с приказом начальника Госпиталя от 18.10.2022 № 430 ДСП.

Пропускной режим на территорию Госпиталя военнослужащих и лиц, находящихся на лечении в ФГБУ «НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского», осуществляется в соответствии с приказом начальника Учреждения от 16.07.2018 № 378 «Об организации пропускного режима в ФГБУ «3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского» Минобороны России.

Пропускной режим на территорию Госпиталя военнослужащих и лиц, находящихся на лечении в ФКУ«Центральный военный клинический госпиталь им. П.В. Мандрыка», осуществляется в соответствии с приказом начальника Учреждения от 07.11.2022 № 407 «Об организации пропускного режима в федеральном казенном учреждении «Центральный военный клинический госпиталь имени П.В. Мандрыка» Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, существуют административные барьеры по выходу покупателей за территории госпиталей.

Кроме того, как было указано ранее, в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 155-р АО «Военторг-Москва» является единственным хозяйствующим субъектом, реализующим продовольственные и непродовольственные товары в границах перечисленных военных госпиталей и воинских частей, ввиду чего доступ иных хозяйствующих лиц ограничен в силу имеющегося административного барьера.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, АО «Военторг-Москва» занимает доминирующее положение на рынке реализации продовольственных и непродовольственных товаров в границах Объектов.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено следующее.

Закупочная деятельность товаров на реализацию осуществляется АО «Военторг-Москва» в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ и услуг АО «Военторг-Москва», утвержденным советом директоров АО «Военторг-Москва» 16.09.2022.

Торговые процедуры проводятся на электронной торговой площадке Газпромбанк. По результатам проведения торгов заключаются договоры на поставку товаров с победителем торгов, предложившим наименьшую цену.

Согласно письменным пояснениям и документам, представленным АО «Военторг-Москва», указанная цена закупки товара, планируемого к реализации АО «Военторг-Москва» является основополагающим фактором для определения конечной цены товара для потребителя.

В соответствии с учетной политикой АО «Военторг-Москва», утвержденной приказом исполнительного директора АО «Военторг-Москва» от 03.06.2016 № 24 «О введении в действие положения об учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета АО «Военторг-Москва», начисление торговой наценки производится исходя из продажной стоимости и фактической себестоимости на основании распоряжения о наценке, в котором определяется нижняя и верхняя граница уровня наценки на группы товаров исходя из конъюнктуры рынка.

Расчет торговой наценки и подготовка проектов распоряжений об установлении ассортиментного перечня товаров и ценообразование относится к компетенции коммерческого отдела АО «Военторг-Москва».

После расчета торговой наценки готовится ассортиментный перечень товаров, планируемых к реализации на всех действующих объектах АО «Военторг-Москва», который подписывается и утверждается генеральным директором АО «ВоенторгМосква», о чем выносится соответствующее распоряжение.

Так, Московским УФАС России проанализированы следующие распоряжения: распоряжение от 04.10.2022 № 355; распоряжение от 17.10.2022 № 398; распоряжение от 17.10.2022 № 400; распоряжение от 19.11.2022 № 411; распоряжение от 27.10.2022 № 428; распоряжение от 21.11.2022 № 486, распоряжение от 19.10.2022 № 410; распоряжение от 19.11.2022 № 411; распоряжение от 24.10.2022 № 420; распоряжение от 27.10.2022 № 428.

По результатам вышеуказанного анализа Московским УФАС России было возбуждено дело в отношении АО «Военторг-Москва» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке реализации продовольственных и непродовольственных товаров в границах Объектов путем установления завышенной стоимости реализации продовольственных и непродовольственных товаров.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Согласно письменным пояснениям и документам, представленным АО «Военторг-Москва» в адрес Московского УФАС России, в силу специфики торговой деятельности АО «Военторг-Москва» торговые объекты общества неразрывно связаны с деятельностью Минобороны Российской Федерации. Такие торговые объекты организовываются обществом для обеспечения потребностей Вооруженных сил, военнослужащих различных категорий, проходящих воинскую службу в определенной местности.

Количество посетителей торговых объектов общества на закрытых территориях всегда ограничено, а их численность не зависит от действий общества и проводимых рекламных компаний. Более того, явная убыточность торгового объекта не является для АО «Военторг-Москва» основанием к закрытию такого объекта, так как общество обязано организовывать торговлю и питание на всех объектах, указанных Министерством обороны Российской Федерации.

Сравнительно небольшой объем торговли также не позволяет АО «ВоенторгМосква» снизить расходы на приобретаемый товар у сторонних поставщиков, путем получения скидки на товар за счет больших объемов закупки. Механизм заключения договоров поставки в соответствии с Законом № 223-ФЗ подразумевает то, что договор заключается всегда с тем поставщиком, который предложит наименьшую цену товара при обусловленном качестве продукции. В то же время экономия путем закупки товара худшего качества, но по более низкой цене противоречит целям деятельности общества, Приказам Министра Обороны Российской Федерации и необходимости поддержания высокого уровня боеготовности Вооруженных сил Российской Федерации.

Однако, при названных обстоятельствах для АО «Военторг-Москва» не установлены иные, более низкие ставки налогов и сборов, сотрудники общества получают заработную плату, соизмеримую с уровнем оплаты сотрудников в иных розничных магазинах или меньшую, транспортные расходы для общества аналогичны со среднерыночными ценами на грузоперевозку, гсм, запчасти для т/с и т. д.

Согласно позиции общества установленные наценки на реализуемый товар позволяют обществу получать лишь минимально необходимый средний уровень рентабельности Объектов в определенных географических границах регионов Российской Федерации несмотря на наличие очевидно убыточных торговых точек.

Согласно материалам дела № 077/01/10-4039/2023 о нарушении антимонопольного законодательства средний уровень рентабельности торговых Объектов АО «Военторг-Москва» на территории г. Москвы составляет:

 

№ п/п Наименование Объекта Рентабельность
1 Чайная № 2 (г. Москва, пос. Мосрентген) <...>
2 Чайная № 25 (г. Москва, Большая Серпуховская ул., д. 35, стр. 3) <...>
3 Чайная № 26 (г. Москва, Рублевское ш., д. 68/2, в/ч 83466) <...>
4 Буфет № 10 (г. Москва, Левобережная ул., д. 11) <...>
5 Столовая № 64 (г. Москва, Большая Оленья, д. 8) <...>
6 Буфет № 004 (Госпитальная площадь, д. 3, корп. 70А, Госпиталь Бурденко) <...>
7 Буфет № 002 (г. Москва, Госпитальная площадь, д. 3А, стр. 1, госпиталь Бурденко) открыт с 30 июня 2022 <...>
8 Магазин № 002 (г. Москва, Госпитальная площадь, д. 3А, стр. 1) закрыт с 29.06.2022 <...>

 

Комиссией в целях оценки экономической деятельности АО «ВоенторгМосква» были запрошены сведения о затратах АО «Военторг-Москва» на реализацию продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе первичные документы, а также сведения о выручке и рентабельности от реализации продовольственных и непродовольственных товаров АО «ВоенторгМосква», сведения о проводимых АО «Военторг-Москва» закупочных процедурах по определению поставщиков товаров, в том числе подтверждающие документы.

По результатам анализа Комиссией было установлено, что на ряд проводимых закупочных процедур по поставкам товаров заявки от участников отсутствуют ввиду ненаправления их самими участниками, основными затратами АО «ВоенторгМосква» на реализацию продовольственных и непродовольственных товаров являются ФОТ, прямые затраты, коммунальные расходы, расходные материалы, транспортные расходы, прочие производственные расходы. Расходы АО «ВоенторгМосква» по реализации товаров превышают выручку от указанной деятельности. Рентабельность от реализации товаров по всем рассматриваемым Объектам является отрицательной.

На основании представленных документов с учетом отрицательной рентабельности от реализации продовольственных и непродовольственных товаров и экономических результатов от деятельности АО «Военторг-Москва» по реализации продовольственных и непродовольственных товаров на территории Объектов Комиссией не установлено, что действия АО «Военторг-Москва» по установлению цен на продовольственные и непродовольственные товары могут свидетельствовать о нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

Таким образом, в действиях АО «Военторг-Москва» Комиссией не установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Московским УФАС Росси также проанализированы средние торговые наценки на продовольственные и непродовольственные товары в воинских частях и военных госпиталях.

Так, Комиссией установлено, что средние наценки на продовольственные товары в воинских частях в ноябре 2022 года превышали средние наценки на продовольственные товары, реализуемые АО «Военторг-Москва» в военных госпиталях. При этом, также существуют случаи, когда наценки на непродовольственные товары, реализуемые в воинских частях, превышают наценки на товары, реализуемые военных госпиталях. Также необходимо отметить, что стоимость продовольственных и непродовольственных товаров одинакового наименования различна в воинских частях и военных госпиталях, например:

Продовольственные товары

№ п/п Продовольственный товар Цена руб. (военный госпиталь) данные на ноябрь 2022 г Цена руб. (военный госпиталь) данные на ноябрь 2022 г Наценка % (военный госпиталь) данные на ноябрь 2022 г Наценка % (воинская часть) данные на ноябрь 2022 г
1 Крекер Яшкино с сыром 135 г <...> <...> <...> <...>
2 Сок яблочный 1л <...> <...> <...> <...>
3 Чай черный Гринфилд Classic Breakfast 25п 50г <...> <...> <...> <...>
4 Йогурт Молочные узоры/Молочное царство вишня питьевой 2,5% 0,5 л <...> <...> <...> <...>
5 Ирис Яшкино сливочный тираженный 140г <...> <...> <...> <...>

 

Непродовольственные товары

№ п/п Непродовольственный товар Цена руб. (военный госпиталь) данные на ноябрь 2022 г Цена руб. (военный госпиталь) данные на ноябрь 2022 г Наценка % (военный госпиталь) данные на ноябрь 2022 г Наценка % (воинская часть) данные на ноябрь 2022 г
1 Зажигалка газовая М-18 <...> <...> <...> <...>
2 Носки зимние Л-80 махровые <...> <...> <...> <...>
3 Станки для бритья одноразовые с двойным лезвием 5 шт <...> <...> <...> <...>
4 Книпсер для ногтей с пилкой 8см <...> <...> <...> <...>

 

Согласно пункту 6 части 1 статье 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Определением об отложении рассмотрения дела № 077/01-10-4039/2023 от 07.07.2023 № НП/28609/23 в действиях АО «Военторг-Москва» были установлены признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией в связи с наличием в действиях АО «Военторг-Москва» признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении различных цен на одинаковые наименования продовольственных и непродовольственных товаров в воинских частях, военных госпиталях, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции было направлено в адрес АО «ВоенторгМосква» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем совершения следующих действий:

1) снижения розничных цен на товары, реализуемые по различным ценам на территории воинских частей и военных госпиталей, до минимального уровня розничных цен, установленных на данные товары на территории вышеперечисленных объектов, с учетом обеспечения непревышения розничной цены после ее снижения по сравнению со среднерыночными розничными ценами на данные товары в городе Москве;

2) принятия локальных актов, предусматривающих исключение случаев установления различных розничных цен на товары, реализуемые на территории воинских частей и военных госпиталей, с учетом обеспечения непревышения розничных цен на данные товары по сравнению со среднерыночными розничными ценами на данные товары в городе Москве, а также предусматривающих систему регулярного мониторинга и контроля за исполнением данного требования;

3) принятия мер, направленных на обеспечение доступности и социально ответственного ценообразования, в том числе в части установления торговых надбавок, в отношении социально значимых и наиболее востребованных товаров у лиц, пребывающих на территориях воинских частей и военных госпиталей. Во исполнение указанного предупреждения АО «Военторг-Москва» разработало порядок формирования розничных цен в торговых объектах АО «Военторг-Москва» и утвердило его распоряжением от 17.08.2023 № 283.

В соответствии с вышеуказанным порядком расчет розничных цен осуществляется с учетом обеспечения непревышения розничных цен на данные товары по сравнению со среднерыночными розничными ценами на данные товары, анализа динамики изменения цен на реализуемые товары, прогноза степени удовлетворения спроса и потребностей целевых потребителей, потенциального объема продаж, прогноза покупательной способности.

При этом расчет розничных цен на реализуемый ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров должен обеспечивать принцип единства установленной розничной цены на товары, реализуемые в разных торговых Объектах на территории одной территориальной единицы.

Также АО «Военторг-Москва» распоряжением от 13.07.2023 № 260 был утвержден ассортиментный перечень товаров, планируемых к реализации на всех действующих объектах АО «Военторг-Москва». Цены на товары, указанные в данном перечне, являются фиксированными.

Таким образом, АО «Военторг-Москва» были совершены действия по исполнению предупреждения.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 077/01/10-4039/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Военторг-Москва» в связи с отсутствием признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также в связи с устранением признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны