Решение б/н б/а от 30 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12592/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
25.08.2022                                                                       г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) <......>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ЗАО «Росконсалтинг», АО «Корпорация развития Московской области»,

рассмотрев жалобу ЗАО «Росконсалтинг» (далее - Заявитель) на действия АО «Корпорация развития Московской области» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению финансового аудита (реестровый № 1248000000622000001) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе предметом регулирования названного закона являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Законом о контрактной системе в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.

Таким образом, проведение спорного конкурса является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Заказчика проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги субъекта, осуществляющего свою закупочную деятельность в рамках Закона о закупках.

Заявитель в жалобе указывает на следующие нарушения в действиях Заказчика:

1. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик разместил Извещение без Идентификационного кода закупки (ИКЗ). При этом предмет закупки «аудит ежегодной отчетности», не относится к «исключениям», не должен размещаться в специальных разделах без ИКЗ. Также Заявитель указывает на Оператором ЭТП нарушение регламента ЭТП и системы ЕИС при размещении информации о торгах.

2. Заказчиком в рамках критерия «Цена контракта» не установлены формулы расчета баллов, предусмотренные пунктом 10 Положения об оценке, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и противоречит нормам Закона о контрактной системе.

3. В итогом протоколе отражена не полная информация о засчитанных договорах победителя.

4. Также Заявитель не согласен с выбор победителя закупки. Заявитель в жалобе ссылается на то, что учитывая требования Закупочной документации организации, акции которых допущены к обращению на организованном рынке ценных бумаг – обязаны публиковать аудиторские заключения и согласно опубликованным заключениям победитель ООО «Юг-Аудит-Люкс» не являлся аудитором у таких организаций.

Комиссией установлено, что Заказчиком на основании части четвертой статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», частей первой, четвертой, пятой статьи 5, статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) 21.02.2022 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению финансового аудита (реестровый № 1248000000622000001).

Так, Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик разместил Извещение без Идентификационного кода закупки (ИКЗ). При этом предмет закупки «аудит ежегодной отчетности», не относится к «исключениям», не должен размещаться в специальных разделах без ИКЗ. Также Заявитель не согласен с уставленным порядком оценки по критерию «Цена договора».

В ходе заседания Комиссии установлено, что Заявитель, приняв участие
в Закупке, подал жалобу на действия Заказчика 16.08.2022.

В соответствии с информацией в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) дата и время окончания подачи заявок 08.08.2022 09:00.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Документации, по его мнению, ограничивающие конкуренцию, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается осуществление гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания положений документации после истечения срока, отведенного на подачу заявок для принятия участия в процедуре, поскольку Заявитель при подаче заявки согласился со всеми условиями такой Документации.

Указанная позиция изложена ФАС России в письме от 25.06.2019 № МЕ/53183/19.

В связи с чем Комиссия приходит к выводу об оставлении жалобы Заявителя в части обжалования положений Закупочной документации без рассмотрения.

Дополнительно Комиссия отмечает, что в соответствии с письмом ФАС России от 05.07.2019 № ИА/57470/19 жалобы на действия электронных площадок, входящих в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2488-р и Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р подлежат рассмотрению Центральным аппаратом ФАС России.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что жалоба Заявителя в части оспаривания действий Оператора ЭТП 24.08.2022 рассмотрена Комиссией ФАС России и признана необоснованной.

В части довода Заявителя о том, в итоговом протоколе не в полной мере отражена информация о договорах победителя, которые были приняты к зачету, а именно в случае, если количество «50(пятьдесят)» может быть поставлено только за контракты (договора), которые в данный момент не известны, в протоколе не указаны и тем самым лишает возможности дополнительно оспорить договоры, которые не размещены на сайте ЕИС.

Согласно части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:

1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;

2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;

3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;

4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке;

5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;

6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;

7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в Итоговом протоколе содержатся все сведения, предусмотренные Законом о контрактной системе.

В связи с чем, довод Заявителя об отсутствии в итогом протоколе сведений о договорах, которые не находятся в открытом доступе, не находит своего подтверждения и признается Комиссией необоснованным.

В части довода Заявителя о несогласии с оценкой заявки победителя Комиссия отмечает следующее.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.08.2022 № 1248000000622000001 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем электронного конкурса признается участник закупки идентификационный № 112315336 (ООО «Юг-Аудит-Люкс»).

В соответствии с пунктом 12 Итогового протокола комиссия по осуществлению закупок на основании результатов оценки вторых частей заявок на участие в закупке, а также оценки ценовых предложений участников закупки, в соответствии с частью 15 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, приняла решение:

Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором

Порядковый номер заявки, присвоенный заказчиком

Оценка заявки по критерию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона №44-ФЗ

Оценка заявки по критерию, установленному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона №44-ФЗ

Итоговая оценка заявки по критериям, установленным п. 1 -4 ч. 1. ст. 32 Закона № 44-ФЗ

112315336

1

40,00

60,00

100,00

 

Так, пунктом 2.1 Приложения № 5 к Извещению установлен следующий порядок оценки по показателю оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» критерия оценки «Квалификация участников закупки»:

Признак № 1: «Общее количество исполненных участником закупки договоров»:

Оценивается наличие не более 50 контрактов (договоров)

Предметом (договоров), оцениваемых по данному детализирующему показателю, является оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за период 2018-2022 гг. следующих видов организаций:

1) организации, акции которых допущены к обращению на организованном рынке ценных бумаг;

2) государственные унитарные предприятия / организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%;

3) государственные корпорации, государственные компании.

Перечень документов, подтверждающих наличие у участников закупки опыта оказание указанных услуг:

- исполненный контракт (договор);

- акт (акты) оказанных услуг, составленные при исполнении такого контракта (договора);

К оценке принимаются:

- копии исполненных контрактов, договоров по оказанию услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за период 2018-2022 - (первый и последний лист);

- акты сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающие исполнение данных контрактов, договоров за период 2018-2022гг.

В случае отсутствия в заявке пакета документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за период 2018-2022 гг. участнику закупки по данному показателю присваивается ноль баллов.

Заявитель в жалобе указывает, что учитывая требования Закупочной документации, установленные к видами организаций:

1) Организации, акции которых допущены к обращению на организованном рынке ценных бумаг – обязаны публиковать аудиторские заключения и согласно опубликованным заключениям победитель ООО «Юг-Аудит-Люкс» не являлся аудитором у таких организаций.

Организации указанные в пунктах 2) и 3) критерия это организации перечисленные в ч.4 ст.5 307-ФЗ и договор на обязательный аудит таких предприятий согласно указанной статьи «заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным»

Учитывая вышеизложенные доказательства и проанализировав закупки победителя Заявитель установил, что у победителя всего 41 выигранный конкурс (включая оспариваемый конкурс), при том, не все контракты по упомянутым конкурсам исполнены.

Вместе с тем, Комиссией в ходе изучения представленных победителем договоров установлено следующее.

Так, ООО «Юг-Аудит-Люкс» в составе заявки в качестве подтверждения наличия опыта, связанного с предметом контракта представлено 106 договоров, из которых 33 договора заключены в рамках Закона 44-ФЗ и Закона -223 ФЗ. Также победителем представлено 4 договора, заключенных с МУП «Аванград», учредителем которого является государственная компания, осуществляющая закупку в соответствии с частью 4 статьи 5 федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «об аудиторской деятельности», что не противоречит требованиям Закупочной документации.

При этом, победителем в составе заявки были представлены иные гражданско-правовые договоры, заключенные со сторонними организациями, в том числе с юридическими лицами, организационно-правовых форм - ООО, АО и АНО.

Так, победителем представлено более 20 договоров, заключенных с различными обществами с ограниченной ответственностью и 19 договоров, заключенных с акционерыми обществами.

В соответствии с частью 1 статьи 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице:

сведения об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества - сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества;

Так, например, согласно выписке ЕГРЮЛ в отношении <......>, с которым ООО «Юг-Аудит-Люкс» был заключен договор на оказание услуг по проведению аудита учредителем и единственным участником указанного общества является физическое лицо. При этом, доля государственного участия у <......> отсутствует.

Таким образом, <......> не относится к организациям, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%.

При этом в силу особенностей названной организационно-правовой формы выпуск акций <......> не осуществляется.

Аналогичные сведения о составе доли государственного участия и учредителе содержатся в выписках ЕГРЮЛ по организациям, являющимися Заказчиками по представленным победителем в составе заявки иным договорам.

В связи с чем, представленные победителем договоры с обществами с ограниченной ответственностью в отсутствие доказательств о наличии в уставном капитале государственного участия не соответствуют требованиям Закупочной документации.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» Акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Кроме того, Комиссия отмечает, что акционерные общества подразделяются на публичные и не публичные.

В соответствии с частью 1 статьи 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Вместе с тем, Заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств о наличии сведений о том, что акции организаций, с которыми победителем были заключены договоры допущены к обращению на организованном рынке ценных бумаг, а Комиссией не установлено.

Таким образом, представленные победителем договоры, заключенные с акционерными обществами в отсутствие документального подтверждения наличия акций спорных обществ на организованном рынке ценных бумаг не соответствовали требованиям Закупочной документации.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Таким образом, автономная некоммерческая организация не относится к перечисленным в требованиях Закупочной документации видам организаций, а представленные победителем договоры, заключенные с такими организациями не соответствовали требованиям.

Комиссия также считает необходимым отменить, что в соответствии с порядком оценки, установленным в Закупочной документации предметом (договоров), оцениваемых по данному детализирующему показателю, является оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за период 2018-2022 гг. следующих видов организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в составе заявки победителя имеются договоры, заключенные с организациями, которые не подпадают под указанный перечень организаций, в отношении которых проводится обязательный аудит. Таким образом, победителем в составе заявки было представлено менее 50 договоров, соответствующий требованиям Закупочной документации.

В связи с чем, оценка заявки победителя была произведена Заказчиком неправомерно и не в соответствии с требованиями Закупочной документации.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии подпунктом «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок: осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям положений подпункта «б»пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы.

Кроме того, Комиссия отмечает, что Заказчиком по результатам проведения Закупки 22.08.2022 заключен договор.

Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе контракт о результатам процедуры заключается не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, , предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено, что заключение контракта по итогам Закупки возможно не ранее определенного срока со дня размещения итогового протокола.

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Десятый день с даты размещения итогового протокола приходился на 21.08.2022, в связи с тем, что данный день был нерабочим днем, то окончание срока в соответствии со статьей 193 ГК РФ является 22.08.2022 (10-й день).

Таким образом, 22.08.2022 еще действовал мораторий на заключение договора.

Заключив договор 22.08.2022 (на десятый день моратория) Заказчик нарушил часть 1 статьи 52 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Комиссия считает необходимым отметить, что в силу частей 18,19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Уведомление о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению от 19.08.2022 № ЕИ/43395/22 было направлено в адрес сторон 19.08.2022 в 11:28.

В свою очередь, как следует из представленных материалов, договор по результатам Закупки заключен сторонами 22.08.2022, то есть после направления уведомления антимонопольного органа.

Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 1 статьи 166 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В связи с чем, у антимонопольного органа отсутствуют препятствия для выдачи Заказчику предписания о повторной оценке заявок участников.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО «Росконсалтинг» (ИНН: 7717101527; ОГРН: 1027739572090) на действия АО «Корпорация развития Московской области» (ИНН: 5024131315; ОГРН: 1125024006744) при проведении Закупки в части несоблюдения установленного порядка оценки заявок обоснованной, в части оспаривания итогового протокола признать жалобу необоснованной, в части обжалования положений Закупочной документации оставить жалобу без рассмотрения.

2. Установить с действиях Заказчика нарушение подпункта «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, частей 18,19 части 18.1 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны