Решение №37675/22 б/а от 19 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10582/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.07.2022                                                                                                                г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

"....."

членов Комиссии:

"....."

"....."

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ДЭФО М», Финансового Университета,

рассмотрев жалобу ООО «ДЭФО М» (далее также - Заявитель) на действия Финансового Университета (далее также — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку офисных кресел для нужд Краснодарского филиала (реестровый № 32211495883, далее — Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В своей жалобе Заявитель ссылается на статью 17 Закона о защите конкуренции, предусматривающий иной порядок рассмотрения заявления согласно главы 9 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем Заявителем на заседании Комиссии был избран способ защиты своих прав и законных интересов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Заявитель в одном из доводов жалобы указывает на нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры, выразившееся в ненадлежащем оформлении итогового протокола.

Также Заявитель указывает, что им была подана заявка на участие в запросе котировок. В Приложении № 1 к заявке по установленной Заказчиком форме «Предложения о качественных, технических характеристиках товара, работы, услуги, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара и иные показатели, учитывающие требования заказчика, изложенные в части III «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» документации о закупке» Заявитель указал страну происхождения товара – Россия.

При этом Заявитель отмечает, что в подтверждение страны происхождения товара были указаны реестровые номера товара в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, а также приложены выписки из указанного реестра (реестровые записи № 3203\107\2021 от 10.12.2021 г., № 3024\29\2021 от 11.10.2021).

Таким образом, Заявитель отмечает, что подтвердил страну происхождения товаров, предлагаемых к поставке.

При этом Заявитель указывает, что Заказчиком не применено снижение цены договора на 15 % в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 (далее — Постановление № 925).

Кроме того, ценовое предложение Заявителя составило 235 742,00 рублей (Приложение № 2 к заявке).

Также Заявитель обращает внимание, что в пункте 11.1.6 итогового протокола № 32211495883 от 05.07.2022 указаны сведения об итоговых позициях участников, заявки на участие которых были признаны соответствующими требованиям, предъявляемым к участникам запроса котировок, но при этом комиссией Заказчика допущены следующие ошибки:

1) Лучшее ценовое предложение Заявителя указано некорректно - «235 742,00 рублей», в вышеуказанном протоколе - « 235 178,00 рублей».

2) В графе «Страна производителя» в отношении Заявителя указано «Иностранное государство», что не соответствует поданной Заявителем заявке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и иные запрашиваемые антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (в редакции с изменениями, утвержденными 17.06.2021 Министерством науки и высшего образования Российской Федерации) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Как следует из материалов дела, 23.06.2022 Заказчик на сайте электронной торговой площадки (далее - ЭТП), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку офисных кресел для нужд Краснодарского филиала (ЭЗК 22-100).

Начальная цена контракта — 249 331,70 руб.

Дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - с 23.06.2022 по 04.07.2022.

Согласно протоколу рассмотрения заявок № 32211495883 от 05.07.2022 на участие в запросе котировок подано 3 заявки.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок № 32211495883 от 05.07.2022 3-ое участников были допущены к дальнейшему участию в Закупке.

Пунктом 11.1.6. итогового протокола, указаны сведения об итоговых позициях участников, заявки на участие которых были признаны соответствующими требованиям, предъявляемым к участникам запроса котировок:

Итоговая позиция

Наименова ние участника закупки

Лучшее ценовое предложение

Цена предложен ия с учетом ПП РФ №925 (снижение 15%)

Страна производит еля

Номер заявки

Результат

Победитель

ООО "ПРОФИМ АРКЕТ"

209312.00 руб., с НДС

209312.00 руб., с НДС

Иностранное государство

3

 

Не указывается в данном протоколе

ООО "ДЭФО М"

235178.00 руб., с НДС

235178.00 руб., с НДС

Иностранное государство

2

 

Не указывается в данном протоколе

БОГОДУХ ОВА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВ НА

246978.00 руб., с НДС

246978.00 руб., с НДС

Иностранное государство

1

 

Относительно довода жалобы, что снижение 15% в отношении цены Заявителя не применено, Комиссия отмечает, Заказчиком в Извещении о проведении запроса котировок в электронной форме установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 (Далее – Постановление).

В соответствии со статьей 5 Постановления, условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке требования об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

Данное требование установлено Заказчиком в разделе 25 Извещения о проведении запроса котировок:

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 при проведении настоящего запроса котировок цен установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее для данного раздела — приоритет).

2. При проведении запроса котировок цен оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке. При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения запроса котировок оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

3. На основании пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 в настоящую документацию включены следующие сведения:

а) участник закупки в заявке на участие в закупке на (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) должен указать (продекларировать) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) участник закупки несет ответственность за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки представлены заказчиком в части V «ОБОСНОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ДОГОВОРА» настоящей документации о закупке;

г) отсутствие в заявке на участие в закупке на поставку товаров указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случае, предусмотренном подпунктом "г" пункта 4 настоящего раздела, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) отнесение участника закупки к российским или иностранным лицам производится на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

ж) указание страны происхождения поставляемого товара производится на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

з) при уклонении победителя закупки от заключения договора договор заключается с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора;

и) при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

4. Приоритет не предоставляется в случаях, если:

а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в закупке, представленной участником запроса котировок цен, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

5. Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014.

Комиссией установлено, что все участники Закупки в составе своих заявок задекларировали страну происхождения поставляемого товара, в том числе указав реестровые записи из реестра промышленной продукции.

Участники под номером 1 и 3 задекларировали страну происхождения товара – Россия.

Участник под номером заявки 2 (Победитель) задекларировал страну происхождения товара Россия и Китай. При этом доля Российского товара больше 50%.

В соответствии с Постановлением № 925 в рассматриваемом случае приоритет не предоставляется, следовательно сопоставление заявок производиться по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов в настоящем случае не будет.

Таким образом, довод Заявителя, что в отношении его ценового предложения снижение 15% не применено, не нашел документального подтверждения действительного нарушения прав Заявителя, поскольку достаточных и достоверных доказательств тому представлено не было.

Относительно довода Заявителя, что ценовое предложение в протоколе подведения итогов указано некорректно 235 178,00 рублей, вместо 235 742,00 рублей, Комиссия отмечает, что Заказчик предоставил в адрес Комиссии скриншот с электронной торговой площадки, подтверждающий, что на площадке предложение Заявителя было указано 235 178,00 руб.

В подпункте 4 пункта 28 раздела I.3. Документации установлено: «Предложение о цене договора, в т.ч. предложение о цене единицы товара, работы, услуги заполняется по форме 3 части II «ФОРМЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ» и по форме, предусмотренной функционалом электронной площадки и направляется участником закупки оператору электронной площадки в составе заявки на участие в запросе котировок. Оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации о содержании ценовых предложений участников запроса котировок в электронной форме до формирования итогового протокола. Сопоставление ценовых предложений осуществляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки при формировании итогового протокола».

Кроме того, в пункте 2.2.5 регламента ЭТП указано, что при проведении закупочной процедуры на ЭТП Организатор не принимает заявки на участие в данной Процедуре, поданные вне ЭТП.

Вместе с тем, в пункте 2.2.6 установлено, что информация указанная участником в документе, создаваемом путем заполнения формы документа на ЭТП, должна соответствовать информации, содержащейся в документации, прилагаемой Участником к документу, создаваемому путем заполнения формы на ЭТП. В случае наличия расхождений приоритетной считается информация, указанная Участником в документе, созданном путем заполнения формы на ЭТП.

Как следует из материалов дела, ценовое предложение Заявителя поданное на площадке и в составе заявки отличается, но при этом Заказчик указал, что при формировании протокола посредством функционала ЭТП указано ценовое предложение, поданное путем заполнения формы на ЭТП.

Комиссия отмечает, что Заявитель не смог дать дополнительных пояснений относительно разночтения цены.

Таким образом, Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности заявленного им довода.

Относительно довода Заявителя, что в итоговом протоколе в графе «Страна производителя» указано «Иностранное государство», что не соответствует поданной Заявителем заявке, Комиссия отмечает следующее.

Заказчик пояснил, что итоговый протокол формируется посредством программно-аппаратных средств площадки, то есть, указываются данные, которые предоставили участники на электронной торговой площадке.

При этом Заказчик также обратил внимание, что, поскольку никто из участников посредством электронной площадки в момент подачи заявки не установил страну происхождения товаров, ЭТП автоматически посчитала их иностранными товарами.

Частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

4) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

5) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

6) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

7) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Пунктом 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений.

Комиссия, исследовав содержание итогового протокола, установила, что в данном протоколе содержатся результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке.

Комиссия также отмечает, что само по себе несогласие Заявителя с содержанием итогового протокола не свидетельствует о нарушении Заказчиком положений Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Действительных доказательств нарушения своих прав Заявителем Комиссии не представлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ДЭФО М» (ОГРН: 1075074016709; ИНН: 5051010824) на действия Финансовый Университет (ОГРН: 1027700451976; ИНН: 7714086422) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.07.2022 № ЕИ/36683/22.

​​​​​​​

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны