Решение №29199/24 б/а от 18 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8652/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


15.07.2024 г. Москва
 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>,

членов Комиссии:

<...>,

<...>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «РусМедИспорт» в лице <...> , действующей на основании доверенности от 07.06.2024 № б/н, представителей ГАУ «Гормедтехника» в лице <...>, действующей на основании доверенности от 21.03.2024 № 203/03, в лице <...>, действующей на основании доверенности от 21.03.2024 № 200/03, в лице <...> , действующего на основании доверенности от 06.02.2024 № 148/02, в лице <...>, действующего на основании доверенности от 09.01.2024 № 91/01,

рассмотрев жалобу ООО «РусМедИспорт» (далее — Заявитель) на действия ГАУ «Гормедтехника» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аппаратов для ударно-волновой терапии (ПСЗ2024-89) (реестровый № 32413679295, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:
 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно применен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановления № 925), поскольку участники не могли предоставить товар российского происхождения с учетом требований Технического задания.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц «Государственное автономное учреждение города Москвы «Гормедтехника Департамента здравоохранения города Москвы», утвержденного Наблюдательным советом Государственного автономного учреждения города Москвы «Гормедтехника Департамента здравоохранения города Москвы» протоколом от «04» августа 2023 года № 50 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 05.06.2024 Заказчик на сайте единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аппаратов для ударно-волновой терапии (ПСЗ2024-89).

Начальная (максимальная) цена договора — 26 100 000,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок — 05.06.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) — 13.06.2024 10:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок — 14.06.2024.

Дата рассмотрения вторых частей заявок 18.06.2024.

Дата подведения итогов — 18.06.2024.

Согласно Протоколу подведения итогов процедуры от 18.06.2024 № 32413679295-04 (далее — Протокол) по результатам проведения Закупки Заявитель признан победителем.

В силу пункта 14 Протокола договор заключается на условиях, предусмотренных документацией о проведении процедуры, по начальной цене договора, указанной в извещении о проведении процедуры, или по цене за единицу товара, предложенной победителем, сниженной на 15 (пятнадцать) процентов в соответствии с п.3(1) Постановления правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (итоговая цена с учетом исполнения указанной нормы составляет 572 220 (пятьсот семьдесят две тысячи двести двадцать) руб. 00 коп.)) или по цене, согласованной с участником процедуры.

По мнению Заявителя, участники не могли предоставить товар российского происхождения с учетом требований Технического задания, что впоследствии привело к применению Заказчиком норм Постановления № 925 в части заключения договора с победителем аукциона по цене, сниженной на 15%.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 925, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Вместе с тем Заказчик пояснил, что в ходе рассмотрения заявок было установлено, что ООО «Точка фокуса» (ИНН: 7702403490) предложило к поставке оборудование производства Российская Федерация.

Таким образом, Заказчик указал, что применение условий пункта 3 Постановления № 925 в данном случае вызвано тем, что среди заявок на аукционе были заявки, содержащие товар, страной происхождения которого является Российская Федерация.

В свою очередь, Заявитель указывает, что ни одна из моделей аппарата ударно-волновой терапии, страной происхождения которого является – Российская Федерация, не отвечает в полной мере требованиям Технического задания.

Заявитель отмечает, что, проведя сравнительный анализ медицинских изделий по кодам НКМИ 216320, 292110, 291970, 204140, 209100, имеющих действующее регистрационное удостоверение и которые произведены в Российской Федерации и странах-членах Евразийского экономического союза, обнаружено, что ни одно из медицинских изделий не соответствует Техническому заданию, размещенному в составе Закупочной документации. Все аппараты не проходят по ряду характеристик, основное несоответствие это принцип генерирования ударной волны, все сравниваемые аппараты имеют фокусированные ударные волны, основанные на принципе электромагнитной индукции.

В свою очередь, как указал Заявитель, только один аппарат ударно-волновой терапии «Эксотонус» регистрационный номер № РЗН 2022/18098 от 23.08.2022 имеет схожий принцип генерирования ударных волн.

 

п/п

Наименование оборудования производства РФ или ЕАЭС, согласно действующему регистрационному

удостоверению

Наименование показателя согласно требованиям АД

Требуемое значение показателя

Значение показателя согласно Инструкции, размещенной на сайте РЗН

1

Аппарат ударно-волновой терапии «Эксотонус» РЗН 2022/18098 от 23.08.2022

Принцип генерирования ударной волны

Баллистический

Тип воздействия ударная волна

 

 

Количество режимов работы аппликатора

Не менее 3 шт

Отсутствуют данные в инструкции

 

 

Гарантийный ресурс комплекта расходных

материалов аппликатора в комплекте поставки

Не менее 2 000 000 импульсов

100 000 (замена трубки и пули)

500 000 – 1 000 000

 

 

Количество импульсов на одну процедуру:

 

 

Минимальное значение

Не более 1

импульсов

1 импульсов

 

 

Максимальное значение

Не менее 9999 импульсов

3000 импульсов

 

 

Датчик 3

Наличие

Наличие

 

 

Диаметр

Не менее 20 не более 26 мм

35 мм

 

Вместе с тем Комиссией установлено, что ООО «Точка фокуса» (ИНН: 7702403490) предложил к поставке оборудование – аппарат ударно-волновой терапии «Эксотонус» производства Российская Федерация, регистрационный номер № РЗН 2022/18098 от 23.08.2022.

Порядок государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации, установлен Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №1416 (далее - Правила).

В силу пункта 2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

В соответствии с подпунктами «в», «г» пункта 10 Правил для государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) представляются, в том числе техническая документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие и эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия.

Согласно пункту 39 Правил внесение изменений в документы, указанные в подпунктах «в» и «г» пункта 10 настоящих Правил (за исключением случаев, указанных в подпункте «г» пункта 37 настоящих Правил), осуществляется по результатам экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия, проведенной в порядке, аналогичном порядку проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия в целях его государственной регистрации в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, в случае если регистрирующим органом по результатам проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, установлено, что внесение заявленных изменений влечет изменение свойств и характеристик, влияющих на качество, эффективность и безопасность медицинского изделия, или совершенствует его свойства и характеристики при неизменности функционального назначения и (или) принципа действия медицинского изделия.

Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно (пункт 6 Правил).

В соответствии с пунктом 36 Правил в течение 1 рабочего дня после принятия решения о государственной регистрации медицинского изделия регистрирующий орган вносит данные о зарегистрированном медицинском изделии в государственный реестр.

Порядок ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее — реестр) установлен Правилами ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей) осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1650 (далее — Правила № 2).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 2 ведение реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в электронном виде путем внесения реестровых записей с присвоением уникального номера реестровой записи в реестр.

В силу пункта 9 Правил № 2 сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети «Интернет». Сведения, содержащиеся в реестре, обновляются ежедневно с сохранением всех редакций реестра.

Согласно пункту 12 Правил № 2 сведения, содержащиеся в реестре, являются общедоступными и предоставляются органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным юридическим лицам, а также физическим лицам.

Вместе с тем согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.

Таким образом, Комиссия обращает внимание, что достоверная информация о медицинском изделии, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия содержится на официальном сайте Росздавнадзора.

Комиссией в ходе изучения информации, размещенной на официальном сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru/), установлено, что аппарат ударно-волновой терапии «Эксотонус» не соответствует требованиям Технического задания по показателям: «Гарантийный ресурс комплекта расходных материалов аппликатора в комплекте поставки», «Количество импульсов на одну процедуру» - «Максимальное значение», «Датчик 3» - «Диаметр».

Согласно информации из Роздравнадзора по указанным показателям отмечено следующее:

 

Гарантийный ресурс комплекта расходных

материалов аппликатора в комплекте поставки

100 000 (замена трубки и пули)

500 000 – 1 000 000

Количество импульсов на одну процедуру:

Максимальное значение

3000 импульсов

Датчик 3

Наличие

Диаметр

35 мм

 

Комиссия отмечает, что наименование вышеуказанных характеристик аппарата ударно-волновой терапии «Эксотонус» тождественны наименованиям в Техническом задании, что было подтверждено Заказчиком на заседании Комиссии.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что представленное в составе заявки ООО «Точка фокуса» (ИНН: 7702403490) оборудование не соответствует требованиям Технического задания.

Доказательств обратного Заказчиком не представлено.

Исходя из этого, Заказчиком неправомерно применено снижение цены договора на 15 % в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925.

Относительно позиции Заявителя, что участником, предложившим оборудование российского происхождения, в техническом предложении представлены недостоверные сведения в части характеристик такого товара, Комиссия отмечает, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны Заказчиком.

Предоставление участником Закупки в составе заявки недостоверных сведений и выявление Заказчиком названного факта является самостоятельным основанием для отстранения такого лица от участия в закупочной процедуре на любом этапе его проведения.

Указанное требование обусловлено более значимыми правовыми последствиями для участника торгов, нежели несоответствие заявки формальным требованиям Закупочной документации, а потому требует большей проработанности со стороны Заказчика и наличия у него неопровержимых доказательств недостоверности представленных сведений.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности.

В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, для принятия решения об отклонении той или иной заявки по причине наличия в ней недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

При этом ООО «Точка фокуса» в техническом предложении указал номер регистрационного удостоверения - от 23.08.2022 РЗН 2022/18098 - на оборудование – аппарат ударно-волновой терапии «Эксотонус» производства Российская Федерация, в связи с чем у Заказчика имелась возможность проверить соответствие технических характеристик.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о признании довода жалобы обоснованным.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Вместе с тем действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали, поскольку объективно повлекли за собой их нарушение.

Между тем, указанные действия Заказчика влекут за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости (пункт 1 статьи 3 Закона о закупках), но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

При этом Законом о закупках установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг именно в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной и необходимости выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «РусМедИспорт» (ИНН: 7725829542; ОГРН: 1147746564900) на действия ГАУ «Гормедтехника» (ИНН: 7725262013; ОГРН: 1157746099928) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны