Решение б/н б/а от 26 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17773/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

21.12.2023                                                                                                           г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<............>

членов Комиссии:

<............>

<............>

рассмотрев жалобу ООО «Стройконтракт» (далее — Заявитель) на действия ГБУ «Миграционный центр» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерных коммуникаций в зданиях (реестровый № 32312912450) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Согласно доводом жалобы Заявитель выражает несогласие с оценкой своей заявки по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», а именно Заказчиком к оценке не в полном объеме принят квалифицированный персонал, который, по мнению Заявителя полностью соответствовал требованиям Закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг ГБУ «Миграционный центр», утвержденным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 31.03.2023 № ДПР—ПР-37/23 (далее — Положение о закупке).

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами информационная открытость закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Как следует из материалов дела, 31.10.2023 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерных коммуникаций в зданиях (реестровый № 32312912450) (далее – запрос предложений, процедура).

Начальная (максимальная) цена договора: 80 653 096,20 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 31.10.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 21.11.2023 в 08:00.

Дата подведения итогов: 06.12.2023.

Согласно протоколу подведения итогов от 06.12.2023 по результатам оценки и сопоставления заявок Заявителю по показателю «Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация)» присвоено — 2,0 балла, в виду того, что по части представленных специалистов отсутствуют копии документов, подтверждающих прохождение проверки знаний в органах Ростехнадзора.

По результатам подведения итогов Заявитель занял второе место с итоговой оценкой — 52, 10 балла.

Так, Разделом 5 Закупочной документации установлен следующий порядок оценки по показателю «Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация)» критерия «Квалификация участников закупки»:

Коэффициент значимости (КЗ) =0.4

Максимальная оценка по показателю –40.0 баллов.

Содержание:

Оценивается наличие у участника закупки квалифицированных специалистов (штатные, привлеченные), которые будут задействованы при исполнении контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса, прошедших обучение по одной или нескольких из областей из данного перечня:

1. инженер, имеющий высшее профессиональное образование по специальности или направлению, входящему в раздел «Инженерное дело, технологии и технические науки» согласно Общероссийскому классификатору специальностей (ОК 009-2016) и прошедший проверку знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в органах Ростехнадзора в соответствии с Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», проверку знаний требований охраны труда;

2. слесарь-сантехник (сантехник, монтажник трубопровода), имеющий профессиональное техническое образование в соответствии с «ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» и прошедший проверку знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в органах Ростехнадзора в соответсвии с Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»;

3. слесарь по обслуживанию тепловых сетей (слесарь-ремонтник, теплотехник) (квалификация не ниже 4-ого разряда), имеющий профессиональное техническое образование в соответствии с «ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» и прошедший проверку знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в органах Ростехнадзора в соответствии с Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»;

Сведения подтверждаются следующими документами:

- штатные специалисты: копиями трудовых книжек, трудовых договоров, копиями дипломов или квалификационных аттестатов, или удостоверений специалистов (в том числе:

(при наличии инженеров)

- копия действительного удостоверения о проверке знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок с копией протокола проверки знаний правил работы на объектах теплоснабжения;

- копия действительного удостоверения о проверке знаний требований охраны труда.

(при наличии слесаря-сантехника и (или) слесаря по обслуживанию тепловых сетей)

- копия действительного удостоверения о проверке знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок с копией протокола проверки знаний правил работы на объектах теплоснабжения.

(при наличии слесаря по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования и (или) электротехнического персонала)

- копия действительного удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках с копией протокола проверки знаний правил работы в электроустановках. (при наличии электрогазосварщика)

- копия действительного удостоверения (свидетельства) о квалификации, подтверждающего наименование профессиональной деятельности и уровень квалификации сотрудника; - копия действительного удостоверения о проверке знаний требований пожарнотехнического минимума.)

(при наличии электромонтажника, наладчика, монтажника)

- копия действительного удостоверения (свидетельства) о квалификации, подтверждающего наименование профессиональной деятельности и уровень квалификации сотрудника;

- копия действительного удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках с копией протокола проверки знаний правил работы в электроустановках.

(при наличии электромонтера охранно-пожарной сигнализации)

- копия действительного удостоверения о проверке знаний правил работы в охраннопожарной сигнализации с копией протокола проверки знаний правил работы в охраннопожарной сигнализации.

(при наличии промышленного альпиниста)

- копия действительного удостоверения (свидетельства) о квалификации, подтверждающего наименование профессиональной деятельности и уровень (разряд, группа) квалификации сотрудника.

- привлеченные специалисты: копиями гражданско-правовых договоров, копиями дипломов или квалификационных аттестатов, или удостоверений специалистов (в том числе:

(при наличии инженеров)

- копия действительного удостоверения о проверке знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок с копией протокола проверки знаний правил работы на объектах теплоснабжения;

- копия действительного удостоверения о проверке знаний требований охраны труда.

(при наличии слесаря-сантехника и (или) слесаря по обслуживанию тепловых сетей)

- копия действительного удостоверения о проверке знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок с копией протокола проверки знаний правил работы на объектах теплоснабжения.

(при наличии слесаря по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования и (или) электротехнического персонала)

- копия действительного удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках с копией протокола проверки знаний правил работы в электроустановках.

(при наличии электрогазосварщика)

- копия действительного удостоверения (свидетельства) о квалификации, подтверждающего наименование профессиональной деятельности и уровень квалификации сотрудника;

- копия действительного удостоверения о проверке знаний требований пожарнотехнического минимума.)

(при наличии электромонтажника, наладчика, монтажника)

- копия действительного удостоверения (свидетельства) о квалификации, подтверждающего наименование профессиональной деятельности и уровень квалификации сотрудника;

- копия действительного удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках с копией протокола проверки знаний правил работы в электроустановках.

(при наличии электромонтера охранно-пожарной сигнализации)

- копия действительного удостоверения о проверке знаний правил работы в охраннопожарной сигнализации с копией протокола проверки знаний правил работы в охраннопожарной сигнализации.

(при наличии промышленного альпиниста)

- копия действительного удостоверения (свидетельства) о квалификации, подтверждающего наименование профессиональной деятельности и уровень (разряд, группа) квалификации сотрудника.

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

В случае наличия таких специалистов, в составе заявки предоставляются «Сводные сведения об обеспеченности кадровыми ресурсами, которые будут задействованы при исполнении договора», содержащие перечень сотрудников, информацию о должности каждого сотрудника (для сотрудников, находящегося в штате организации), либо указание, на то, что он является привлеченным специалистом (для сотрудников, работающих на основании гражданско-правового договора), его ФИО, и область его квалификации, в соответствии с приведенным выше перечнем (рекомендуемая форма сводных сведений представлена в Приложении 2 к настоящему порядку оценки заявок).

Учитывается фактическое количество специалистов, независящее от количества у каждого специалиста соответствующего образования в одной или нескольких из вышеперечисленных областей.

Заявка участника с наибольшим количеством сотрудников с подтвержденной квалификацией оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ). Заявки других участников оцениваются пропорционально относительно показателей заявки, которой присвоено максимальное количество баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ).

Порядок оценки:

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

НЦБi = КЗ х 100 х (Кi / Кmax),

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Оценка в 0 баллов будет присвоена:

- участнику закупки в случае отсутствия предложения или наличия предложения по количеству квалифицированного персонала;

- участнику закупки, который не предоставил в составе своей заявки «Сводные сведения об обеспеченности кадровыми ресурсами, которые будут задействованы при исполнении договора», либо представил Сводные сведения, содержащие не все требуемые данные, указанные в показателе;

- участнику закупки, который не представил или представил частично в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие предоставленные сведения о наличии кадровых ресурсов.

Таким образом, исходя из вышеизложенных требований Закупочной документации к оценке принимаются только специалисты, которые прошли проверку знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в органах Ростехнадзора с приложением подтверждающих документов в виде копии действительного удостоверения с копией протокола проверки знаний.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения наличия специалистов определенного уровня квалификации представлены сведения и документы на 105 специалистов, из которых:

3 инженера (<............>), прошедших проверку знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в органах Ростехнадзора;

102 работника, прошедших проверку знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в ООО «Стройконтракт».

Таким образом, Заказчиком к оценке было принято 3 специалиста, прошедших проверку знаний только в органах Ростехнадзора.

При этом на заседании Комиссии Заказчик отметил, что порядком оценки не предусмотрена оценка сотрудников участников, проходивших проверку знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в иных организациях, кроме органов Ростехнадзора, такие сотрудники закупочной комиссией при оценке заявки не учитывались.

Вместе с тем Заявитель в жалобе ссылается на Приказ Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (далее — Правила).

Как указывает Заявитель, согласно пункту 2.3.20 Правил проверка знаний настоящих Правил у ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией тепловых энергоустановок, проводится в комиссии органов государственного энергетического надзора.

В силу пункта 2.3.21 Правил для проведения проверки знаний персонала руководитель организации назначает постоянно действующую комиссию.

В связи с чем, по мнению Заявителя, по смыслу вышеуказанных пунктов Правил, проверка знаний у ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, их заместителей проводится в комиссии органов государственного энергетического надзора. При этом, проверка знаний персонала осуществляется постоянно действующей комиссией Организации.

Также Заявитель в жалобе указывает, что в Закупочной документации не конкретизировано, что удостоверения о проверке знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок с копией протокола проверки знаний правил работы на объектах теплоснабжения должны быть выданы в комиссии Ростехнадзора.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в Закупочной документации прямо указано на необходимость прохождения заявленных квалифицированных специалистов проверки знаний правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок непосредственно в органах Ростехнадзора.

При этом возможность представления в качестве подтверждения наличия специалистов определенного уровня квалификации специалистов, прошедших проверку знаний комиссией участника, в Закупочной документации не предусмотрено.

Относительно довода Заявителя о том, что в Закупочной документации отсутствует конкретизация о том, что подтверждающие прохождение проверки знаний документы должны быть выданы комиссией Ростехнадзора, Комиссия отмечает, что оспариваемое требование подлежало обжалованию в срок до окончания подачи заявок.

В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, тем самым в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации при подаче заявки конклюдентно согласился с условиями Закупочной документации, в том числе в части предоставления подтверждающих документов в рамках показателя оценки «Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация)».

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что оценка заявки Заявителя по показателю «Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация)» осуществлена Заказчиком правомерно и в соответствии с требованиями Закупочной документации.

Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройконтракт» (ИНН: 3321032585, ОГРН: 1123316002040) на действия ГБУ «Миграционный центр» (ИНН: 7710207002; ОГРН: 1027700497835) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 15.12.2023 № НП/53777/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны